Исследовательская работа,где автор изучила виды танца,отношение людей к танцам
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Без танцев мир беден" | 49.51 КБ |
Введение
Пришел Человек к Мудрецу: «О, Мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал Мудрец и научил Человека... Танцевать. Что может быть прекраснее, чем танец? Что еще способно подарить столько волшебных, завораживающих мгновений и способов оздоровить свой организм, снять напряжение и усталость, улучшить свою физическую форму, развить гибкость и чувство ритма, отбросить скованность и страх? Даже самым далеким от танцев людям приятно и интересно наблюдать мастерство танцоров. И почему, же не научится самим? Основная идея моего проекта заключается в том, чтобы современные дети, как можно чаще занимались танцами в доступном для них режиме для улучшения своего здоровья, эмоционального состояния и для культурного общения друг с другом.
Реализация проекта актуальна, т.к.учёные в области психофизиологии наблюдают, что все эмоции человека, как позитивные, так и негативные отражаются на физическом здоровье. Тело человека знает и помнит все переживания души, и постоянно сдерживаемый, загоняемый внутрь негатив отравляет организм не хуже токсических веществ. Из-за постоянного жёсткого контроля нарушается, а иногда и полностью теряется контакт с телом, и человек перестаёт воспринимать импульсы и сигналы, которые оно посылает, в том числе и через эмоции. Это приводит к различным заболеваниям, гиподинамии, стрессам, депрессии, непониманию и неприятию себя самого и окружающих.
В данной работе я хочу вам рассказать о народных танцах. Я уже год занимаюсь в танцевальном кружке. На занятиях мы разучиваем танцы разных народов. Мне стало интересно более подробно узнать о народных танцах.
Гипотеза исследования: танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности;
Объект исследования: танец;
Предмет исследования: народные танцы;
Цель проекта: рассмотреть историю, виды и особенности народных танцев;
Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи:
1.Рассмотреть народные танцы как самый распространенный вид искусства
2.Познакомиться с видами народных танцев и их особенностями
3.Провести анкетирование среди обучающихся с целью выявления осведомленности о танцах и их отношения к народным танцам
4.Обобщить результаты и сделать выводы.
5.Привлечь внимание к народным танцам, желание заниматься ими
Данный проект направлен на оздоровление школьников; снятие психического и эмоционального напряжения детского коллектива; обеспечение их двигательной активности путем обогащения двигательного опыта и реализации творческих потребностей через танцевальные занятия; подготовку коллективных танцев.
Танцы как особый вид искусства
Танец (польск. taniec, от нем. Tanz) - вид искусства, художественный образ в котором возникает из смены положений человеческого тела.
Существовали танцы воинственные, культовые, праздничные, театральные, танцы в быту. Древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить на бальные, народные, спортивные, современные. В моем выступлении речь пойдет о народных танцах. Именно народный танец является родоначальником всех остальных. Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды. Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства. Нет ни одной народности, какой бы малой она ни была, которая не имела бы присущей только ей танцевальной культуры. Танцы и песни различных национальностей возникли из народных игр и развлечений, связанных с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками.
Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества). Безусловно, танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах их границ, а у других завоевало весь мир. Вряд ли найдется равнодушный зритель танца фламенко (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских, кельтских и других народных танцев.
Как танцевали древние люди? Для первобытного человека танец был основной формой существования. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок - охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода и в наше время можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке. (слайд)
Русские народные танцы
Не поддаётся счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Валенки», «Барыня», «Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Топотуха", «Кадриль»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Русские народные танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах. Русская пляска - вид русского народного танца. В каждом районе пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа К русским пляскам относятся хоровод, перепляс.
Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Башкирские народные танцы
Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии башкирской народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.
На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ведь именно на больших праздниках происходило обучение молодежи пляскам. В шествии от аула к летовке, где устраивалось первое летнее празднество, в плясках при сборе призов для участников спортивных состязаний наряду со старшими участвовала и молодежь. На больших летних праздниках «Йыйын», «Майзан», «Бэйге» молодежи предоставлялась возможность знакомства, выбора «пары» во время танцев, игр, прогулок.
В день праздника пляски, хороводы устраивались исключительно для молодежи, они назывались «киске уйын» - «вечерние игры». Пляски устраивались и по поводу сбора дикого лука, кислицы, во время смягчения домотканины или выхода на гору по пятницам в летние дни.
В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали. Распорядительницей на женских праздниках была уважаемая, талантливая женщина, знаток народных песен, плясок, хороводов, игр.
Марийские танцы.
Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном.
