Внеклассная работа по предмету "Специальный инструмент" (фортепиано), выполненная студенткой 3 курса музыкального колледжа (г.Салават, Республика Башкортостан) с использованием электронных образовательных ресурсов.
Первый раздел работы посвящен краткой характеристике Й.Гайдна - представителя венской классической школы.
Основной раздел представлен материалом о клавирных сонатах Й.Гайдна,составляющих важнейшую часть его творческого наследия, их стилевых особенностях. В качестве примера рассматривается одна из популярных в учебной практике сонат для фортепиано - Ре мажор.
Заключительный раздел подчеркивает роль фортепианных сонат австрийского композитора в исполнительской практике.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа, выполненная с использованием электронных образовательных ресурсов | 136.1 КБ |
Министерство культуры Республики Башкортостан
ГБОУ СПОКиИ РБ
Салаватский музыкальный колледж
Клавирные сонаты как часть творческого наследия Й. Гайдна
Внеклассная работа по предмету «Специальный инструмент» (фортепиано)
выполнена студенткой 3 курса Л.Хасановой
с использованием электронных образовательных ресурсов.
Руководитель - преподаватель Л.М.Коваленко
Салават 2015
Содержание
Введение:
Й. Гайдн – представитель венской классической школы…………………. 3
Основная часть:
Фортепианные сонаты Й.Гайдна……………………………………….. 4
Стилевые особенности фортепианных сонат………………………………. 4
Соната Ре мажор………………………………………………………………. 6
Заключение:
Роль фортепианных сонат Й. Гайдна в исполнительской практике………7
Использованные источники……………………………………………………7
Франц Йо́зеф Гайдн (31.03.1732 – 31.05.1809)— австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить эталоном музыкального классицизма.
Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.
Это мнение очень поэтично выражено Э.Т.А. Гофманом:
"В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею".
*
Клавирные сонаты - часть творческого наследия Й.Гайдна. Они явились важнейшими из клавирных произведений, хотя и не обрели для композитора такого же значения, как, например, квартеты. Точное число гайдновских сонат не известно. В современное собрание сочинений Гайдна вошли пятьдесят две сонаты.
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно, но творческие задачи при этом заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала композитора свободнее экспериментировать в сонатах. Он не столько искал единственное решение, сколько выяснял возможности жанра, не стремясь утвердить один из них как наилучший. В контексте формирования жанра Гайдн использует в сонатных циклах вариации, рондо, менуэт. Позднее вариационность у него будет сочетаться с рондальностью.
По стилю сонаты можно было бы назвать клавесинно-фортепианными, потому что в период их создания, клавесин еще был широко распространен, хотя молодое и пока еще сравнительно слабое по звуку фортепиано уже вытесняло его.
По характеру образов сонаты близки симфониям, но более скромны по масштабам. Композитор ищет себя, пытается найти образ идеальной сонаты. Этим и объясняется то, что его сонаты бывают двух, трех, четырех и даже пятичастные.
Работа над сонатой, как и над симфонией, была тесно связана с обновлением и обогащением тематического материала
Клавирные сонаты представляют богатейший, многоплановый мир, полный разнообразнейших открытий. Гайдн синтезировал многие черты сонатного творчества своих современников - представителей различных школ: венской, итальянской, немецкой, английской. Изобилие композиторских находок в тематическом конструировании, создание приемов разработки, модуляционной техники, формы-цикла в целом и его частей создало благодатную почву для новых идей не только для венских классиков, но и для авторов более позднего времени.
В фортепианных сонатах Гайдна откристаллизовались пять типов разработок: 1)разработка-контраст,
2)разработка – новый виток экспозиции,
3)разработка с трансформацией материала экспозиции,
4)разработка с доведением основной линии до драматической кульминации, 5)разработка с заданной драматизацией при модификации тематизма.
Будучи связанными друг с другом, они присутствуют в сонатах как в смешанных, так и в чистых вариантах.
Еще одна интереснейшая особенность фортепианных сонат Гайдна – ритмическая изобретательность, представленная в них в невероятном изобилии и представляющая зачастую достаточно большую трудность для начинающих, юных, молодых исполнителей.
Работа над сонатой, как и над симфонией, была тесно связана с обновлением и обогащением тематического материала: именно содержательный, яркий тематизм, к которому постепенно пришел Гайдн, помог ему освободиться от «общих мест», сделал каждое его произведение непохожим на другое.
В процессе отбора определились некоторые общие черты, свойственные музыкальному материалу каждой из частей цикла.
Темы сонатных allegro обычно отличаются сконцентрированностью интонаций, детализированностью изложения. Часто они включают несколько разных музыкальных элементов, что предопределяет многогранность, емкость их содержания. Нередко в темах гайдновских аллегро можно уловить те или иные жанровые истоки (танец, марш, устоявшийся в современной инструментальной музыке тип героической мелодики, истоки которой в оперной арии и др.). Как правило эти признаки представляют здесь в новом виде, образуют некий качественно отличный «сплав». Именно поэтому гайдновские темы производят впечатление «знакомых незнакомцев». Они, как правило, четки по структуре, легко членятся, что придает им ясность, делает удобными для развития.
