Исследовательский проект на тему "Тайны голоса"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tayny_golosa.docx | 34.24 КБ |
«Тайны голоса»
Выполнена учениками
7 класса
МОУ «Красногорская СОШ№1»
Мишиной Д.,Лебедевой К., Шайхуллиной Н.
Научный руководитель –
Шарнина Светлана Николаевна
п.Красногорский, 2014 год
"Хорошо произнесенное слово - уже музыка".
К. С. Станиславский
Считается, что красивый, звучный голос - редкий дар природы, что каждому от рождения дан замечательный голос, возможности которого безграничны. Вот только как их раскрыть?
Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.
Голос – это не просто воздух, исходящий из нашего рта, а нечто намного большее. Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле - достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства!
В настоящее время известно много имён певцов-вокалистов, обладающих уникальным природным голосом. Среди них итальянский певец Робертино Лоретти, достигший в 16 летнем возрасте уровня мирового значения. Римский папа называл его голос- голосом ангела.
Нам приятно проживать,в одном посёлке вместе с замечательным талантливым человеком Ольгой Владимировной Пшеничновой. Её завораживающий голос можно услышать на концертах нашего посёлка.
Занимаясь в вокальном объединении «Смайлики» нам стало интересно узнать, как сохранить природный голос? Именно это и определило АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Красивое пение состоит из- 50% правильного дыхания,
50% правильного звукоизвлечения.
Гипотеза: Если научиться правильному дыханию, то певческий голос станет не только красивым, но и здоровым.
Цель исследования: Разработать памятку вокалиста по гигиене голоса.
Задачи:
Объект исследования: Певческий голос
Предмет исследования: Дыхательная гимнастика как основа правильного пения и способ укрепления здоровья.
Методы и приёмы исследования: наблюдение, интервью, работа с источниками информации, анализ, синтез, анкетирование, обработка результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам ещё лучше видеть, слышать, чувствовать свой голос.
Обзор литературы.
Работая над выбранной темой, мы выяснили, что литературы по данному вопросу много, но в наличии её нет ,поэтому нам пришлось использовать ресурсы интернета.
C:\Users\Учитель.amd-ПК\Desktop\дыхательная гимнастика\Дыхательная гимнастика А_ Н_ Стрельниковой.mht
http://do.gendocs.ru/docs/index-108778.html
http://www.constudio.ru/2008/08/gigiena-i-profilaktika-golosa.html
Введение
Человеческий голос - это инструмент, который требует максимального количества занятий, и чтобы добиться результатов, мы должны понять, как он работает.
Голосовой аппарат состоит из трех основных частей:
1. Дыхательной системы, в которую входят: легкие, мышцы диафрагмы, живота, спины и верхняя часть грудной клетки.
2. Гортани: в ней находятся голосовые связки - это складки мягких тканей, которые в среднем чуть меньше полутора сантиметров длиной. Когда мы просто дышим, связки широко распахнуты. Первичный звук появляется в результате взаимодействия голосовых связок и выдыхаемого из легких воздуха. Воздух, проходя мимо голосовых связок, заставляет их вибрировать. Так получается звук.
3. Артикуляционного аппарата, в который входят: нижняя челюсть, губы, зубы, язык, корень языка, мягкое небо и маленький язычок.
Звукообразование или фонация (от греч. фоне-звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебания голосовых связок, а усиливается и тембрально окрашивается с помощью резонаторов.
Каждый уважающий себя вокалист должен соблюдать правила гигиены голоса.
По результатам анкетирования мы выяснили, что мало кто знает о гигиене голоса. Поэтому мы поспешили узнать.
Гигиена голоса - соблюдение певцом определённых правил поведения, певческий режим.
Здоровье и уход за голосом.
Общее здоровье организма является главным условием здоровья голоса. Певец должен иметь распорядок дня, в который необходимо включить не только работу над голосом, но и мероприятия по поддержанию организма в хорошем состоянии. Певец должен сохранять позу - осанку. Неправильная поза влияет не только на физическую работу органов дыхательной системы (что сказывается на подаче воздуха к голосовым связкам), но и на прохождение сигналов, идущих от мозга.
Гортань, как и другие органы тела, состоит из живой ткани, которая может быть подвержена травмам и болезням. Чтобы их избежать вокалисту нужно помнить о том, что ЗАПРЕЩЕНО ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ:
1. АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ;
2. КУРЕНИЕ;
3. ПЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ (принимать пищу можно за час до пения, так как энергия тела напрямую участвует в процессе переваривания пищи, движения замедляются, ослабевает внимание и координация, кроме того, излишняя слизь, которая вырабатывается железами на связки, может мешать их колебаниям);
4. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕД ПЕНИЕМ ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ, СЕЛЕДКУ, СЕМЕЧКИ, ОРЕХИ, ШОКОЛАД, ПИТЬ ОЧЕНЬ ОХЛАЖДЕННЫЕ НАПИТКИ;
5. ПЕРЕД ПЕНИЕМ ПРОТИВОПОКАЗАНА БАНЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНА ДЛЯ СУШКИ ВОЛО;
6. ЧРЕЗМЕРНОЕ КАШЛЯНИЕ, ЧИХАНИЕ, А ТАКЖЕ РЕЗКИЕ ЗВУКИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ПОМОЩИ НЕОЖИДАННОГО ВЫБРОСА ВОЗДУХА, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИЧИНИТЬ БОЛЬ И ДАЖЕ ПОВРЕДИТЬ НЕЖНУЮ МЫШЕЧНУЮ ТКАНЬ СВЯЗОК;
7. ЧРЕЗМЕРНО ГРОМКОЕ ПЕНИЕ ИЛИ РАЗГОВОР;
8. АЭРОЗОЛИ, ТАБЛЕТКИ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, КОТОРЫЕ НЕ СДЕЛАЮТ ГОЛОС ЛУЧШЕ;
9. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС И УТОМЛЕНИЕ.
