Выбор темы нашей работы не случаен. 2015-й год, это год особенно памятной даты. Мы отмечаем 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Мы решили выяснить, знают ли у мои одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в "суровых сороковых". песни, которые пели солдаты Великой Победы.
Вложение | Размер |
---|---|
музыка Великой Победы | 48.39 КБ |
презентация "Музыка Великой Победы" | 2.48 МБ |
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Тема исследования:
Музыка Великой Победы
Автор проекта: Крицкая Екатерина гимназистка 4 класса «В» МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г.Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Научный руководитель: Ковалева Елена Алексеевна , учитель музыки МБОУ Гимназия «Лаборатория Салахова» г.Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Сургут, 2015г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Особенности музыкального искусства военных лет………………….…........4
2.История создания военной музыки…………….……................……………….5
2.1. История создания песни Священная война..…………………………….......5
2. 2. История создания симфонии «Ленинградская»….………………………..8
2.3. История создания балета «Гаянэ»………….……………………………… .9
2.4. История создания оперы «Севастопольцы»……………………….……….9
2.5.История создания музыки к фильму «Сталинградская битва»…................11
3. Значение военной музыки для молодежи……………………………………...12
Список используемой литературы…………..…...………………………………..14
Приложение 1 «Анкета»……………………………………………………….…..15
Выбор темы нашего исследования не случаен. 2015-й – год, это год особенно памятной даты. Мы отмечаем - 70- летие со дня окончания Великой Отечественной войны. Эта война - один из самых трагических периодов нашей страны. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, - годы тяжелых испытаний. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего». Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, далась очень дорогой ценой. Большой вклад в эту Победу внесла музыка. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. У каждой песни своя биография, своя судьба.
Мы решили выяснить, знают ли мои одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Победы
Цель проекта: исследование военной темы в музыке и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Область исследования: литературное чтение, музыка.
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.
Музыка военных лет! Иной раз задумаешься: за что её так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Должно быть не только за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. Безусловно, и это все важно, но главное их достоинство – стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.
Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.
В данной работе составлена классификация жанров военной музыки
Наиболее распространенным музыкальным жанром в военное время была песня. Песни военных лет можно разделить по следующим направлениям
«Священная война»
( стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача , музыка А. В. Александров)
1941 г.
Солнечным июльским утром 1981 года через площадь у Белорусского вокзала стройными рядами прошли военные, неся в руках блестящие на солнце музыкальные инструменты. Мало кто обратил особенное внимание на это шествие, пока музыканты не выстроились у платформы в чётки строевой порядок, а за ними не встал большой, состоящий также из военных, хор. Тут только и набежала публика, спрашивая друг у друга, по какому случаю ожидается концерт?
Когда зазвучали первые аккорды песни, мелодию сразу узнали все.
Слушатели замерли, охваченные воспоминаниями. Для старших это были трудные годы войны, окопы, атаки, горечь утрат, радость побед. Для среднего поколения – воспоминания о родных, не вернувшихся с фронтов, для юных это был музыкальный символ трудных лет Великой Отечественной войны, с которым связаны рассказы старших, книги и кинофильмы, поиски отрядов следопытов, и для всех вместе – это была песня Родины, призвавшей своих сыновей на борьбу с вероломным врагом.
И стояли люди, слушали песню, забыв на какое-то мгновение о том, что уже сорок лет прошло с тех первых страшных дней начала войны. Песня живо напомнила все то, что довелось пережить и перечувствовать дедам, отцам, братьям. Так вот и состоялось через сорок лет после ее создания юбилейное исполнение песни Александра Васильевича Александрова «Священная война», судьба которой началась в июне 1941 года.
На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека в Советском Союзе, который бы не хотел хоть чем-то помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе.
Композитор А.В. Александров – профессор Московской консерватории, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии создал эту песню. К моменту начала войны А.В. Александрову исполнилось 58 лет.
В то время ансамбль представлял собой большой концертный коллектив, в котором было более двухсот музыкантов и певцов. И уже в первые дни войны весь коллектив был разделен на группы, которые отправились на фронт. Лишь одна группа осталась в Москве для обслуживания московского гарнизона, для проводов частей, уходящих на фронт. Этой группе и предстояло исполнить на перроне Белорусского вокзала, откуда уходили эшелоны на запад, новую песню Александрова «Священная война», созданную в считанные часы 24 июня 1941 года. А это было так… Артисты ансамбля, руководители оркестровой и танцевальной групп, а также А.В.Александров с первых дней войны находились на казарменном режиме. Они должны были проводить все время в Доме Красной Армии, чтобы в любой момент выступить с песней, концертом или с оружием в руках - что потребуют сложившиеся обстоятельства. Здесь однажды к руководителю ансамбля подошел с газетой в руках один из политработников.