Также постепенно вырисовывался облик медленных частей. Их темы основываются на плавных певучих мелодиях, либо на более изощренном, насыщенном тонкой орнаментикой мелосе. Нередко они содержат такие детали звучания, которые вызывают ассоциации с образами природы.
Определялись и темы финалов. Подвижные, моторные, часто народно-танцевального склада, они интонационно менее индивидуализированы, зато наделены яркой ритмической выразительностью, воплощающей стихию радости, воодушевления, подъёма.
Как бы ни были выразительны темы, для Гайдна еще важнее, чем показ, развитие, преобразование материала. Оно подвергается особенно детализированному «анализу», внимание слушателя привлекается к мельчайшим подробностям его интонационного, гармонического, ритмического содержания. Преобразования вычлененных мотивов также отличаются большой тонкостью.
Соната Ре мажор – одна из наиболее известных.
Тема главной партии, начинающая первую часть этой сонаты, — брызжущая весельем и жизнерадостностью пляска с по-мальчишески озорными октавными скачками, форшлагами, мордентами и повторами звуков. Такую музыку можно также представить себе звучащей в опере-буффа. Веселые, суетливые пассажи шестнадцатых наполняют связующую партию. А тема побочной партии (в тональности ля мажор) — тоже танцевальная, только более сдержанная, изящная. Но вот в развитие темы побочной партии проникают озорные скачки из главной партии, а затем — суетливое пассажное движение из связующей партии. Оно становится более напряженным, размашистым и вдруг быстро утихомиривается — словно по какому-то мгновенно принятому решению. После этого экспозицию завершает беспечно пританцовывающая заключительная партия.
В разработке опять много оживленной суеты.
Здесь октавные скачки из темы главной партии, перемещаясь в левую руку, делаются еще озорнее, а пассажное движение достигает ещё большей напряженности и широкого размаха, чем в развитии темы побочной партии в экспозиции. В репризе звучание побочной и заключительной партий в основной тональности (ре мажор) прочно закрепляет господство радостного настроения. Самый сильный контраст вносит в сонату краткая вторая часть, медленная и сдержанная по характеру. Она написана в одноименной тональности ре минор. В музыке слышится тяжелая поступь сарабанды — старинного танца, нередко приобретавшего характер траурного шествия. А в выразительных мелодических возгласах с триолями и пунктирными ритмическими фигурами есть сходство с горестными напевами венгерских цыган. Но в оптимистическом искусстве Гайдна мрачные образ» смерти всегда побеждаются светлыми образами жизни. И реминорная вторая часть этой сонаты, заканчиваясь не на тоническом, а на доминантовом аккорде, непосредственно переходит стремительный ре-мажорный финал.
Финал построен в форме рондо, где главная тема — рефрен (в основной тональности ре мажор) — повторяется трижды, а между ее повторами нахо-дятся изменяющиеся разделы — эпизоды: первый эпизод в ре миноре, а второй — в соль мажоре. Здесь лишь в первом, ре-минорном эпизоде проскальзывают скорбные воспоминания — отзвук средней части. Второй же, соль-мажорный эпизод уже беспечно весел и приводит к шуточной «перекличке» правой и левой рук на одной ноте. А полетно-танцевальная главная тема финала (рефрен рондо) — одна из самых жизнерадостных у Гайдна.
*
В своих истоках соната – это жанр, предназначенный для домашнего музицирования. Гайдн сохранил за ним это назначение. Однако весь строй его музыки требует от исполнителя тонкой музыкальной культуры. Камерность стиля проявляется в детализированности музыкального языка, в каждой роли выразительных «подробностей», в тщательности, с которой выписана вся фактура. Развитие отличается здесь большой концентрированностью, ведь музыкальные «события» разворачиваются в сонате в гораздо меньшем пространстве, чем в симфонии. Соответственно каждый миг приобретает большую наполненность и весомость.
Каждое зрелое произведение Гайдна имеет свое собственное лицо: своей несхожестью, отсутствием повторяющихся типов сонаты покоряют и очаровывают слушателей.
Трудно переоценить роль клавирных сонат Гайдна в учебном репертуаре. Некоторые из сонат были специально написаны им в педагогических целях. И в наши дни сонаты постоянно включаются в программы для учащихся детских музыкальных школ, училищ и колледжей, звучат с концертных площадок, охотно исполняются любителями. Их ценность заключается в том, что они дают представление об эстетике венских классиков, воспитывают тщательность в работе над деталями фактуры, развивают ритмическую организацию и темповую устойчивость, развивают пианизм.
Использованные источники
Альшванг А. И. Гайдн, в кн.: Избр. соч. — М.., т. 2, 1965.
Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., 2004
Кремлев Ю. А. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества. — М., 1972.
Рабинович А. С. Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы. — М., 1959.
OrpheusMusic.Ru — культурно-просветительский интернет-проект
http://mus-info.ru Mузыкальный справочник. Статьи о музыке и музыкантах.
https://ru.wikipedia.org/ - Википедия
http://www.dissercat.com – электронная библиотека диссертаций
Большое - маленькое
Рисуем ананас акварелью
Что такое музыка?
Голубая лягушка
Весенняя сказка