Реферат на тему "Некоторые методические принципы В.Н. Цыбина (к вопросу исполнительства на флейте)" выполнила студентка 4 курса колледжа специальности "Инструментальное исполнительство". Работа стала итогом занятий студентки по производственной практике, отражает собственные наблюдения от занятий с учениками разных классов. Реферат был удостоен Диплома "За практическую напрвленность" по итогам конкурса письменных работ студентов колледжей искусств, проводимого Саратовской государственной консерваторией.
Вложение | Размер |
---|---|
v.n._tsybin.docx | 35.97 КБ |
Министерство культуры Саратовской области
Филиал ГОУСПО «Саратовский областной колледж искусств»
в г. Вольске
«Некоторые методические принципы В.Н. Цыбина
(к вопросу исполнительства на флейте)»
Выполнил(а): студентка IV курса Минникова Ирина
Специальность - Инструментальное исполнительство (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
Руководитель - преподаватель Мишустина Л.И.
Вольск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
История флейтового исполнительского искусства насчитывает несколько столетий. Начиная с XVIII века, флейта пользовалась такой любовью современников, что стала неотъемлемой частью их жизни. Играть на флейте почиталось признаком «хорошего тона», а флейта на сцене театра была достойным участником драматического спектакля. Многие произведения живописи, литературы, театра представляют современников различных слоев общества играющих на флейте. На ней играл русский художник Федотов и прусский король Фридрих II. На русской сцене в пьесе А. Грибоедова «Горе от ума» флейта появлялась дважды: рано утром, когда Фамусов застаёт Лизу за переводом часовой стрелки, и вечером на балу у Фамусовых в беседе старых друзей — Чацкого с Платоном Михайловичем. В пьесе английского драматурга Шэридана «Школа злословия» дуэтом флейты и арфы начинается I действие. На флейте играл персонаж Ч.Диккенса Урия Хип в «Дэвиде Копперфильде». Одно из самых ранних изображений поперечной флейты, относящееся к XI веку, можно увидеть в Киеве в Софийском соборе в Южной башне на фреске «Скоморохи». Изображение играющих на флейте присутствуют на картинах фламандского художника Ван-Дейка, голландских художников Ф.Хальса и Я. Стэна и других.
Деревянные духовые инструменты в своих сочинениях использовал основоположник русской классической музыки М.И. Глинка, украшая их звучанием образы некоторых персонажей. В опере «Руслан и Людмила» флейта сопровождает Людмилу, кларнет - Руслана, фагот - Гориславу, английский рожок - Ратмира. Важную роль в подготовки отечественных исполнителей на духовых инструментах сыграли открытие Русского музыкального общества, а затем и профессиональных учебных заведений – консерваторий - в Москве и Петербурге.
Профессиональное исполнительство на духовых инструментах в России появилось в 17 веке и связано в основном с иностранными музыкантами. Началом подготовки отечественных исполнителей можно считать обучение в инструментальных классах при придворной капелле с января 1741 года. Руководил образованием И. Гюбнер, после обучения музыканты служили в придворном оркестре. Выпускники этих классов давали также сольные концерты из сочинений европейских композиторов, т.к. отечественной музыки для духовых инструментов в этот период не создавалось. Первым профессором Петербургской консерватории по классу флейты был Цезарь Иосифович Чарди (солист, флейтист итальянской труппы) его сменил Карл Фридрих Ватерстраат (немецкий флейтист, также солист оркестра). В Петербургской консерватории позже работали русские музыканты: солисты-флейтисты Императорского симфонического оркестра и оркестра Мариинского театра оперы и балета Ф.В.Степанов, Н.Н. Верховский, Б.В.Тризна и другие.
