Учащийся 5 года обучения хоровой студии "Тоника" ДДЮТ Всеволожского района Ленинградской области выполнил работу по творчеству великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, используя фотографии и известные публикации о жизни композитора.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_motsarta.pptx | 443.53 КБ |
Слайд 1
27 января 1756, — 5 декабря 1791 Моцарт, Вольфганг АмадейСлайд 3
При всей универсальности моцартовского творческого наследия, в нем выделяются 2 ведущих жанра – опера и симфония. Опера как никакой другой жанр интересовала Моцарта. Известны его слова: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe ». Первую свою оперу («Аполлон и Гиацинт») Моцарт написал в 10-летнем возрасте. Центральные же оперные произведения им были созданы на протяжении последнего, венского периода (1781–1791). Это: «Похищение из сераля» «Свадьба Фигаро» «Дон Жуан » «Так поступают все» «Милосердие Тита» «Волшебная флейта».
Слайд 4
Путь к этим шедеврам шел через освоение, а затем и преодоление установившихся оперных традиций, в том числе – традиций опер Глюка . Излюбленная сфера Глюка – высокая трагедия, античные сюжеты. Его герои, совершающие героические поступки и подвиги, далеки от повседневной действительности. Сфера Моцарта – комедия и драма, а моцартовские герои подобны реальным, живым людям с их достоинствами и недостатками. Все они – очень разные, и по-разному ведут себя в сходных ситуациях. Умение подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа – одно из самых главных достижений Моцарта – оперного драматурга. В отличие от Глюка , который ведущую роль в опере отводил драме (поэзии), Моцарт считал, что «в опере поэзия безусловно должна быть послушной дочерью музыки» . Вместе с тем, он всегда находил такую «поэзию» (содержание), которая бы отвечала его замыслам. Он великолепно разбирался в театральной культуре и с большой тщательностью работал над либретто своих опер.
Слайд 5
Традиционные оперные жанры в творчестве Моцарта совершенно преобразились, хотя, в отличие от Глюка , у него не было специальной цели реформировать оперу. Так, например, назвав свою «Свадьбу Фигаро» оперой-buffa , композитор по-новому трактует этот жанр и на его основе создает первую комедию характеров . Здесь у каждого героя свой музыкальный язык, свой круг интонаций, сохраняемый не только в ариях, но и ансамблевых номерах. Именно характер того или иного персонажа определяет круг выразительных средств для его обрисовки . Композитор не признавал искусственного разграничения жанров на «высшие» и «низшие» и постоянно «смешивал» в своих произведениях комические и серьезные элементы, драму и фарс, земное и возвышенное. Моцарт открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр – психологическую музыкальную драму, который получил развитие в XIX веке.
Слайд 6
В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» – осуществилась его мечта о создании национальной оперы на немецком языке. Под покровом волшебной сказки с запутанным сюжетом в «Волшебной флейте» раскрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей справедливости, характерные для эпохи Просвещения . В своих зрелых операх Моцарт по-новому подходит к традиционным оперным номерам, в первую очередь – ансамблям . Моцартовские ансамбли выражают не только развитие и смену чувств, но и движение событий. Они не останавливают хода сюжета, а напротив, продвигают его вперед. Наиболее «событийными» являются финальные ансамбли, насыщенные неожиданными сюжетными поворотами. Кроме того, каждый моцартовский ансамбль – это групповой портрет, где каждое действующее лицо сохраняет свою индивидуальность. В результате ансамбли насыщаются «эмоциональной полифонией», то есть одновременным сочетанием различных эмоций, порой резко контрастных.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Медведь и солнце
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем лошадь акварелью