- Вот, Александр Васильевич, для Вас есть подходящий текст. Может быть, напишите песню?
Александров взял газету. Это были «Известия» от 24 июня, он быстро просмотрел название и обратил внимание на имя автора – Василий Иванович Лебедев – Кумач. Стихи сразу же завладели его вниманием. Он отложил все дела, взял газету и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся в ансамбль и сыграл новую песню. «Музыка с призывным звучанием, - рассказывал Борис Александрович Александров, сын композитора, работавший в то время в ансамбле,- буквально потрясла нас. От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы. Интонации клича, мужественного зова вызывали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага.
Затем, когда А.В. Александров убедился, что песня отражает идею стихов, что она воплотила и его чувства патриота и гражданина, вызывая ответное сопереживание у слушателей, он отдал приказ учить песню по хоровым партиям. Тут же, на доске в классе, где проходили занятия хора, расписали песню на голоса. Музыканты уже делали оркестровую обработку. К ночи песня была выучена и исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы.
С этим глубоким и святым чувством отправились мы на следующее утро к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт».
Гудит толпа. Слезы прощания, бодрые выкрики уезжающих слились в общем гуле. Когда артисты ансамбля появились в толпе, на них почти не обратили внимание. Военная форма в те дни никого не удивляла. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места и над толпой загремел набат незнакомой песни. Словно невиданный клич позвал людей! Они встрепенулись, встали по стойке смирно, завороженные могучей силой песни.
Такого они еще не слышали. Да ведь это сама сущность их гнева, это же то, о чем каждый из них думал! Песня высказалась за всех сразу, она вобрала их душевный огонь, их любовь к отчизне и преданность ей. С этого памятного дня и началась биография песни «Священная война», которая на века останется музыкальным символом трудных лет Великой Отечественной войны.
Седьмая симфония (Ленинградская)
Д.Д.Шостакович 1942г.
Осень.1941 год. Осажденный немцами Ленинград. История мирового искусства еще не знала подобного примера, когда величественное, монументальное произведение рождалось под впечатлением происходящих в то время событий. Таковой является «Ленинградская симфония» Д.Д.Шостаковича. «Музыка неудержимо рвалась из меня»,- вспоминал композитор. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые бомбежки не могли помешать вдохновенному труду. Будто механическая, мертвящая душу музыка передает звериный облик фашизма в его наступательном, агрессивном движении, музыкальные образы становятся словно зримыми для слушателя. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм. 9 августа 1942 произведение было исполнено в блокадном Ленинграде. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград противники. Много позже один из немецких солдат признался: "Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… "
«Гаянэ»
А.И.Хачатурян
Жил я в то время в Перми в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю то время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовалось оружие, хлеб, махорка.
Хлеб, тепло - тылу. А в искусстве, пище духовной, нуждались все – фронт и тыл. И мы, артисты и музыканты, это понимали и отдавали все свои силы. Около семисот страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Крутился в своей маленькой комнатке между пианино и столом. Вот так я написал этот балет, посадив самого себя, что называется, под домашний арест. Нужно было обязательно успеть к сроку. Ведь все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок.
Коваль М.В.
Опера «Севастопольцы» - по существу, первый отклик советских композиторов в музыкально-драматическом жанре на темы величественной борьбы советских городов-героев с фашистскими захватчиками. Задумана она была еще в дни незабываемой севастопольской эпопеи, писалась в течении ноября-декабря 1942 года, а к началу 1943 года была готова в первом, одноактном варианте. Этот акт послужил основой оперы «Последний катер», неоднократно исполненной по радио и показанной в концертном исполнении на эстраде Колонного зала Дома союзов. В полном своем виде «Севастопольцы»-большое музыкально-драматическое произведение( четыре акта с эпилогом), охватывающее значительный отрезок времени (1941-1944 годы) и посвященное большим историческим событиям, разворачивавшимся на фоне грандиозных битв Великой Отечественной войны. Автор, начав работу над оперой в 1942 году, продолжал ее 4 года, и 1946 году она была поставлена на сцене Пермского театра оперы и балета.
