Цель данной работы – познакомиться с творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера
Задачи работы:
1. Рассмотреть и изучить жизненный путь Рихарда Вагнера
2. Выявить особенности оперной реформы Вагнера
3. Узнать о взаимодействие Людвига II, Рихарда Вагнера и сказочного замка Нойшванштайн.
Вложение | Размер |
---|---|
rihard_vagner.docx | 29.07 КБ |
Департамент образования мэрии г. Архангельска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа №14 с углублённым изучением
отдельных предметов имени Я. И. Лейцингера»
163061, Архангельская область, г. Архангельск,
Октябрьский территориальный округ, пр. Троицкий, д. 130,
тел: 21-59-06, факс: 28-57-37, 21-59-06, Е-mail: moush14@list.ru
«Рихард Вагнер И замок Нойшванштайн»
Исследовательская работа
Выполнила ученица 6 «Б» класса
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения муниципального образования
«Город Архангельск» «Средняя школа № 14
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Я.И.Лейцингера»
Низовцева Дарья Дмитриевна
Научный руководитель – учитель музыки
муниципального бюджетного общеобразовательного
Учреждения муниципального образования
«Город Архангельск» «Средняя школа № 14
с углублённым изучением отдельных предметов
имени Я.И.Лейцингера»
Кузнецова Татьяна Николаевна
г. Архангельск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Музыка этого замечательного композитора,
открыла в искусстве
«необъятные горизонты»
В.Серов
Вагнер прославился не только как композитор, но и как замечательный дирижер; талантливый поэт-драматург, одаренный публицист, теоретик музыкального театра.
На уроке немецкого языка мы познакомились с замком Нойшванштайн, который связан с именем немецкого композитора Рихарад Вагнера. Учась в музыкальной школе, мы не знакомились с его творчеством, и я решила узнать подробно об этом композиторе, познакомиться с его произведениями.
Цель данной работы – познакомиться с творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера
Задачи работы:
1. Рассмотреть и изучить жизненный путь Рихарда Вагнера
2. Выявить особенности оперной реформы Вагнера
3. Узнать о взаимодействие Людвига II, Рихарда Вагнера и сказочного замка Нойшванштайн.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Жизненный и творческий путь Рихарда Вагнера
Вильгельм Рихард Вагнер - великий немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.
Детство. Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года семье полицейского чиновника. Через несколько месяцев после рождения отец его умер, и мать вскоре вышла замуж за актера Людвига Гейера; последний перевез семью в Дрезден, где он работал в драматическом театре.
Маленький Рихард уже в раннем детстве был окружен атмосферой театра, вовлечен в жизнь театральных кулис, что сказалось на всем дальнейшем пути его деятельности как драматурга и оперного композитора. Вагнер чрезвычайно увлекался литературой, поэзией, театром, историей античного мира. Гомер и Шекспир были его кумирами
Годы учёбы. Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейра Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига.
Творчество. В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 начал сочинять музыку.
В 1831 Рихард Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки.
В 1833 Р. Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи», которая при его жизни не звучала. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер (некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Бернард Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии).
Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) — композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра — обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве
В сентября 1882 Вагнер отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и один из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы «Ванфрид».
Дирижер-реформатор. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы.
Произведения. «Симфония», «Польша», «Феи», «Запрет любви», «Риенци, последний из трибунов», «Фауст», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль».
Н. А. Римский-Корсаков писал в цитированной уже статье «Вагнер и Даргомыжский»:
«...Р. Вагнер как композитор-созидатель есть творец чудных и поэтических картин, творец моментов прекрасной изобразительной музыки, рассеянных в его драматически-музыкальных произведениях, и в этом его главная сила».
«Лоэнгрин»
В приморских странах, у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Он появляется в тот момент, когда девушке смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней.
«Кольцо Нибелунга»
Нибелунги — в германо-скандинавской мифологии и эпосе — все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев.
«Валькирия»
Вторая часть тетралогии «Кольцо нибелунгов», обязана своим названием дочери повелителя богов Брунгильде. Она принадлежит славному племени валькирий, дев-воительниц, которые уносят с поля боя погибших солдат и доставляют их в небесное царство. Лейтмотив валькирий похож на боевой клич, он символизирует героический порыв и устремленность к победе.
«Тристан и Изольда»
Памятник глубочайшей неразделенной любви. Автобиографичность этой оперы помогает понять необычную трактовку композитором литературного источника. о рыцаре-миннезингере Тангейзере, долгое время предававшемся чувственным наслаждениям в царстве богини Венеры
«Персифаль»
Последняя музыкальная драмы «Парсифаль». В ней развиваются христианские, нравственные проблемы. Вагнер стал религиозен к концу жизни, написал статью «Искусство и религия». Герой эпоса, образующего одну из ветвей сказания о короле Артуре и его рыцарях.
«Тангейзер»
Герой пьесы — историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220—1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах (сохранилась музыка его «Песни покаяния»). После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах.