Марийские народные танцы также древни, как и народные песни. По утверждению научного сотрудника МарНИИ В. Акцорина[1, C.35] в древних марийских танцах были элементы подражания птиц и животных. Например, во время рождественских представлений ряженные танцевали танцы медведей, свиней и козы. Эти танцы и сегодня распространены в Малмыжском районе Кировской области. Обрядовые танцы в древности танцевали в пасхальные дни. Юноши и девушки ходили по домам в гости и должны были общаться и танцевать с хозяевами. При этом муж не должен танцевать со своей женой, а только с гостями. В старину девушку выдавали замуж за калым, жених и невеста иногда даже не были знакомы до свадьбы. Часто у бедных юношей не было возможности найти себе пару. Во время пасхальных дней им удавалось встречаться и потанцевать со своими бывшими возлюбленными.
Танцы народа мари, имея общую национальную основу, в разных районах отличаются своеобразием. По характеру исполнения можно соотнести их к таким группам:
Моркинская группа. Наиболее характерными танцами этой группы являются свадебные. Здесь представлены и массовые, и групповые, и сольные, как, например, танцы свахи, свата. Но самые интересные - танцы юношей (дружек) с хлыстами, отличающиеся большим темпераментом, фантазией и импровизацией. Музыкальным аккомпанементом служат волынка и барабан.
Сернурско-Торъяльская группа. Здесь в основном встречаются парные танцы лирического характера, напоминающие любовные танцы птиц. Все чувства выражаются необычайно мягкими движениями рук, покачиванием корпуса и чуть слышным пристукиванием каблуков. Как правило, исполняются они под волынку.
Йошкар-олинская группа. Чаше всего это массовые танцы, сопровождающиеся пением частушек или же пением мелодии без текста на возгласах «ой», «ойра» и
т. д.
Акцорин В. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 9 : Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. - Йошкар-Ола, МарНИИ, 1991. С.31-46.
Широко распространены парные танцы под гармошку и барабан. Основные движения - дроби, особенно у мужчин, с характерными резкими притопами на концах музыкальных фраз.
Горномарийская группа. На танцах горных мари сказалось влияние русских и чувашских танцев. Особенно это проявляется в мужских плясках, с их резкими движениями рук, ног, корпуса, с множеством дробей, присядок и других
разнообразных коленцев. Женский танец очень плавный и лиричный с красивыми движениями, как, например, «елочка», «гармошка» и т.д.
Восточная группа. В восточную группу входят мари, живущие в Свердловской,
Пермской областях, в районах Башкирской Республике. В основном у них танцы массовые.Один из самых интересных — «Веревочка», принимать участие в котором может неограниченное количество людей. Этот танец имеет зигзагообразное построение, где две линии танцующих как бы заплетают веревку вокруг средней линии. Плавные движения перемежаются через определенные промежутки с сильными дробными, особенно у мужчин. Интересны движения кистями рук, прищелкивания пальцами.
Районные особенности, имеющиеся в марийском танце, украшают его, делают богаче и интереснее.
Татарские народные танцы
В начале XX века танец среди татар не имел широкого распространения. Запреты, враждебное отношение к искусству мешало развитию народного танца.
Несмотря на все запреты, народ любил свои исторические песни, пляски, обращался к ним в часы досуга, искал в них отдых и отраду после тяжелой, изнурительной работы.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на "хозяев жизни". Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.Одни зимние вечерние посиделки назывались "аулакэи", другие - "кич утыру". На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Вечеринки "саулакэй" и "кач утыру" устраивались с участием юношей только при отсутствии родителей девушки-хозяйки. Без этого было нельзя.
Весной и летом собрать такие вечерники веселья было труднее. Только при праздновании "Сабантуя" не отказывали себе в удовольствии поплясать и представители старшего поколения .Обычно праздник завершается всеобщим танцем - хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Практическая часть
С целью выявления знаний о мире танцев и отношения к ним я провела анкетирование среди обучающихся начальной школы. Опрашиваемые отвечали на следующие вопросы:
В ходе обработки ответов выявилось, что:
Заключение
Если движение – это жизнь, то танцы – жизнь ослепительно яркая, насыщенная эмоциями, ежедневным праздником, общением, настоящей любовью, непреходящей страстью! Танцы берут тебя «в охапку» и начинают кружить в этом неоднозначном мире легко и непринужденно. Они дарят друзей, возможность подурачиться, удовольствие, развитие, свободу, а иногда и смысл жизни. Там, где танцы - много энергии и нет места стрессам. Куда бы мы не шли, умение танцевать всегда прибудет с нами и украсит наш день. Это умение дарит восторг от ощущения собственной привлекательности и восхищение окружающих. Танцы поддерживают нас в тонусе и отличном настроении. Мы смотримся в них, как в зеркало души, рассказываем языком тела свои истории. Без танцев мир был бы беден.
