Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.
Актуальность проблемы на данный момент также связана с важным событием в 2015 году- это 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 459.71 КБ |
МБОУ «Гимназия №71» («Радуга»)
Реферат
Выполнили ученицы 5 «Б» класса
………………………………………………………………..
Руководитель
учитель музыки Прусакова Надежда Павловна
Кемерово 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….. 3
Заключение………………………………………………………………………………………14
2
Введение
Великая Отечественная война надолго оставила след в сознании нашего народа. Эта тема, пожалуй, до сих пор волнует музыкантов и поэтов. Масса песен, сложенных о Великой Отечественной войне, сыграли заметную роль в жизни нашего общества. Одни из них осмысляют итоги войны, оценивают и сопоставляют понесенные жертвы и как бы измеряют цену победы. Другие попросту дают простую человеческую возможность выплакаться о потерях. Третьи вспоминают о подвигах и героях. Но все вместе они не дают забыть, что человек рожден для счастья и мира, а война - это великое бедствие, которое необходимо предотвратить.
Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями.
Актуальность проблемы на данный момент также связана с важным событием в 2015 году- это 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.
Целью нашей работы является исследование военной песни и выявление ее жанров и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Исходя из темы, нужно решить следующие задачи:
4. Познакомиться с творчеством композиторов, писавших военные песни.
5. Распространить данный материал на уроках музыки.
3
Чтобы выяснить, что знают ученики о песнях Великой Отечественной войны, мы провели анкетирование среди учеников 4,5,8 классов (выборочно). И выяснили, какое значение имеет музыка в жизни учеников и насколько знакомы им песни войны.
Проведённый нами опрос показал, что музыка далеко не безразлична нашим детям.
65% опрошенных ответили, что увлекаются музыкой, 30% - слушают музыку иногда, а 5 % детей интересует лишь одно направление в музыке (зачастую указывали, что это рок или хип-хоп).
Всего лишь 15% опрашиваемых детей учатся в музыкальной школе.
Информацию о музыке ученики черпают в интернете, как правило, в социальных сетях, в школе черпают информацию лишь 13% (и это ученики 4 класса), а из книг берут материал о музыке лишь 2 % детей.
Музыкальные мероприятия ребята почти не посещают. А если кто и бывает на таких мероприятиях, то в основном это концерты поп-звезд. Только один из опрашиваемых детей сказал, что посещает концерты в филармонии.
да-65% слушаю иногда – 30% интересует одно направление -5% Учатся в музыкальной школе – 15% |
Хорошее настроение- 43% всё-19% хобби-17% отдых-15% Слушаю от нечего делать- 6% |
В интернете (в контакте)- 78% в школе – 13% (4 кл.) ТВ-4% у друзей- 3 % Из книг- 2% |
Не посещаю или посещаю редко – 80% 20% считают, что посещают (последние музыкальные мероприятия, которые посетили дети- концерты Пелагеи, С.Михайлова, филармонию посетил 1 человек из опрошенных). |
4
Также, ребята прослушали 5 военных песен: «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Священная война» А. Александрова, «В землянке» К. Листова, «Темная ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» В. Соловьева-Седого.
Ребята в основном отвечали, что песню «где-то слышали», но не знают её. Наиболее знакомыми для них оказались «Священная война» А. Александрова и «Темная ночь» Н. Богословкого.
«Вечер на рейде» В.Соловьев-Седой Знают песню-3% где-то слышали – 39% слышали в первый раз-58% |
«Священная война» А.Александров Знают песню-34% где-то слышали – 59% слышали в первый раз – 7% |
«В землянке» К.Листов Знают песню- 10% где-то слышали – 39% слышали в первый раз – 51% |
«Темная ночь» Н.Богословский Знают песню-41% где-то слышали – 44% слышали в первый раз- 15% |
«В лесу прифронтовом» В.Соловьев- Седой Знают песню – 0% где-то слышали- 32% слышали в первый раз- 68% |
5
2.Теоретическая часть
Работая над военными песнями, мы выяснили, что военные песни являются частью жанра массовой культуры, который возник и развивался на протяжении всего 20 века.