Вторая половина XIX века и начало XX столетия в русской культуре отмечены стремительным развитием. В это время начинается процесс становления отечественной школы игры на духовых инструментах. Первые основательные отечественные публикации, посвящённые теоретическим проблемам обучения и игры на духовых инструментах, появились в России в 30-40 годах ХХ века. В их числе следует назвать учебное пособие С.В. Розанова, профессора Московской консерватории, под названием «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах» (1935). В 30-50-е годы XX столетия благодаря усилиям московских флейтистов были созданы работы, сформировавшие фундамент методики обучения игре на флейте. В 1931 г. профессор Московской консерватории Н.И. Платонов выпустил работу «Метод изучения игры на флейте», а в 1933 году была опубликована «Школа игры на флейте», которая позднее вошла составной частью в его значительный труд «Пути развития исполнительства на флейте». На отечественную методику обучения игре на духовых инструментах, безусловно, огромное влияние оказал исполнительский и педагогический опыт видных музыкантов, который был накоплен ими в процессе многолетней практической деятельности. К крупным деятелям в области флейтового искусства относится и известный исполнитель-солист оперных оркестров Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге Владимир Николаевич Цыбин, который был не только выдающимся музыкантом, но талантливым педагогом, одним из основателей отечественной школы игры на флейте.
Для формирования отечественной школы флейтового исполнительства начала XX века является знаковой личность и творчество видного русского исполнителя, дирижера, педагога, композитора Владимира Николаевича Цыбина. Обращение в нашей работе к имени и педагогическим принципам В.Н. Цыбина связано с юбилейной датой – в 2014 году исполнилось 65 лет со дня кончины замечательного русского музыканта - педагога.
В.Н. Цыбин родился в Ивано-Вознесенске (ныне Иваново) в 1877 году в музыкальной семье. Отец был профессиональным музыкантом, играл на скрипке, создал собственный оркестр. Мать играла на гитаре и прекрасно пела, подбирала по слуху романсы и даже некоторые арии из опер. В девять лет, проверив слух мальчика, его взяли в ученики-флейтисты в Гренадерский полк, а в 12 лет приняли на среднее отделение консерватории, что соответствует первому курсу современного музыкального училища. Вместе с ним в классе профессора Кречмана учились будущие известные музыканты: Ямик, Бауэ, Кузьмин, Левин, Соболев и другие.
После окончания консерватории Цыбин был принят на работу в оперный состав оркестра Большого театра. Прослужив десять лет в оркестре Большого театра, в 1907 году по итогам конкурса сумел занять вакансию первой флейты в Мариинском театре. Должность солиста оркестра позволила оказаться в сфере интересов самого известного русского художественного проекта дореволюционной эпохи: летом 1909 года Владимир провёл несколько месяцев на гастролях в Париже с оперой и балетом «Русских сезонов» Дягилева.
В возрасте 34 лет музыкант решился и поступил осенью 1909 года, в Петербургскую консерваторию по классу теории композиции. Его преподавателями по теории композиции был А. Лядов, а по дирижированию Н.Черепнин. После блестящего окончания консерватории по теоретическим
дисциплинам, Цыбину предложили вести класс флейты в той же консерватории.
В 1920 году семья Цыбиных переезжает в подмосковное Пушкино, на так называемую Дачу Берга, где при поддержке Н. Крупской основывает МХТК (Музыкально - Художественную трудовую колонию) имени А.В. Луначарского, куда направлялись музыкально одарённые «беспризорные» дети.
В 1925 году, к 100-летнему юбилею основания Большого театра, музыкант получил первую государственную награду, ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Позже правительство ещё не раз награждало музыканта. В1923 году Цыбин получил место профессора и возглавил класс флейты в Московской консерватории, где преподавал до конца жизни.
В.Н. Цыбин один из первых отечественных учёных-методистов, которые пытались научно изложить специфические проблемы и практические вопросы методики игры на флейте, опираясь на комплекс знаний психологии, физиологии, теории и практики исполнительства. Свои педагогические принципы музыкант изложил в ряде методических пособий. Одним из изданий, обобщающих опыт педагогический деятельности В.Н. Цыбина, явилась вышедшая из печати в 1940 году первая часть его работы «Основы техники игры на флейте», где В.Н. Цыбин обосновал некоторые из своих методических принципов.
