Внеклассная работа по междисциплинарному курсу МДК .01.01 Специальный инструмент (фортепиано), выполненная с использованием интернет ресурсов.
Содержание работы включает сведения о Карле Черни - австрийском пианисте, композиторе и педагоге, его вкладе в инструктивно-педагогическую литертатуру для фортепиано.
Материал об основном назначении этюдов Черни дополнен предпринятой попыткой самостоятельно охарактеризовать и сформулировать исполнительские задачи одного из этюдов - соч. 299 № 10 Фа мажор.
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассная работа с использованием интернет ресурсов | 64.83 КБ |
Министерство культуры Республики Башкортостан
Салаватский музыкальный колледж
КАРЛ ЧЕРНИ, ЭТЮДЫ
Внеклассная работа по междисциплинарному курсу
«специальный инструмент» (фортепиано)
cтудентки II курса Ильтимировой Кристины.
Выполнено с использованием интернет ресурсов.
Преподаватель Коваленко Л.М.
Салават 2015
КАРЛ ЧЕРНИ
(1791 – 1857)
Карл Черни – австрийский пианист и композитор чешского происхождения; считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Знаменит созданием огромного количества этюдов для фортепиано.
Родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Музыке начал учиться с 5 лет. Под руководством отца в 9-летнем возрасте начал концертировать. Бетховен, услышав игру мальчика, предложил давать ему уроки; занятия продолжались с перерывами более 10 лет. В этот же период учился также у И.Н.Гуммеля и Муцио Клементи. Уже в детстве Карл отличался исключительной памятью, позволявшей ему играть наизусть основные произведения тогдашнего фортепианного репертуара.
Концертную деятельность вёл до 24 лет: Людвиг ван Бетховен доверил ему исполнение своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции. Однако его исполнительская деятельность заслуживает внимания пропагандой творчества Бетховена. По словам Листа, в 20-е годы, когда большая часть сочинений этого композитора была для многих загадкой, Черни только его музыку и играл, притом очень хорошо.
Современники рисуют Черни простым, скромным человеком, по внешности напоминавшим школьного учителя. Он был образован, знал семь языков. Жил преимущественно в Вене, за исключением нескольких гастрольных поездок в Лейпциг (1836), в Париж и Лондон (обе в 1837 году).
Как педагог Черни пользовался известностью уже с 15 лет, а к середине XIX века считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие.
Черни был необыкновенно плодовитым композитором. По словам Лешетицкого, его учитель создавал музыкальные произведения с такой же скоростью, как пишут письма и диктанты. Написал много произведений для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), сочинений для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни для одного и нескольких голосов и музыкальные номера для спектаклей драматического театра. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано; в некоторых из них использованы чешские народные мелодии («Вариации на оригинальную чешскую тему»; «Чешская народная песня с вариациями»). Многие произведения Черни остались в рукописи (хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене).
Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Доменико Скарлатти, а также клавираусцуги опер, ораторий, симфоний и других оркестровых произведений.
В творчестве Черни сочетались черты классицизма и салонного романтизма.
ЭТЮДЫ
Вклад Черни в инструктивно-педагогическую литературу для фортепиано особенно значителен. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепианной игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сборник «Большая фортепьянная школа» ор. 500 содержит ряд ценных методических указаний и развёрнутое дополнение, посвященное вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений.
Громадное наследие фортепианно-инструктивной литературы Карла Черни включает произведения различной трудности. Оно широко используется и в настоящее время. Наиболее легкие этюды сборника «Избранные этюды» под редакцией Генриха Гермера используются в репертуаре детских музыкальных школ. Продолжением этого сборника в педагогической практике обычно служит «Школа беглости» ор. 299. Лучший этюдный сборник композитора – «Искусство беглости пальцев» (точнее – «Искусство законченной пальцевой техники») ор. 740.
Создавая свои инструктивные этюды и упражнения, Черни стремился к максимально ясной постановке технической задачи, исключая все, что могло затруднить ее выполнение.
Основное назначение этюдов Черни – выработка пальцевой техники, являющейся лучшим средством для овладения виртуозностью. Они призваны помочь исполнителям овладеть безотказной пианистической техникой. Много внимания уделяется гаммообразным последованиям, коротким, ломаным, длинным арпеджио, а также и другим фортепианным формулам.
Исполнение этюдов не должно быть чисто механическим, игру необходимо связывать с художественными задачами. Поэтому в быстрых последованиях следует уделять внимание различным видам туше и динамическим оттенкам, мотивному строению и фразировке, общему «тону» высказывания и характеру этюда.
ЭТЮД № 10, ор. 299
Фа мажор
Авторская ремарка Molto allegro, метроном = 66. Размер 6/8, движение полутактами. Характер звучания отличается легкостью и изяществом.
Партии рук четко дифференцированы: мелодия у правой, сопровождение у левой руки.
Предназначен для развития беглости пальцев левой руки. Фигурации 32-ми нотами напоминают «альбертиевы басы», играются с использованием бокового движения кисти. Встречается разновидность с задержанным басовым звуком (такты 21, 23), а также иная фигура, исполнение которой предполагает круговое движение кисти (такты 25 – 30) с осью то в 3-м, то в 4-м пальце. В завершающем этюд пассаже (левая рука) используются короткие арпеджио с интонационным движением к нижней ноте.
В процессе разучивания полезно все играть насыщенным звуком, чтобы почувствовать устойчивость и цепкость кончиков пальцев. По мере увеличения темпа звук облегчать, движения минимизировать.
Мелодия (партия правой руки) очень выразительная, широкого дыхания, приобретает то черты скерцозности (такты 6 - 8), то распевности (такты 13 – 16). Кульминация изложена октавами, звучность вырастает до ff (такты 17 – 21). К концу этюда необходимо делать динамическую филировку, затем к последнему аккорду быстро выполнить crescendo.
Этюд небольших размеров (30 тактов). Условно делится на два крупных раздела: 13 тактов + 17 тактов. Тональный план содержит как модуляции (1 раздел модулирует в тональность доминанты), так и отклонения по типу секвенции: в ре минор (9 такт), в До мажор (10 такт).
Этюд интересен сочетанием инструктивных и художественных задач.
Литература и интернет-ресурсы
Акварель + трафарет = ?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Ель
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем подснежники гуашью