Таковы песни, выражающие идеи, настроения народных масс, предназначенные для исполнения самими этими массами.
Такая песня воплощает чувства, мысли в максимально доходчивой форме, поэтому воспринимается миллионами как близкая, «своя».
Она обладает возможностями осуществления социальных функций (идейно-воспитательной, организационной)
Несмотря на упрощенность содержания и банальность формы в массовых жанрах возможно создание подлинно высоких художественных ценностей
Важным периодом в развитии массовой песни стали пени войны.
6
2.2 Тематика и разновидности военных песен
Работая над военной песней, мы также выяснили тематику и разновидности этих песен.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО И ЭПИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: -ГИМНЫ («Священная война А.Александров) -МАРШИ («Моя Москва» И.Дунаевский) -ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ («Шумел сурово брянский лес» С.Кац) |
ГЕРОИКО-ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ-ПОВЕСТВОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ («Заветный камень» Б. Мокроусов) |
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ: -ТЕМА ПАТРИОТИЗМА («Вечер на Рейде» В. Соловьв-Седой) -ТЕМА ЛЮБВИ ВОИНА И ДЕВУШКИ, которая ждет и хранит верность в разлуке («Темная ночь» Н.Богословский, «В землянке» К.Листов) -ПЕСНЯ-ПОРТРЕТ («На солнечной поляночке» В. Соловье-Седой) |
Произведения героического и эпического содержания - это гимны, марши и повествовательные песни.
Сильное воплощение тема всенародной борьбы получила в боевых гимнах, таким примером является песня «Священная война» А. Александрова.
В маршевых песнях подчеркивалось лирическое начало. В песне И. Дунаевского «Моя Москва» слышится лирическое высказывание героя, но сохраняется ритм марша.
В повествовательных песнях чувствуется плавное, неторопливое движение, передающее раздумье над смыслом, рассказанном в песне. Примером служит песня «Шумел сурово брянский лес» С. Каца.
7
Встречаются также героико-лирические песни, посвященные одному человеку. Здесь выделяется песня Б. Мокроусова «Заветный камень», в которой соединены суровое повествование и лирическая проникновенность.
Среди военных песен есть много лирических. Среди них много на патриотическую тему. В таких песнях любовь к Родине выражается через любовь к какому-нибудь уголку - своему городу, поселку, реке. Примером служит песня В. Соловьева-Седого «Вечер на рейде» .Существует большое количество песен, выражающих любовь воина к девушке и о том, как они свою любовь несут через всю войну, находясь в разлуке. Это песни «В землянке» К. Листова и «Темная ночь» Н. Богословского.
В песне-портрете лирика сочетается с юмором, лукавой, незлобной усмешкой. Примером служит песня Соловьева-Седого «На солнечной поляночке».
8
Интересны и истории создания некоторых военных песен. Зачастую они возникали под воздействием каких-либо сильных эмоций или событий, поэтому в них ощущается сила и мощь и они так глубоко проникают в наши мысли и чувства.
Например, «Священная война» была написана композитором Александровым за один вечер.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение. В зале - шум, резкие команды, звуки радио.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах солдат были видны слезы. Песню повторили 5 раз.
9
Песня Соловьева-Седого «Вечер на рейде» была тоже создана под впечатлением одного момента. Она родилась в Ленинграде, который с самых первых дней стал прифронтовым.
Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной».
Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка — там кто-то играл на баяне…
Соловьев-Седой сидел молчаливый и задумчивый, тогда он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни». Видимо, у него уже зародилась мелодия. Дома он сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город…»
Получилась мелодия припева, а слов для припева не было. Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
Вместе они сочинили и продолжение.
Завершив работу над песней, авторы отправились с нею на улицу Зодчего, где располагался Ленинградский Союз композиторов. Однако этот первый показ песни окончился неудачно. Ее не приняли как упадочную и минорную.