Так одним из главных требований педагога Цыбина было извлечение на флейте красивого звука. Для этого он написал упражнения, на которых вырабатывается умение учащегося слушать, чисто интонируя независимо от регистра, главный процесс, для приобретения красивого звука. Первый раздел его педагогического труда «Основы техники игры на флейте» предназначен для работы над интонацией и качеством тембра. Автор большое значение придавал умению читать с листа и требовал от исполнителя умения, играя одну фразу, заглядывать вперёд, стремясь охватить нотный текст целиком, что немаловажно для будущего оркестрового исполнителя и солиста - духовика. Второй раздел педагогического пособия посвящен знакомству учащихся с оркестровыми партиями и основам работы с ними. Отдельным вопросом методики В.Н. Цыбина было изучение и совершенствование аппликатуры не только основной, но и вспомогательной. По его мнению, это имеет большое значение при исполнении современного сложного репертуара. Особое внимание педагог уделял репертуару своих учеников, поэтому для освоения отдельных элементов техники звукоизвлечения, формирования красивого звука предлагал пьесы собственного сочинения.
Как мудрый педагог Владимир Николаевич понимал, что воспитание грамотного исполнителя-духовика невозможно без успешного освоения цикла теоретических дисциплин, который дает необходимые знания для понимания строения музыкальной мысли, законов формообразования, типах музыкальной фактуры, гармонического и мелодического развития целого музыкального сочинения. Заслуживают внимания попытки Цыбина связать в своих работах вопросы обучения в специальных классах с занятиями по общемузыкальным предметам. Об этом, например, говорится в его докладе «Занятия по общему фортепиано студентов кафедры духовых инструментов» (прочитан на кафедре общего фортепиано 21.03.31г.).
Педагог-методист, он не только отлично знал «секреты» своего искусства, но и щедро делился ими с учениками. Владимир Николаевич, прежде всего, старался определить индивидуальные способности каждого ученика. Его понимание особенностей дарования каждого из них позволяло педагогу в короткий срок исправлять недостатки игры ученика.
В.Н. Цыбин с первых уроков советовал учащимся приобретать инструменты хорошего качества. «Пользуясь инструментом плохого качества, – часто говорил он, – ученик приобретает вредные привычки, в результате чего неправильно развиваются нижние зубы, нарушается правильное функционирование сердца и при всём том учащийся мало успевает» [3, 14]. Касаясь вопроса техники пальцев, Владимир Николаевич советовал прикрывать кланы инструмента только нижней фалангой пальцев и запрещал держать пальцы в вытянутом положении. Он считал, что основой техники игры на флейте является сочетание постановки амбушюра с правильным положением пальцев.
Большим достижением в методических поисках В.Н. Цыбина, был отказ от приёма вращения головки инструмента. Чистота интонирования, по его мнению, должна достигаться не вращением головки инструмента, а гибкостью, силой и направлением воздушной струи. Новаторством в области искусства исполнения на духовых инструментах было и применение В.Н. Цыбиным новых выразительных средств, в частности вибрато. В те годы, – по мнению многих исследователей его творчества, – эстетическая культура звука традиционно отвергала вибрато не только на флейте, но и на других духовых инструментах. Владимир Николаевич считал, что звук, лишённый вибрато, сух и не выразителен.
Педагогические и методические принципы В.Н. Цыбина применяются преподавателями уже много лет в различных учебных заведениях. Обучаясь в Вольском филиале Областного колледжа искусств, я провожу занятия по классу флейты в секторе педагогической практики. Изучая методику преподавания, читая различную методическую литературу, наблюдая за учениками, попробую сформулировать некоторые проблемы при исполнении на флейте, с которыми приходилось сталкиваться самой в классе по специальности и в процессе обучения учеников сектора практики.
Первая проблема - неправильная постановка губного аппарата, приводит к отсутствию качественного звукоизвлечения. Выражается это, прежде всего в шипе. Хотя шип и является атрибутом естественного тембра флейты, однако безобразного шипа избежать можно. Как определить качество вашего шипа и когда он переходит в плохой? Правильный шип флейты — это тембр, напоминающий произношение «ффффф», он намного выше звучащей ноты. Плохой же шип ниже звучащей ноты (является унтертоном) и вызывает неприятные ассоциации с водосточной трубой. Почему получается неприятный шип? При сильной растяжке губ воздух не подпадает чётко в отверстие, он скользит по поверхности. Это трение порождает водосточный шип. Чтобы избавиться от «неправильного» шипа необходимо, во-первых: в положении губ убрать «улыбку», во-вторых - подать губы вперед, чтобы был виден их красный эпителий.
