Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся для потомков ее страницы. Мир простился с уходящим тысячелетием. Но мы еще долго будем перебирать в памяти события минувших столетий, даты, имена...
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_opalennye_voynoy_kukushkin.zip | 1.27 МБ |
«Песни, опаленные войной»
Выполнила:
Руководитель: Шмелёва Елена Валентиновна Учитель Музыки
Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся для потомков ее страницы. Мир простился с уходящим тысячелетием. Но мы еще долго будем перебирать в памяти события минувших столетий, даты, имена...
Война... Как много жизней она унесла с собой... Как много русских солдат погибло в те годы, а ведь многим из них тогда было только по семнадцать. Но они, не думая о себе, бросались с гранатами и взрывчаткой под танки и вражеские эшелоны, закрывали собой поток огня.
Чем меньше становится людей, прошедших горнило тех дней 1941-1945 годов, тем больше желающих что-либо "пересмотреть", "осмыслить по-новому", тем больше разночтений известных фактов, а то и вовсе домыслов, искажений. А сколько просто забывается, может быть забыто...
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...
Вспомним, как все начиналось:
Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны.
История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.
На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… С того памятного дня и началась ее большая жизнь.
Наверное, ни одна военная песня не осталась неуслышанной. Наиболее популярные из них сохранились до сих пор, и все также напоминают о том нелегком для русского народа времени. Вспомнить хотя бы песни: «22 июня в четыре часа», «Солдаты идут» (слова М. Львовского, музыка К. Молчанова); «Летят перелетные птицы» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера); «Эх, дороги» (слова А. Ошанина, музыка А. Новикова); «Ой, туманы мои» (слова М. Исаковского, музыка В. Захарова); «В путь» (музыка В. Соловьева – Седого), «Мы люди большого полета» (слова А. Фатьянова и В. Сидорова, музыка Б. Мокроусова); «Вернулся я на Родину» (слова М. Матусовского, музыка М. Фрадкина); «Почему?» (слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова); «Где же вы теперь, друзья – однополчане?» (слова А. Фатьянова, музыка В. Соловьева – Седого); «Родной Севастополь» (слова С. Алымова, музыка В. Макарова); «Прощайте, скалистые горы» (слова Н. Букина, музыка Е. Жарковского); «Давай закурим, товарищ, по одной» (исполняет К. Шульженко); «Над волною голубою» (слова А. Жарова, музыка К. Листова), нельзя не вспомнить такие замечательные песни, как: «Казаки», «Письмо в Москву», «Соловьи», «В лесу прифронтовом» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера), «Песня боевых друзей», «Журавли».
А вот, что рассказывает Н. Лященко, генерал армии, Герой Советского Союза о песне «Два друга»:
«Вспоминаю такой эпизод в начале войны. Полк находился в тяжелом окружении северо-западнее Днепропетровска. Мы жадно ловили по радио информацию, поймали какую- то немецкую станцию. Фашисты на русском языке трубили, что находятся уже под самой Москвой, видят ее в бинокли, готовят тяжелые пушки, чтобы вести обстрел столицы, а потом начнут генеральную атаку. Люди, услышав это как- то приуныли. Но потом мы поймали передачу из Москвы. Сообщали о том, что идут тяжелые бои, что город отражает атаки врага. Затем услышали песню Леонида Утесова «Два друга» из какого- то концертного зала. Это сразу оживило людей, все заулыбались. Раз поет Утесов, говорили мы, значит столица стоит, будем скорее отбиваться из окружения к своим. И так решительно действовали мои боевые друзья, что мы вырвались из кольца окружения».
Вот так песня «Два друга» в исполнении Леонида Утесова помогла полку выбраться из окружения.
Многие молодые ребята уходили на фронт, так и не познав радость любви, многие расставались с любимыми в спешке. И там, где гремели оружия, виднелось зарево пожаров, где не было места для нежности и ласки, бойцы помнили о тех, кто ждет их домой. Порой, только вера в победу, надежда на скорое возвращение и встречу с любимыми поддерживали и спасали в трудные минуты.
