Доклад ученицы 6 класса ДМШ на тему: Ф. Шопен Прелюдия ор.28, №4
Для улучшения качества исполнения произведения был проведен анализ Прелюдии e-moll Ф. Шопена,
исполняемой ученицей 6 класса (Специальное фортепиано) ДМШ "Лесные Поляны".
Вложение | Размер |
---|---|
Ф. Шопен Прелюдия e-moll | 36.22 КБ |
Управление культуры администрации
Пушкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа пос. Лесные поляны»
Пушкинского муниципального района Московской области
Методическая работа
Анализ музыкального произведения
Ф. Шопен Прелюдия ор.28, №4
Выполнила: ученица 6 класса
Александрова Мирослава
Педагог: Елисова Н.Л.
2015
Фридерик Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
Шопеном написано 25 прелюдий - 24 прелюдии op.28 и еще одна op.45.
Прелюдии op.28 создавались с 1836 по 1839 годы в Париже. В 1838 году Шопен знакомится с известной французской писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван). Ее личность и ее круг знакомых (она была одним из умнейших людей своего времени, другом Бальзака, Гейне, Делакруа, Мюссе, наставницей, можно сказать, духовной матерью Густава Флобера, воспитанного на ее письмах и уважавшего ее безмерно) - творческих, мыслящих людей Парижа, современный мир высказываемых ими идей - все это вызвало большой интеллектуальный и духовный рост Шопена. Все "вершинные" произведения Шопена были созданы между 1838 и 1847 годами, охватывающими время близости между Шопеном и Жорж Санд.
Романтические и постромантические прелюдии составляют новую разновидность жанра (по сравнению с барочными (баховскими) прелюдиями). Уже у Шопена трактовка прелюдии как самостоятельной лирической миниатюры вступает в противоречие с изначальным качеством - быть вступлением к чему-то. На смену сдержанным или возвышенным аффектам приходят бурные или интимно-нежные излияния, возникает стремление запечатлеть яркий образ (в более тесном смысле), а поэтому тематизм прелюдии становится концентрированным, впитывающим элементы иных жанров: у Шопена—марша, мазурки, хорала, оперной кантилены. В подавляющем большинстве случаев они строятся на едином интонационном материале и выражают одно настроение.
Два предложения прелюдии Шопена 12 + 13 тактов с кульминацией во втором предложении складываются в период повторного строения. Ровные восьмые в медленном темпе вызывают ассоциацию с медленно идущим временем (ход маятника часов), повторяющиеся аккорды в аккомпанементе придают времени "застылость", хроматически спускающиеся голоса "рисуют" утекание энергии, жизненных сил, задержания в гармонии и форшлаги в мелодии звучат как надрывные всхлипы. В тактах 9, 12, 16-17-18 слышны "речитативы" - возгласы отчаяния. Перед двумя последними тактами время вовсе останавливается. Конец прелюдии - три последних "сухих" аккорда - доминанта с задержанием, доминанта и тоника словно бы последнее "Аминь" над могилой.
Прелюдия ми минор своей тональностью, мелодическим голосом, нисходящими хроматизмами в нижних голосах, мерным ритмическим движением (восьмые в медленном темпе) напоминает Crucifixus ("Распят") из Мессы И.С. Баха си минор.
Прелюдия №4 построена по принципу хроматической гаммы. Мелодия правой руки немного статичная, с «плачущими» интонациями малой секунды, что создает атмосферу печали, скорби и трагизма. Басы в левой – мерные, ровные, лишенные какой-либо ритмической экспрессивности. Нисходящее движение аккордов также построено по принципу хроматических ходов. Гармонизация постоянно меняет свою окраску, но довольно долго находится в состоянии неразрешенности – диссонансы меняются один за другим, долго не находя тонического завершения. Так, начальная тоника меняется септаккордом второй ступени, плавно переходит в уменьшенный септаккорд и надолго задерживается в доминантовой группе в разной ее вариантности. Такая доминантовая окраска создает ощущение огромного внутреннего напряжения и неизменной неустойчивости, которую усиливают секундовые интонации в мелодии прелюдии.
Первое предложение так и не пришло в тонику, закончившись доминантовым септаккордом с пропущенной квинтой. И даже начавшаяся тоника в начале второго предложения не дает разрешения, а продолжает тематическую основу, полную трагизма и скорби. Но долго сдерживаемые эмоции ищут выхода, и секундовые «плачущие» вздохи разливаются в широкую по своему диапазону мелодию, сопровождающуюся мощным динамическим усилением. Так буквально врывается кульминация, три такта несдерживаемого потока чувств – и снова застывшая малая секунда и нисходящее движение.
