Исследовательская работа группы учащихся 7 класса в рамках внеурочной деятельности, претворяющая выступление школьного фольклорного ансамбля с музыкально-драматическом представлением. В работе рассказывается об обрядовых, игровых, хороводных песнях и играх, в дальнейшем превратившемся в действо.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_folklornyh_traditsiy_pesen_podrostkami_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 32 КБ |
Выступление (исследовательская работа)
учащихся 7 класса МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»
на муниципальном семинаре
слушателей курсов профессиональной переподготовки
«Организация научно-исследовательской и творческой деятельности в условиях инновационной школы».
Тема выступления: «Изучение фольклорных традиций, песен подростками
во внеурочной деятельности».
Сравнивая современную и классическую музыку на уроке, возник вопрос – Какой музыкой интересуются ребята нашего класса? Современной (популярной), классической или народной?
Мы провели опрос среди учащихся 5, 7, 8 классов и получили следующие данные………
Неужели мы будем «Иванами, родства не помнящими», т.е. в широком смысле - людьми, не уважающими традиции предков? Неужели современным подросткам не интересно музыкальное народное творчество? Нас это очень взволновало, мы приняли решение пропагандировать фольклор, народное музыкальное творчество в нашем лицее. Единомышленников мы нашли среди ребят – участников школьного хора «Подсолнушки».
Возникла следующая проблема – выбор репертуара. Ведь музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Широкий выбор! А что будет интересно молодёжи? И здесь выясняется, что исключительно молодёжными жанрами музыкального фольклора являются хороводные, игровые и плясовые песни. Их главное назначение — создавать радостное настроение, служить средством увеселения. Русский народ любил и умел работать, но также весело проводил праздники. Почти все народные праздники сопровождались играми и песнями.
В нашем выступлении вы услышите масленичную обрядовую песню «Прялица».
Народную песню «Пчёлочка златая».
Основана на стихотворении Гавриила Державина "Пчелка златая"(1796 год). В 1840-60-е утвердилась в студенческой среде, была популярной песней Казанского университета. Также прижилась у донских казаков и стала одной из самых популярных донских казачьих песен. Есть упоминание, что "Пчелочка" якобы была популярна как солдатская песня еще во время войны 1812 года.
У Державина речь в стихотворении идет от лица пчелки, что для народа было странным (пчелка, влюбленная в девушку), а потому в фольклоре речь идет от лица молодца, а пчелка осталась лишь для колорита.
Но, почему одни песни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка, связанная с движениями образует два разных жанра?
Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Хороводными являются песни, исполняемые в хороводах. Хороводы начинали водить, как только сходил снег, и продолжали до поздней осени. Ни один праздник не обходился без хоровода. Иногда хороводной называют всякую песню, которую можно спеть в хороводе, но это неверно: настоящая хороводная песня исполняется только как игровая, и ее пение вне хороводной игры лишается смысла. Наиболее древние хороводные песни посвящены полевым работам, удачному промыслу, семейным сценам (например, сватовство). Такой является Песня «Вечор, вечор, матушка».
В позднем виде эти песни, как и игры, стали развлечением. Хороводы бывают скорые и медленные, круговые и некруговые.
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Водят хороводы в сёлах и городах. Различают праздничные хороводы и обычные. Женщины и девушки надевают лучшие наряды для хороводов, закупают ленты, платки. Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками.
Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, игра стала детской забавой, веселым провождением времени.
Исполнялись игровые песни в довольно быстром темпе. Некоторые из них могли выступать в качестве плясовых.
Такой является русская народная плясовая «Субботея».
Плясовые — это песни, сопровождающие пляску.
Большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.
Таким образом, перед нами стоит задача по приобщению новых поколений к исторической памяти народа.
Выступление фольклорного ансамбля лицея с музыкально-драматической композицией.
Ребята и утята
Весёлая кукушка
Ёжикина Радость
Серебряное копытце
Мастер-класс "Корзиночка"