Основная часть.
По анкетированию мы узнали, что никто не делает дыхательную гимнастику и даже о ней не слышали, но хотели бы узнать.
ДЫХАНИЕ - ЭТО ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Искусство пения - говорили старые мастера - это искусство вдоха и выдоха.
Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.
Чтобы научиться правильному дыханию мы изучили дыхательную гимнастику А.Н.Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
Разработку системы дыхательной гимнастики еще в 30-40-е годы прошлого века начала ее мать - Александра Северовна Стрельникова - во время своей работы над методикой восстановления певческого голоса.
Она пробудила интерес к этой проблеме и у своей дочери - Александры Николаевны Стрельниковой. В процессе работы Стрельникова-старшая пришла к выводу, что расстройства певческого голоса (как и многих других функций организма, что было выявлено впоследствии Стрельниковой-младшей) могут быть обусловлены тремя причинами:
Первой пациенткой Стрельниковой-старшей была собственная дочь, неожиданно и, как казалось, бесповоротно потерявшая голос. Однако, занимаясь под руководством матери, Александра Николаевна вновь обрела его. После нее были тысячи людей с различными нарушениями голоса.
В 1972 году Александра Николаевна Стрельникова получила патент на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865). Однако специалисты Минздрава СССР не пожелали признать его как метод лечения.
А. Н. Стрельникова могла вернуться на сцену, но, как и ее мать, стала педагогом-вокалистом.
Стрельниковская дыхательная гимнастика была популярна и среди певцов, таких как Ольга Воронец, Алла Пугачева, София Ротару.
Правила применения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
Правило первое: чем естественнее вдох, тем он эффективнее;
Правило второе: не думать о выдохах, после вдоха они должны происходить самопроизвольно и желательно ртом, а не носом;
Правило третье :выполняйте синхронные с вдохами различные упражнения для тела.
Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1500 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.
Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.
Методика проведения дыхательной гимнастики
Занятия следует проводить в небольших помещениях с чистым воздухом, при открытой форточке, натощак либо через час-полтора после еды. В исходном положении следует стоять прямо. Руки вдоль туловища, ноги чуть меньше ширины плеч.
Что нужно знать, приступая к освоению гимнастики
Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой - мощное лечебно-оздоровительное средство. Занимаясь ею, вы избавитесь от всевозможных комплексов, сможете острее воспринимать окружающий мир, начнете чувствовать свое тело, ощутите бодрость, душевное успокоение и психоэмоциональный комфорт. Разгладится кожа, улучшится зрение.Вы избавитесь от многих хронических заболеваний. Во время и после проведения гимнастики не возникает ни мышечных болей, ни сердцебиения, ни одышки, ни слабости или головокружения.
Дыхательная гимнастика начинается с разминочного упражнения «Ладошки». Далее выполняется основной комплекс, состоящий из 6 упражнений. Постепенно прибавляются следующие. Всего 11 упражнений.
Помните! Вдохи и движения в гимнастике делаются строго одновременно!
Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
Вывод:
В ходе исследования мы пришли к выводу, что выполняя дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой, - «одним ударом убиваешь двух зайцев». Происходит физическая тренировка всех частей тела с головы до ног, - и одновременный прилив крови ко всем внутренним органам (то есть, так называемый «массаж» внутренних органов). Вот почему диапазон воздействия стрельниковской гимнастики огромен: она помогает при лечении даже таких заболеваний, против которых, к сожалению, официальная медицина бессильна ( бронхиальная астма, гипертония, вегето-сосудистая дистония, заикание, различные неврозы и т.д. и т.п.)
Дыхательная гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников.
Учителям в середине урока рекомендуется "пошмыгать" с учениками по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность, и легче усваивается материал.
Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.
При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов у подростков, страдающих сколиозами.
Очень хороший эффект она дает при прогрессирующей близорукости: гимнастика либо приостанавливает ухудшение зрения, либо улучшает его на 2-3 диоптрии.
Поэтому гипотеза оказалась верной. Дышите на здоровье!
Для тех, кого заинтересовала методика Стрельниковой, есть сайт «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой».
Приложение
Описание упражнений А.Н.Стрельниковой
Как уже говорилось, основная стойка в исходном положении - стоя прямо, руки вдоль туловища, нога чуть уже плеч.
Ладошки
Погончики
Повороты головы
В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох . Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.
"Ушки"
В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох.
"Малый маятник"
В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка. Думайте: "Откуда пахнет гарью: с пола? с потолка?"
"Обними плечи"
Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее.
"Насос"
Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шину велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох.
"Большой маятник"
Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.
"Кошка"
Вспомните, как кошка крадется за воробьем с тыла и оглядывается, чтобы сцапать его и съесть. Попробуйте повторять ее движения. Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько кзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева.
"Перекаты"
Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.
пей. При этом вторая нога стоит спереди па носке, поддерживая равновесие тела.
Шаги
В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох. Данное упражнение можно делать и на ходу. Учитывая его простоту, начинать осваивать дыхательную гимнастику можно с "шагов". К тому же, оно позволяет исключить движение плеч.
Ёжикина Радость
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Фокус-покус! Раз, два,три!
И тут появился изобретатель
Весёлые польки для детей