Танец – это поэзия души и тела, которая помогала людям выражать свои чувства и переживания. Танцоры всегда отличались гордой осанкой и плавной красивой походкой. Но достигается это далеко не просто. Поэтому все танцоры - прекрасные спортсмены, обладающие отменным здоровьем. Перефразировав народную мудрость, можно сказать, что, занимаясь танцами, вы совмещаете полезное с прекрасным.
Если говорить о планах на будущее, передо мной стоит задача изучить танцы других народов и показать их на сцене.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ташкиново
городского округа г.Нефтекамск
VIIгородская научно-практическая конференция
секция «Человек в мире искусства»
БЕЗ ТАНЦЕВ МИР БЕДЕН
(проект)
Выполнила: обучающаяся 4 класса
Сахапова Диана
Руководитель: Калиева Л.Ш
2014 г.
ТЕЗИСЫ для защиты своей работы
Пришел Человек к Мудрецу: «О, Мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни». Подумал Мудрец и научил Человека... Танцевать. Что может быть прекраснее, чем танец?
Основная идея моего проекта заключается в том, чтобы современные дети, как можно чаще занимались танцами в доступном для них режиме для улучшения своего здоровья, эмоционального состояния и для культурного общения друг с другом. Учёные в области психофизиологии наблюдают, что все эмоции человека, как позитивные, так и негативные отражаются на физическом здоровье. Тело человека знает и помнит все переживания души, и постоянно сдерживаемый, загоняемый внутрь негатив отравляет организм не хуже токсических веществ.
В данной работе я хочу вам рассказать о народных танцах. Я уже год занимаюсь в танцевальном кружке. На занятиях мы разучиваем танцы разных народов. Мне стало интересно более подробно узнать о народных танцах.
Гипотеза исследования: танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности;
Объект исследования: танец;
Предмет исследования: народные танцы;
Цель проекта: рассмотреть историю, виды и особенности народных танцев;
Для достижения своей цели я ставлю следующие задачи. Вы их видите на слайде.
В своей работе я рассмотрела танцы русского, башкирского, татарского,
марийского народов и выявила, что:
с обрядовыми праздниками, традициями своего народа;
движений выражаются радость, горе, любовь или злость; в танце можно
показать даже фантазии, разочарования и надежды;
и выразительнее смотрятся на фоне природы;
Предлагаю вашему вниманию посмотреть сольный татарский
лирический танец.
Продолжаю называть выявленные особенности:
Я побывала в костюмерной нефтекамского танцевального ансамбля города «Тангаур» и сняла видеролик…
С помощью анкетирования я выявила, что 7 ребят из 20 занимаются танцами, а любят потанцевать 16 человек. Это большинство. Мои сверстники мало знают названия некоторых танцев, танцевальных коллективов. На выпускной вечер хотели бы разучит русский народный и арабский танцы.
Предлагаю закончить выступление минутой творчества. Посвятим танцам несколько строк и сочиним пятистишие под названием «Танцы, танцы, танцы…» |
Общее и разное в танцах каждого народа
Похожи | Отличие |
История возникновения тесно связана с обрядовыми праздниками, традициями своего народа | У танцев каждого народа свои названия. У русских это «Барыня», «Топотуха», «Хоровод», «Валенки», «Кадриль» и др. У башкирских –это «Семь девушек», «Танец батыров», «танец с подносами», «Самовар»,«Лебедь», «Кукушка» и др. У марийцев – это «Веревочка», «Ищу пару», «Двенадцать» , «Танец с хлыстом», «Старинный» и др. У татар – это «Джигиты», «Сабантуй», «тарский лирический», «Апипа» и др. |
Выражает внутренние чувства; с помощью поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость; в танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды | |
Подражают движениям птиц и животных, выразительнее на фоне природы; | |
Бывают сольные, парные, массовые | Башкирский костюм : длинное платье , украшения из монет, , головные уборы, жилет, брюки; Марийский костюм: рубаха , платье с вышивкой, пояс с подвеской, штаны, головной убор ( теркупш) Татарский костюм: колфак, камзол, передник у женщин, меховые шапки Русский костюм: сарафан, блузка,кокошник,рубаха и т.д… |
Женщины показывают плавность, величавость, лёгкое кокетство; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. |
Оглавление
1.Введение
2. Танцы как особый вид искусства
3. Русские народные танцы
4. Башкирские народные танцы
5. Марийские народные танцы
6.Татарские народные танцы
7.Практическая часть
а) анкетирование;
б) сравнительная таблица
8.Заключение
9.Литература, интернет-ресурсы
Приложение
Литература
1. Акцорин В.А. Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 9 : Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. - Йошкар-Ола, МарНИИ, 1991. С.31-46.
2 .Браиловская Л. «Самоучитель по танцам» Ростов-на-Дону «Феникс», 2003
3.Словарь иностранных слов М, «Русский язык», 1989
4.Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
Интернет-ресурсы
Сорняки
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Астрономический календарь. Март, 2019
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Мост Леонардо