Весной 1947 года постановку «Севастопольцев» осуществили оперные театры Новосибирска, Одессы, Харькова, Свердловска. Она была включена в репертуарный план еще нескольких театров.
Сам композитор во вступлении к либретто оперы, приготовленном и напечатанном Пермским театром, свидетельствует: «Опыт работы над крупными музыкальными произведениями на новую тематику к этому времени у меня уже был: я тогда закончил ораторию «Чкалов» на текст В.В.Каменского и ораторию «Народная священная война» на тексты советских поэтов.
Самое сложное было найти сюжет, который мог бы зазвучать в опере. Неоднократно передававшийся по радио очерк писателя Тевелева «Последний катер» о славных защитниках города-героя Севастополя произвел на меня огромное эмоциональное впечатление, и я решил писать оперу о севастопольцах. Либретто писали ленинградские поэты Н.Браун и С.Спасский.
К январю 1943 года в основном уже был готов нынешний третий акт оперы. Он в то время мыслился как самостоятельная одноактная опера. Но тема в одноактную оперу не укладывалась. Опера была продолжена…
Среди героев нет отрицательных персонажей. Все они – верные сыны своей Советской Родины, беззаветно любящие ее, готовые отдать за нее свою жизнь. Так как я принимал живейшее участие в работе либреттистов с самого начала, то к моменту работы над музыкой все действующие лица прошли передо мной, стали для меня реально ощутимыми. Признаюсь, я всех их очень полюбил, и когда работа над оперой подходила к концу и я должен был поочередно с ними расставаться, мне было грустно, как бывает грустна разлука с любимыми друзьями.
Я не решился пытаться отобразить в музыке полноту исторической эпопеи Севастопольской обороны. Не думаю, чтобы в форме оперного искусства это можно было удачно сделать».
Постановка Пермским театром оперы и балета «Севастопольцев» пришлась по сердцу зрителям, артисты с увлечением работали над созданием образов своих героических современников. Постановка была удостоена Государственной премии.
Что обусловливало успех «Севастопольцев» при первых постановках? Правдивое и талантливое выражение благородного советского патриотизма, охватившего миллион наших людей.
Музыка к кинофильму «Сталинградская битва»
А.И.Хачатурян 1949г
Героическая тема Сталинграда бессмертна в искусстве и не раз еще послужит художникам кисти, пера и музыкантам источником творческих исканий.
Величие этой эпопеи в ее подлинном масштабе можно отразить в различных аспектах. Героика Сталинграда может быть передана через два-три эпизода – скажем, бои за вокзал, дом Павлова, переправа через Волгу. Представление о том, как советский народ защищал свою твердыню, можно создать, показывая личные судьбы людей, боевой путь какой-либо одной воинской части.
Две серии фильма решали эту задачу в широком плане. Перед зрителями развернулась вся картина небывалого сражения. Следовательно, мой труд состоял в создании батальной музыки, очень мало оттененной (как это чаще всего бывает в кино) другими настроениями. Тут не нужно было ни лирики, ни отступлений от главной темы. Только очень большое напряжение.
Материал такого размаха встал передо мной впервые. Два часа батальной музыки! Все, что приходилось делать в этом роде до сих пор, не шло ни в какое сравнение с нынешним заданием, как и сама битва превосходила по своим масштабам все известные до сих пор в истории.
Я не могу пожаловаться на то, как был встречен этот фильм (да и моя работа, в частности). Но мне жаль, что музыка, написанная для эпизодов, связанных с Гитлером и его ставкой, в фильм не вошла, и что прием контраста, помогавший мне выделить героику советского народа, применен был недостаточно последовательно.
Надо сознаться, что после выхода в свет всякой новой работы меня не оставляют в покое мысли, что можно было сделать ее лучше. Но тут – и это еще одно специфическое качество кино! – исправлений уже не внесешь, вторую и третью редакцию не предложишь. С момента записи твой труд уже отделен от тебя, переделывать поздно. Это накладывает огромную ответственность за качество работы.
Единственное, что может в этом обстоятельстве утешить автора музыки – это создание на ее основе (если, конечно, такая основа более или менее удачна) произведения для самостоятельного исполнения симфоническим оркестром.
Стремясь улучшить и разработать созданный для кино материал, я иногда так и поступаю. По музыке к двум сериям «Сталинградской битвы» я написал сюиту для большого симфонического оркестра.
Фильм толкнул меня к этой теме, помог сделать программное произведение, по-своему откликающееся на историческое событие.