Вторая общая проблема исполнителей - зажатые руки.
Очень часто начинающие флейтисты стремятся разу начать играть в быстром темпе, чтобы продемонстрировать свои успехи. Но часто такая поспешность приводит к тому, что зажимаются руки, возникают болезненные ощущения, а чрезмерное усердие в занятиях с зажатыми руками может привести к профессиональному заболеванию. Чтобы такого не происходило — при первых же болезненных симптомах необходимо отложить флейту и постараться расслабиться. В дальнейшем играть только в медленном темпе, проучивать трудные места с разными акцентами, с остановками на отдельных звуках. И только после всего этого можно попробовать немного увеличить темп.
Третья группа проблем определяется неправильной постановкой корпуса, ведет к зажатости мышц спины и рук, влечет за собой проблемы дыхания и пальцевой техникой. При первых занятиях на инструменте педагогу необходимо следить за тем, чтобы ученик, ровно держал голову. Излишний наклон головы или чрезмерное откидывание ее назад скажется на интонации. Также немаловажное значение имеет умение не упускать ни один из моментов рациональной постановки, а стараться соблюдать все требования одновременно, чтобы добиться профессионального исполнения.
Для того чтобы занятия доставляли радость ученикам и приводили к успехам, предложу несколько советов:
Профессор В.Н. Цыбин в процессе формирования отечественной методики обучения игре на духовых инструментах в XX веке практически заново основал отечественную флейтовую школу. Его методические рекомендации, изложенные в «Школе» и концертных пьесах, заложили основы техники и служили эталоном виртуозного стиля для многих последующих поколений отечественных флейтистов.
Однако самое большое общественное признание В.Н. Цыбин получил как крупный педагог – основоположник научных основ отечественной школы игры на флейте, чего невозможно было бы достичь, если бы он не являлся замечательным исполнителем, увлечённым композитором и вдумчивым музыкантом.
Педагогические принципы, которые развивал Цыбин, нашли своих продолжателей. Ими стали такие известные ученики педагога, как Ю.Г. Ягудин и Б.В. Тризно, которые основываясь на методике обучения своего преподавателя, создали собственную флейтовую школу. В настоящее время в учебных заведениях различного уровня Саратовской области обучение по классу флейты ведется по методике великого российского педагога и музыканта. Продолжателями методики В.Н. Цыбина стали: доцент консерватории Туренкова Н.П., преподаватели Областного колледжа искусств Скрипинская О.В. и Лепендина К.Н., Носкова О.В., Менуковская М.С., Никитина К.Н – преподаватели детских школ искусств.
Цыбиным, как композитором, был внесен огромный вклад в создание нового исполнительского и методического репертуара для флейты. До сих пор его сочинения являются обязательными для исполнения на различных конкурсах и входят в репертуары современных исполнителей. Учебные пособия, написанные Цыбиным, считаются этапными вехами в развитии отечественной флейтовой методики и представляют несомненный интерес для преподавателей и учащихся. Они отличаются от большинства бытовавших на то время в России «Школ игры на флейте». Главным их отличием является то, что система обучения и исполнительства предложенная в них основывается на научных изысканиях прошлого века, а учебный материал, предлагаемый в пособиях, имеет значительную художественную ценность.
Бережно восприняв педагогический и исполнительский опыт предшественников Петербургской и Московской консерваторий (прежде всего своего педагога, профессора В.В. Кречмана), внимательно и уважительно относясь к достижениям коллег-современников, В.Н. Цыбин тем не менее никогда не копировал этот опыт, а вырабатывал собственное понимание основных закономерностей искусства игры на флейте. В сфере флейтовой педагогики Владимир Николаевич смело переосмысливал то, что ранее в силу многолетней традиции выступало едва ли не в качестве непреложного правила. Его творческие принципы обучения и воспитания использовали педагоги различных национальных и зарубежных флейтовых школ.
Литература:
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
За чашкой чая
Три коробки с орехами