В басах и после взрыва эмоций доминантовое преобладание не находит тонического разрешения, а прерывается кадансовым оборотом с шестой ступенью. Мажорный по структуре аккорд не дает ни просветления, ни облегчения и довольно быстро опять переходит в диссонанс, что только усугубляет преобладающую напряженность. Тоническое разрешение происходит только в последнем такте.
Выразительные средства в прелюдии - мелодия и ритм вполне ясны и наглядны. Способ изложения - монофонический, скорость движения медленная, средний регистр звучания.
Большое значение имеет динамика - изменение звучания от piano вначале до Forte в 17 такте.
Ведущее значение имеет мелодия, в которой заложена основная мысль прелюдии, от исполнения которой зависит весь успех произведения. Ее интонация является связующим звеном между речью и музыкой.
Произведение написано в форме периода, состоящего из двух предложений А + А1 с одинаковым началом. По структуре их можно обозначить полным трезвучием с утроенной первой ступенью. Важно научить учащегося произносить эти фразы с различной интонацией, выбор которой зависит от интеллекта и музыкального вкуса исполнителя.
Гармонический язык прелюдии ясен, а гармоническое сочетание аккордов углубляет и обогащает музыкальный образ, внося в мелодию выразительные оттенки (crescendo, diminuendo, smorzando, espressivo). Основным штрихом в прелюдии является legato.
Комплекс выразительных стредств прелюдии использован Шопеном в его более позднем сочинении - в романсе "Мелодия" op. 74 №9. Показательны слова романса: "не свершиться чуду. Цели достигнуть им не хватит силы. И навсегда людьми забыты будут их могилы, даже их могилы".
По уровню трудности данное произведение рекомендуется для исполнения в 5-6 классах ДШИ, когда уже можно говорить о некоторой сформированности музыкального вкуса. Целью является достижение качественного, присущего творчеству Ф.Шопена дифференцированного звукоизвлечения. Задачами являются: а) Обучающие: формирование музыкально осмысленного отношения к работе над произведением; определение способов и приемов для решения технических задач в 12, 16-18 тактах; нахождение нужных пианистических движений (двойная репетиция) в партии левой руки. б) Развивающие: развитие эстетического вкуса, устойчивости внимания в темпе Largo; развития исполнительской воли и контроля пианистических движений. в) Воспитательные: воспитание у учащегося эмоционального отзыва на музыкальное произведение, сознания и ответственности, стабильного концертного исполнения. г) Задачи, сберегающие здоровье: устранение излишнего мышечного напряжения, использования рациональных пианистических движений. Выбор аппликатуры и исполнение нужных штрихов не должны представлять для учащегося 5-6 класса особых трудностей. Главное внимание надо уделять звукоизвлечению, глубине, певучести исполнения, добиваться так называемого "шопеновского звука".
Использованная литература:
Асафьев Б. В. Шопен (1810—1849). Опыт характеристики. — М., 1922.
Богданов-Березовский В. М. Шопен. Краткий очерк жизни и творчества. — Л.: Тритон, 1935. — 46 с.
Бэлза И. Ф. Шопен. — М., 1968.
Вахранёв Ю., Сладковская Г. Этюды Ор. 10 Ф. Шопена. — Харьков, 1996.
Ежевская З. Фридерик Шопен. — Варшава, 1969.
Зенкин К. В. Система жанров фортепианной миниатюры Шопена. — М., 1985.
Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. — М., 1995.
Ивашкевич Я. Шопен. — М., 1963.
Кремлев Ю. А. Фредерик Шопен. — М., 1960.
Лист Ф. Ф. Шопен. — М., 1956.
Мазель Л. А. Исследования о Шопене. — М., 1971.
Мильштейн М. И. Очерки о Шопене. — М., 1987.
Николаев В. Шопен-педагог. — М., 1980.
Синявер Л. Жизнь Шопена. — М., 1966.
Соловцов А. Фредерик Шопен: Жизнь и творчество. — М., 1960.
Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена. — М., 1968.
Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. — М., 1960.
Что такое музыка?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Разлука
Весёлые польки для детей
Фильм "Золушка"