Естественно, тема любви не могла не быть затронутой в песенном творчестве. Тут же вспоминаются: «В землянке» (слова А. Суркова, музыка К. Листова); «Огонек» (слова М. Исаковского, музыка народная); «Моя любимая» (слова Е. Долматовского, музыка М. Блантера); «Когда песню поешь» (слова В. Гусева, музыка В. Соловьева-Седого); «Ничего не говорила» (слова А. Фатьянова, музыка В. Соловьева-Седого); «Темная ночь» и, конечно, « Жди меня» (слова К. Симонова, музыка М. Блантера).
Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей».
Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор К. Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка».
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.
История советской эстрады и джаза неразрывно связана с творчеством Леонида Осиповича Утесова. Кто не знает Леонида Утесова? Была ли на советской эстраде фигура более известная, более яркая, более классическая, нежели доживший почти до 90 лет Л.О. Утесов. Нет необходимости напоминать, что одесситы гордятся своими литературными, театральными и музыкальными традициями. Перечень звучных имен людей, чье творчество связано с Одессой, можно продолжать до бесконечности. Но единственным одесситом, в котором счастливо соединились три таланта - театр, музыка и литература, - был Леонид Утесов.
Человек актер, певец, влившийся в шеренги энтузиастов, сам энтузиаст, - Утесов задавал тон веселого настроения, можно сказать, тон жизни. То, как он спел «Марш веселых ребят», надолго запомнилось. Это был марш жизнеутверждения.
Каким же талантом надо было обладать, чтобы подняться на этот почетный пьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий?! Ведь вокруг было немало других певцов, - талантливых, популярных. Но именно Л. Утесов стал единственным.
Вероятно, кроме таланта певца надо обладать еще чем-то, какой-то колдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием, чтобы десятилетиями приковывать к себе внимание. И такая власть есть у Утесова. Надо обладать мастерством, и Леонид Утесов профессионально знает, как ладить песню и свой выход к зрителям, как заставить сотни людей жить в унисон. А вдохновение делает его творчество крылатым. Сила Утесова заключалась в том, что он раскрывал "душу" песни, ее глубинную суть. Его искусство излучало необыкновенный оптимизм, жизнерадостность, веру в человека и любовь. Одним из первых он обратился к творчеству Исаака Дунаевского.
Мировая война пощадила артиста, он муштровал новобранцев в учебном полку, и фронт оказался в стороне.
Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы «Напевая, шутя и играя» в московском «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу «Бей врага!», в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!". В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет «Напевая, шутя и играя» явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию «Салют», в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 года при огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.
Совсем незадолго до окончания войны, режиссер Р. Симонов в статье, посвященной Л.О. Утесову писал, что у Л.О. Утесова редкое сочетание талантов музыканта и драматического актера, что позволяет обогащать содержание песни, делать его более глубоким. В каждой своей песне он не только исполнитель, но и автор, такой же, как композитор и поэт.
Можно подчас удивляться большой эмоциональной подвижности артиста, способности его в каждой новой песне перевоплощаться, создавать образы: лирические, комические, сатирические, драматические, трагические. Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту "Салют" (1944 г.): от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных. И хотя больше всего говорят об утесовском юморе, но иногда, слушая драматическую по теме песню в исполнении этого артиста, действительно затрудняешься сказать, какая тема ему ближе - комическая или драматическая?"
В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог: и кто из тех, для кого предвоенные годы были последними классами школы, или первыми курсами институтов, не вспомнит встречу, прощание, день подаренный войной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки связанный с песней Утесова? Его голос стал незабываемой лирической приметой времени в судьбе нашего, да и предшествующего нам поколения.
Клавдия Ивановна Шульженко (1906-1984), российская эстрадная певица, народная артистка СССР (1971). Выступала с 1929 года, солистка Ленгосэстрады, с 1943г. Всероссийского гастрольно-концертного объединения, позже - Москонцерта. С именем К.И. Шульженко связано становление жанра советской эстрадной песни и целая эпоха ее развития. Лучшие песни ее репертуара - "Синий платочек" Е. Петербургского, "Давай закурим" М. Е. Табачникова.