В своих воспоминаниях композитор рассказал, что не принятую коллегами песню он пустил в свет лишь зимой 1942 года, спев ее в солдатской землянке под Ржевом, когда уже во всю шло наступление и настроение было совсем другое, когда прощание с родным городом не ассоциировалось с отступлением. И песня зазвучала иначе…
10
Мы также обратились в творчеству композиторов, писавших военные песни выделили среди них:
Александра Васильевича Александрова, автора «Священной войны»,
1883-1945
Константина Листова, написавшего одну из трогательных песен «В землянке»,
1900-1983
Братьев Покрасс Дмитрия и Даниила, создавших песни «Казаки в Берлине», «Москвичи».,
1899—1978
и
Матвея Блантера, написавшего всем известную «Катюшу»,
1903-1990
Анатолия Григорьевича Новикова, автора «Смуглянки», «Эх, дороги»,
1896-1984
Марка Григорьевича Фрадкина, создавшего «Случайный вальс» и «Прощайте, голуби»,
1914-1990
11
Бориса Андреевича Мокроусова, автора песни «Заветный камень»,
1909-1968
Никиту Владимировича Богословского, создателя знаменитых песен «Темная ночь» и «Спят курганы темные».
1913-2004
Лидером данного направления является Василий Соловье-Седой. Он автор множества популярных песен «Соловьи», «баллада о солдате», «В лесу прифронтовом».
1907-1979
Один из крупнейших композиторов в области массовой советской песни Василий Павлович Соловьев-Седой родился в 1907 году в Петербурге, в семье дворника. С детства он играл по слуху сначала на гармонии, а потом на рояле. В 1929 году его приняли в Ленинградской музыкальный техникум. Два года спустя Соловьев-Седой уже учился в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 году по классу профессора П. Рязанова. К 30-м годам относится ряд произведений Соловьева-Седого: балет "Тарас Бульба", симфоническая поэма "Партизанщина", пьесы для фортепиано, музыка к ряду кинофильмов и постановок, а также свыше шестидесяти романсов и песен. Уже и тогда песня была ведущим жанром в творчестве композитора "Лучшие из песен 30-х годов" - "Гибель Чапаева" на слова З. Александровой и "Таежная" на слова В. Гусева.
В годы Отечественной войны талант композитора раскрылся особенно ярко. Соловьев-Седой сразу выдвинулся в число наиболее популярных композиторов: его лирические и шуточные песни звучали на фронте и в тылу, часто передавались по радио. В послевоенные годы творчество Соловьева-Седого достигает новой ступени развития. Композитор пишет музыку к кинофильмам, создает ряд замечательных песен. Среди них
12
мужественная солдатская "В путь" (слова М. Дудина), популярная лирическая "Подмосковные вечера" (слова Матусовского), боевая песня о мире "Если бы парни всей земли" (слова Л. Ошанина), задорный "Марш нахимовцев" (слова Н. Глейзарова).
"Играй мой баян", "Вечер на рейде", песни-воспоминания о любимой, о друзьях, о родине "Когда песню поешь", "Соловьи", "Давно мы дома не были", шуточно-лирические песни "Как за Камой за рекой", "На солнечном поляночке". За создание этих песен, получивших широкое распространение в народе, Соловьев-Седой был удостоен в 1959 году почетного звания лауреата Ленинской премии. В последние годы жизни композитором написаны балеты "Тарас Бульба" и "В порт вошла "Россия"", оперетты "Верный друг", "Самое заветное" и "Олимпийские звезды". Умер Соловьев-Седой в 1979 году.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромный пласт военно - песенной культуры связан с периодом Великой Отечественной войны. Большое разнообразие жанров, тем и образов дала военная песня этого периода.
Военная песня - безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.
Военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.
Песни военных лет выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет.
Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.
А чтобы беречь это наследие, его надо знать. А мы, в свою очередь, на уроках музыки будем рассказывать ребятам о том новом и интересном, что узнали о военном песне.
То, что было истинно великим останется великим навсегда.
14
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Снеговик
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Лавовая лампа