Тема интересна будет тем, кто занимается музыкой, а именно играет на фортепиано.
Вложение | Размер |
---|---|
masha_fortepiano.rar | 787.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск
средняя общеобразовательная школа№1
имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»
655600 Республика Хакасия, г.Саяногорск, Енисейский м-он, дом 20
Телефон 2-08-55 Факс 2-09-00
E-mail: school_19_026@mail.ru
Исследовательская работа
Фортепиано – музыкальный инструмент
Выполнила: Тимощенко
Мария Артемовна
Руководитель :Фогель
Ирина Ивановна
2016 г.
Введение
Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано.
Нет другого музыкального инструмента, который имел бы такую обширную сольную литературу, так что как солист фортепиано стоит на первом месте. Незаменимо фортепиано и в ансамбле с голосом, и с другими инструментами. Как участник оркестра или как любимый инструмент для домашнего музицирования фортепиано больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Умение играть на нем обязательно для музыкантов всех специальностей. Если вы научились играть на пианино, то вы сможете играть на любом другом музыкальном инструменте.
Цель работы: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития; выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным инструментом.
Задачи:
- узнать, где и когда появилось фортепиано;
- узнать о современных клавишных инструментах;
- выявить преимущества и недостатки инструмента.
История фортепиано
Изучив всю найденную литературу, я узнала, что история развития фортепиано не так богата, как думала раньше. Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.
Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько.
Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV веках и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но было гораздо проще. Клавикорд ставили на стол и играли стоя. На протяжении 5 веков мастера старались его улучшить. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Они размещались одна над одной, в виде лесенки. Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель по желанию мог играть то тише, то громче. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Но был у клавикорда и большой недостаток - большей громкости так и не удалось добиться.
Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Инструменты делали нарядными, украшали позолотой. Однако играть на нем было не очень удобно. Все клавиши были темными. И в конце 18 века расположение цветов на клавиатуре изменилось. Клавиатура стала такой, какой мы видим её сегодня у всех клавишных инструментов. Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках.
Другой клавишный инструмент – клавесин - скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины, были распложены параллельно, как у современного рояля, и это определило характерную форму, которая перешла к роялю. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром.
Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма - внешним видом он напоминает современный рояль.
Клавесин превратился в замечательный ансамблевый инструмент. В оркестре он исполнял партию сопровождения: дирижер сидел за клавесином – левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Со временем клавесин стал принадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов. Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью. Увы, улучшение внешнего вида приводило порой к ухудшению звука.
Мастера не могли смириться с тем, что клавесин звучит однообразно, и придумывали всевозможные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина. Например, устанавливали несколько клавиатур с разной силой звука; приспосабливали педаль, при нажатии которой звук становился тише, – но все они были не очень удобными. Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со сцены совсем – его можно и сегодня услышать на концертах старинной музыки.
На рубеже ΧVΙΙΙ века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.
Первым эту проблему решил итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести пятьдесят лет назад Кристофори работал у флорентийского герцога Козимо Медичи, имеющего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. И вот в один прекрасный день 1709 года в коллекции Медичи появился необычный музыкальный инструмент. На первый взгляд он мало чем отличался от клавесина. На самом деле в этом инструменте было замечательное новшество: звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент чутко откликался на прикосновение пальцев руки к клавишам, а специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию.
Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название затем было сокращено и появилось слово «фортепиано», что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.
А вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции – Жан Мариус (1716 г), в Германии – Готлиб Шретер (1717-21 г).
Однако признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был соперник – старый клавесин. Мирясь с недостатками клавесина, композиторы создали множество прекрасных произведений для него. К его звучанию был приучен слух музыкантов и публики. Сто лет понадобилось, чтобы перестроить слух музыкантов и любителей музыки с клавесинного звучания на фортепианное.
В. А. Моцарт в юности играя лишь на клавесине, стал играть на фортепиано и сочинять музыку, которая могла показать инструмент во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано.
Но «сдался» клавесин лишь при Бетховене: старенький тихоголосый клавесин не выдерживал звукового шквала напористой и мощной музыки великого маэстро.
К концу ΧVΙΙΙ века фортепиано полностью вытесняет клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.