"Синий платочек" существовал задолго до того, как его исполнила Шульженко. Но - с другими словами. Песню написал еще до войны автор "Утомленного солнца" Ежи Петербургский. И пели ее такие звезды, как Лидия Русланова и Изабелла Юрьева. Шульженко не раз спрашивали, почему она не включает такую милую песню в свой репертуар. "Не нравится!" - отмахивалась она, не пускаясь в объяснения. И вот однажды во время войны, после концерта в одной из частей к ней подошел молоденький военный с лейтенантскими кубарями в петлицах. Смущаясь, протянул Клавдии листок со стихами: "А музыка из 'Синего платочка', вы наверняка знаете". Шульженко прочла текст. И в тот же день спела песню, которой суждено было остаться ее эмблемой и через много лет после смерти.
Военные годы стали триумфальным путем Клавдии Шульженко. Она прошла этот путь поистине самоотверженно. И те, кому довелось слышать и видеть Шульженко в годы войны, и через много лет платили ей трогательной любовью.
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов.
У Шульженко был собственный оркестр - одно из приятных следствий победы в предвоенном конкурсе артистов эстрады. Вскоре после начала войны оркестр был переименован в Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль и уже в июле начал давать фронтовые концерты.
Артисты получали фронтовой паек, и это давало силы жить, но от плотненькой хохлушки не осталось и следа. Большеротой, худой, в темном платье с блестками и увидели ее впервые тысячи людей по стране: в 1942 году вышел в свет фильм "Концерт - фронту", где Шульженко исполняла "Синий платочек". В самом начале войны артисты, и женщины в том числе, обычно выступали одетыми в военную форму. Но однажды солдаты упросили Шульженко спеть в вечернем платье, чтобы хоть на несколько минут забыть о войне. С тех пор она всегда выступала перед бойцами в подчеркнуто женственном, эстрадном наряде. В 1942 году была награждена медалью "За оборону Ленинграда". В те годы в ее репертуар вместе с "Синим платочком" вошли "Вечер на рейде" и "Давай закурим". Сама Шульженко никогда в жизни не курила и почти не пила спиртного, лишь иногда по праздникам могла пригубить рюмку вина или шампанского. Факт этот неизменно потрясал поклонников, постоянно предлагавших ей после концерта трофейные шикарные папиросы.
Летом 1945 года руководимый К.Шульженко, Вл.Коралли и А.Семеновым оркестр прекратил свое существование. Это была настоящая производственная необходимость, поскольку джазовая направленность оркестра с его ритмикой, танцевальностью, обилием мощных и звонких музыкальных инструментов не только не способствовала, даже препятствовала установлению той доверительности между исполнителем и залом, того контакта между ними, от прочности которого зависит и уровень мастерства исполнителя. Помня мудрость своего первого наставника — Николая Николаевича Синельникова, она считала, что сыграть, поставить песню как спектакль можно лишь оставаясь с залом наедине.
С того же лета 1945 года певица стала выступать сольно. Сотрудничала с известными аккомпаниаторами: Л. Фишманом, Б. Мандрусом, Д. Ашкенази. Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко в 1947 году обращается к сюите В. Соловьева-Седова "Возвращение солдата" и "Симфоническому вальсу" А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1950 году сотрудничает с И. Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды».
В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном 25-летию битвы под Москвой, исполняла "Давай закурим", "Синий платочек", "Моя тень". В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.
…Она ушла из жизни 18 июня 1984 года. Не хочется мириться с тем, что созданный ею Театр одной исполнительницы интимно-лирической песни не будет продолжен ее последовательницами. А они есть…
А сколько их было, таких творческих натур как Утесов, Шульженко, Русланова! Именно они делились с людьми частичкой своей души, отдаваясь песне целиком, без остатка., а ведь это было нелегко, особенно в военные годы, когда кругом царил разгром, беспорядок, разруха, голод и смерть, подстерегающая на каждом шагу. А они жили и творили ради других...
И, конечно же, говоря о Вликой Отечественной Войне нельзя не сказать об известном во всем мире Ансамбле песни и пляски им. А. В. Александрова, ведь именно в их исполнении впервые прозвучала одна из популярных песен тех лет "Священная война".
Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова - крупнейший военный художественный коллектив нашей страны. 12 октября 1928 г. состоялось первое выступление Ансамбля в Центральном Доме Красной Армии, которое принято считать рождением указанного военного творческого коллектива.
В 1978 году, в канун своего 50-летия, Ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию - почетное звание «академический» (Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова). С 1998 года «Академический ансамбль песни и пляски Российской армии Имени А.В. Алекснадрова».
В годы войны у александровцев вообще все делалось в самые сжатые сроки. За 1.418 дней войны Краснознаменный ансамбль дал в общей сложности 1.500 концертов и разучил около 200 новых песен, очень многие из которых выдержали проверку временем и исполняются поныне.
Десятки раз Ансамбль выезжал с концертами в «горячие» точки, районы боевых действий - Афганистан, Югославию, Приднестровье, Таджикистан, Чеченскую Республику. За участие в культурно-художественном обслуживании военнослужащих на Северном Кавказе и проявленные при этом мужество и самоотверженность 34 артиста были награждены медалями. За большой вклад в подготовку и проведение торжественных мероприятий в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной Войне Ансамбль был удостоен благодарности Президента Российской Федерации.
Александровцы проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70-ти странах мира, и везде их выступления встречал поистине триумфальный успех. Заслуги Ансамбля отмечены высокими наградами Родины, а также дипломом Международной выставки в Париже - «Гран При» (1937 г.), наградами за рекордные тиражи грамзаписей - «Золотые диски» французской фирмы «Шан Дю Монд» (1964 г.), голландский «Н.О.С.» (1974 г.) и «Золотой дискобол» (1961 г.), присужденный французской академией грамзаписи за лучшую пластинку года.
В настоящее время в штате Ансамбля состоит 186 человек. Организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор А.В. Александров. Он возглавлял ансамбль на протяжении 18 лет.
Для многих будет открытием узнать, что сейчас ансамбль исполняет музыку Верди, Чайковского, Рахманинова, духовную музыку, но все, же главным богатством коллектива, его золотым фондом по-прежнему остаются песни известных советских композиторов: Тихона Хренникова, Исаака Дунаевского, Александры Пахмутовой, Матвея Блантера, Марка Фрадкина, Василия Соловьева-Седого, Игоря Лученка.
Список песен по годам создания
композитор | Название песни | Год создания |
Анатолий Новиков | Размечтался солдат молодой | |
Смуглянка | 1940 | |
Тульская винтовочка | 1942 | |
Самовары-самопалы | 1942 | |
Где орел раскинул крылья | 1943 | |
У криницы | 1944 | |
Марш артиллерии | 1944 | |
Дороги | 1945 | |
Тихон Хренников | Прощание | 1941 |
Есть на севере хороший городок | 1942 | |
Казак уходил на войну | 1944 | |
Песня артиллеристов | 1944 | |
Соловьев-Седой | Вечер на Рейде | 1941 |
Играй, мой баян! | 1941 | |
Соловьи | 1942 | |
На солнечной поляночке | 1942 | |
Когда песню поешь … | 1943 | |
Ничего не говорила | 1943 | |
Давно мы дома не были | 1945 | |
Перелетные птицы | 1945 | |
Марк Фрадкин | Песня о Днепре | 1941 |
Случайный вальс | 1943 | |
Дорога на Берлин | 1943 | |
В белых просторах | 1944 | |
Моя черноока | 1944 | |
Матвей Блантер | Моя любимая | 1941 |
Корреспондентская застольная | 1941 | |
Ростов-город | 1941 | |
До свиданья, города и хаты | 1941 | |
В прифронтовом лесу | 1942 | |
Грустные ивы | 1943 | |
Где ж вы, где ж вы, очи карие | 1944 | |
Никита Богословский | Ты ждешь, Лизавета | 1942 |
Россия | 1944 | |
Борис Мокроусов | Песня защитников Москвы | 1941 |
Заветный камень | 1943 | |
Исаак Дунаевский | Ехал я из Берлина | 1945 |
Весенняя гроза
Новый снимок Юпитера
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
В Китае испытали "автобус будущего"
Заяц, косач, медведь и весна