Целью данной работы является: определение средств, направленных на гармоничное, духовно-нравственное формирование личности, в процессе освоения музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
ahmetova_39_plehanova.doc | 42.5 КБ |
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Ахметова Алсу, студентка ГБПОУ «ССПК» 3 курс
Научный руководитель – Плеханова Елена Алексеевна,
преподаватель профессиональных модулей
и вокального класса ГБПОУ «ССПК»
Характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все понимают и чувствуют, что такое патриотизм, чувство долга, сострадания. Понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом, в котором они живут. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Концепция государственно-патриотической идеологии находится в процессе формирования и страдает недостатками. Все это объясняет актуальность выбранной темы. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Как считает Э.Б. Абдуллин, «из усердного исполнителя государственной программы он (учитель) должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью»[1].
Целью данной работы является: определение средств, направленных на гармоничное, духовно-нравственное формирование личности, в процессе освоения музыки.
Профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа[1].
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации[2].
В процессе подбора репертуара педагог должен руководствоваться следующими требованиями:
На основе изучения детских песен, классических вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. Развивать навыки и умения в исполнении простых и сложных вокальных произведений. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры. Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся на основе исполняемых произведений.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых является сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Основные методы работы в данном направлении:
Метод стилевого подхода - широко применяется, нацелен на постепенное формирование осознанного стилевого восприятия музыкального произведения.
Творческий метод - творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально-присущее каждому, и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и ученика в вокальном классе проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход - направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического движения - использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый качественный уровень, что необходимо для использования на практике в ДОУ и ОУ. Музыкальное искусство занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Э.Б.Абдуллин,Е.В. Николаева – М.: Академия, 2004-336с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта[Текст]/ Э.Б.Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 336с.
Простые новогодние шары из бумаги
Два плуга
Снежная сказка
Крутильный маятник своими руками
Лиса Лариска и белка Ленка