На протяжении веков сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Существует также пирамидальное фортепиано. Это настолько редкий вид фортепиано, что долгое время исследователи не могли определить, как же правильно называть этот музыкальный инструмент. И только в 1976 году определили, что в Иркутске в доме-музее Волконских сохранился уникальный экземпляр пирамидального фортепиано. Инструмент был изготовлен в Германии или Австрии между 1780 и 1810 годами. 11 лет фортепиано находилось на реставрации. Петербуржские мастера восстановили экстерьер инструмента и утраченную крышку-клапан клавиатуры. Была полностью восстановлена механика. Сейчас это единственное действующее фортепиано такого вида в мире.
Рояль – это концертный инструмент. Пианино же мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.
Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы используем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука.
Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен, Григ, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Балакирев, Скрябин. «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Ф.Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля.
В настоящее время самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.
В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Внешне они очень похожи на фортепиано, но эти инструменты по некоторым качествам превосходят его. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий. Иногда, по некоторым качествам, они превосходят фортепиано. Это заключается в объёме диапозона, возможности получения различных тембров, даже имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.
Преимущества и недостатки фортепиано
А теперь посмотрим на клавиатуру фортепиано: в ней семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном. При нажатии на клавишу, прикрепленный к ней молоточек приходит в движение – ударяет по струне. Одновременно от нее отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Пока клавиша нажата, расположенный над струнами глушитель (демпфер) поднят, и звук длится до полного угасания. Стоит только отпустить клавишу, как глушитель возвращается на свое место (то есть опускается на струны), и звук мгновенно гаснет.
Под клавиатурой, возле ног пианиста, расположены педали. Применяя левую педаль, можно сделать звук более тихим и матовым, то есть, как говорят музыканты, поменять ″окраску″. При нажатии правой педали демпферы поднимаются над струнами, и звук длится даже тогда, когда пианист отпускает клавишу.
Но есть у пианино и недостатки, связанные с особенностями фортепианного механизма. Их два:
Выразительные возможности фортепиано настолько богаты, что легко покрывают его недостатки.
Как писал непревзойденный пианист и выдающийся композитор Ференц Лист: ″Фортепиано располагает объемом целого оркестра и десяти пальцев человека хватает для воссоздания гармоний, которые иначе могли бы быть воссозданы к жизни в результате соединения сотен музыкантов в оркестре″.
Действительно, фортепиано под руками мастера начинает звучать, как настоящий оркестр. Не случайно Лист перевел на фортепианный язык симфонии Бетховена и оркестровые произведения других композиторов, то есть сделал фортепианные переложения этих сочинений, сохранившие образное содержание оркестровых оригиналов.
Послушайте прелюдии Рахманинова или ″Грустную песню″ Чайковского. И вам покажется, что вы слышите пение, человеческий голос, а несколько инструментов аккомпанируют ему.
Выводы
За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано. У фортепиано огромные, безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр. Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты: Бетховен, Шопен, Шуберт, Рахманинов, Скрябин и другие. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для фортепиано раскрывали его огромный потенциал. Слушать фортепиано можно бесконечно, но в наше время появилось много электромузыкальных клавишных инструментов, по некоторым качествам превосходящих фортепиано.
Значит ли это, что фортепиано устарело?
Разумеется, нет. Фортепиано молодой инструмент. Ему не более трёхсот лет. Он оказывает на общество большее воздействие, чем любой другой инструмент. Уверена, что его славе ещё далеко до заката. Его история только началась. Триумф фортепиано впереди!
И подтверждение этому мы находим в количестве людей стремящихся научиться играть на фортепиано, десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки. Это значит, что фортепиано с его богатством и разнообразием звуковых красок и оттенков, любимый музыкальный инструмент. Давно фортепиано стало доступным широкой публике. Ни один инструмент не сравниться сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется оно в нашей жизни. Композиторов привлекают его огромные, почти безграничные возможности.
Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концертах, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль и зал замирает. На глазах у всех совершается великое таинство – рождается музыка… Так и живет с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других инструментов помогающий нам ощутить великую радость общения с музыкой.
В процессе исследования, я много узнала из истории инструмента, игре на котором обучаюсь 2 года. Я поняла, что знать историю музыки, не только интересно, но и полезно. Это позволяет лучше понимать содержание того или иного музыкального произведения.
Теперь я с большим интересом посещаю уроки музыки по классу фортепиано. А музыка, исполненная мной на пианино, доставляет мне и моим слушателям огромное удовольствие богатством и разнообразием звуковых красок, неповторимыми оттенками. Я думаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.
Список литературы:
Как нарисовать зайчика
Любили тебя без особых причин...
«Течет река Волга»
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Л. Нечаев. Яма