2.2.Оперная реформа Вагнера
Всего за свою жизнь Вагнер написал 13 опер и прошел большой путь оперного композитора. Он пришел к мысли о возможности и необходимости слить неразрывно поэзию, музыку и актерское искусство и воплотить это слияние на сцене. Вагнер критиковал современную ему итальянскую и французскую оперу. Итальянскую оперу он критиковал за свои излишества, а французскую оперу он критиковал за чрезмерную пышность.
Неудовлетворенность состоянием современного Вагнеру оперного искусства стремился к созданию уникальной немецкой национальной оперы. Опера должна была впитать в себя лучшие немецкие музыкальные традиции
Сущность оперной реформы сводится к следующим положениям:
Определение жанра оперы как синтетического, объединяющего, по словам самого Вагнера, музыку, живопись, скульптуру.
Выбор сюжетов. Опера должна раскрывать вечные проблемы, вечные идеи жизни. В этих сюжетах не должно быть ничего проходящего. Бытовые сюжеты и истории не годятся, так как они годятся только для того времени, в которое они написаны. Только эпическое, точнее мифологическое время и пространство обладает таким качеством как вечность, «надвременность». Так, в основе либретто опер - немецкий эпос.
Бесконечное течение музыки без пауз, даже в антрактах. Течение действия больше не нарушается аплодисментами в конце сцены и процесс восприятия сохраняет единство.
Непомерное возрастание драматургической роли оркестра в ущерб вокалу.
"Оркестр у Вагнера играет и за художника, и за декоратора, и за актера, в нем совершаются все события, а на сцене мы видим лишь бледный отблеск того, что делается в оркестре...». В этих же целях он «спрятал» байротский оркестр, который находится в глубокой яме между сценой и зрительным залом, накрыт полом и зрителям не виден. Вагнер пришел к мысли о невидимом оркестре, считая, что вид дирижера и оркестрантов не должен отвлекать зрителей от происходящего на сцене; внимание зрителей целиком и полностью должно быть сосредоточено на драме.
Вагнеровские певцы, помимо глубокого понимания роли, должны обладать выдающейся артикуляцией, отличным произношением, а также большой физической выносливостью ввиду чрезвычайной сложности и объема многих партий и необходимостью перекрывать звучание большого оркестра.
Основными требованиями к вагнеровскому героическому тенору являются большая голосовая мощь и выносливость, наличие звонких верхних нот и баритональных низких, хорошая артикуляция.
Практически во всех операх Вагнера центральный женский образ - героическое (или вагнеровское драматическое) сопрано.
В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике. Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию. Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд, создавая собственное эпическое повествование.
Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств. Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.
Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль.
В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией.
Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение.
2.3.Людвиг II, Рихард Вагнер и сказочный замок Нойшванштайн
Замок Нойшванштайн — один из самых посещаемых замков Германии и одно из самых популярных туристических мест Европы. Замок расположен в Баварии. Он был построен королём Людвигом II Баварским, известным также как «сказочный король».
Король Людвиг был большим почитателем культуры и искусства и лично оказывал поддержку всемирно известному композитору Рихарду Вагнеру, и замок Нойшванштайн был отчасти возведён и в его честь. Интерьер многих помещений замка пропитан атмосферой Вагнеровских персонажей.
Говоря литературным языком, Нойшванштайн означает «Новый Лебединый замок» по аналогии с королём-лебедем, одним из персонажей Вагнера. Нойшванштайн действительно производит впечатление сказочного замка.
«Летучий Голландец» — опера, сочетающая народно-бытовые сцены с фантастическими. Веселые хоры матросов и девушек рисуют простую, безмятежную жизнь народа. В картинах бури, бушующего моря, в пении команды призрачного корабля возникают таинственные образы старинной романтической легенды. Музыке, рисующей драму Голландца и Сенты, свойственны взволнованность, эмоциональная приподнятость
Замковое сооружение должно было быть построено в средневековом стиле, с большим дворцом как главным зданием в нём. Там должны были располагаться покои короля, а также гостевые комнаты Рихарда Вагнера.
Замок остался незавершённым и стал называться после смерти Людвига II замком Нойшванштайн (новая лебединная скала).
В певческом зале дворца (см. фото) три мюнхенских художника изобразили сагу о Парцифале .
Жилые помещения короля на третьем этаже главного здания содержат картины из саг о Тангейзере, Лоэнгрине, Тристане и Изольде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цель моей исследовательской работы достигнута. Из разных источников я более подробно познакомилась с творчеством Рихарда Вагнера, его оперной реформе и историю создания замка Нойшванштайн.
Эту работу можно использовать на уроках немецкого языка, музыки.
Список литературы
1.Асафьев Б., «Мейстерзингеры» в оперном творчестве Вагнера. // Об опере. Избранные статьи. Л., 1985
2.Вагнер Р., Опера и драма. // Избранные работы. М., 1978
3.Вагнер Р., О назначении оперы. //Избранные работы. М., 1978
4.Гуревич Е.Л., История зарубежной музыки. М., 2000
5.Друскин М., История зарубежной музыки. Вып. 4 М., 1983
6.Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М..1975
7.Сборник статей «рихард Вагнер и Судьба его творческого наследия». СПб.1998
Кто чем богат, тот тем и делится!
Кто самый сильный?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
На берегу Байкала
За еду птицы готовы собирать мусор