В ходе исследовательской работы была проведена диагностика учеников моего 4 «В» класса с целью выявления знания военных песен и их значения для современных подростков. Нами была разработана анкета (приложение 1). Был проведён опрос 22 учащихся на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
Анализируя полученные данные, мы выяснили, что:
Заключение
Я думая, что музыка, опалённая войной близка и дорога не только нашим ветеранам, но и нам, родившимся под мирным небом, много лет спустя после войны. Дорога, наверное, потому, что в ней отразилась во всей полноте красота и величие русского народа, его нравственные устои, проявившиеся в те страшные годы. Оттого и волнуют, тревожат и радуют нас, современников разных поколений слова и мелодии, написанные десятки лет назад.
Современными композиторами написано немало музыки к военным фильмам, спектаклям и песням, как дань памяти тем страшным событиям 1941 – 1945 гг. Эти произведения, несомненно, играют заметную роль в жизни нашего общества. Я думаю, что в изучении этого музыкального творчества видится дальнейшая перспектива исследования.
Список используемой литературы:
1. Советской Родине посвящается: Статьи, рецензии и заметки о музыке/ Сост. И.Дорохова, Г.Прибегина, Н.Сафронова.- М.: Сов. Композитор,
1985-400 с.
2. Вставай, страна огромная!/ Сост., автор вступ.статьи и примеч. В.С. Хелемендик;- М.: Сов. Россия, 1985. – 480 с.- (Б-ка рус. худож. публицистики).
3. Музыка.1-4кл., 5-8кл,. : программы для общешкольного образовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 90, (6) с.
4. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы 1-8 классы, М.: Просвещение, 1985г.
5. И сердцу по прежнему горько…Песни/ Вступ.статья Б.Маршалова; Составитель Б.П.Маршалов. – Юж. Урал. кн.изд-во, 1995. – 204 с.
6. Рассказы о песнях. Для школьников среднего и старшего возраста. Составитель О. Очаковская. – М.: Музыка, 1985. – 95 с., с ил.
Приложение 1
«Анкета»
Слайд 1
Музыка Великой Победы Крицкая Екатерина гимназистка 4 класса «В» МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г.СургутСлайд 2
Цель проекта: исследование военной темы в музыке и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Выяснить, что знают мои одноклассники о музыкальном искусстве периода Великой отечественной войны. Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время. Выявить особенности музыкального искусства военных лет. Охарактеризовать историю создания военной музыки. Определить значение военной музыки моих ровесников.
Слайд 3
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Слайд 4
Область исследования: литературное чтение, музыка. Методы исследования : изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.
Слайд 5
Классификация жанров военной музыки Балет ( А.И.Хачатурян «Гаянэ») Увертюра (Р.М.Глиер «Дружба народов») Симфония (Д.Д.Шостакович «Ленинградская») Опера (И.И.Дзержинский «Судьба человека») Оперетта (К.Я.Листов «Севастопольский вальс») Частушка (фронтовые, тыловые, победные) Песня (Н.В.Богословский «Темная ночь»)
Слайд 6
Песни военных лет можно разделить по следующим направлениям Патриотические песни («Священная война») Прощальные песни. ( «Прощайте, скалистые горы», «До свиданья, города и хаты») Лирические песни («Темная ночь», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом») Шуточные и задорные песни («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра») Победные песни («Дорога на Берлин»)
Слайд 7
История создания военной музыки «Священная война» А. В. Александров 1941 г. В. И. Лебедев-Кумач
Слайд 9
Балет «Гаянэ» А.И.Хачатурян История создания военной музыки Музыка к кинофильму «Сталинградская битва» 1949г
Слайд 10
Коваль М.В Творчество в годы войны 1941 — оратория «Народная священная война» (1941) 1942 — оратория «Чкалов», на стихи В. В. Каменского 1942 — опера «Емельян Пугачёв» (2-я редакция, 1955), на либретто Василия Каменского 1946 — опера «Севастопольцы» («Последний катер» для ТВ)
Слайд 11
Значение военной музыки для моих сверстников Нужно ли воспитывать у молодежи любовь к Родине ? Какие военные песни вы знаете? 100% учащихся считают, что песни играли важную роль в жизни солдат: придавали силы в битве, поднимали боевой дух Хотел бы ты узнать больше военных песен и историю их создания?
Вода может клеить?
Ёжикина Радость
Позвольте, я вам помогу
Что такое музыка?
Сказка об осеннем ветре