Многие жизненные примеры доказали, что именно музыка способна пробудить неистовые жизненные силы в человеке, возвышает его до совершенства, дарует восторг его существу. Только музыка способна облегчить все ноши, которые человек несет. Она делает его жизнь спокойной, как плавание по океану безмятежности.
Вложение | Размер |
---|---|
музыка помогла выжить | 68.5 КБ |
2. Жизненная сила музыки.
Музыка – слово, используемое нами в повседневном языке, - есть ни что иное как изображение возвышенного совершенства. Среди всех видов искусства музыка считается особо чувствительной и божественной. Она дает наивысшие силы, вдохновляет и заставляет совершать только обдуманные поступки.
Важными особенностями любой музыки являются красота и гармония, которые затрагивают глубочайшие уголки человеческой души. Слушая музыку, люди наполняются жизненным энтузиазмом, чувствами и страстью, помогающими смело шагать по жизни.
Многие известные люди из мира музыки считают, что сладостные звуки мелодии в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают.
Много говориться и о целительной силе музыки. В данном случае речь идет ни о физическом исцелении, а о духовном. Душевные раны оставляют неизгладимый след в жизни человека. Они мучают, терзают, убивают. И только музыка помогает им, успокоится, закрыться и уснуть глубоко в человеческой душе.
В разные годы существовала своя музыка, звучанием которой нуждался каждый человек. Он чувствовал ее, наслаждался ею и ценил все оттенки звуковой палитры. Каждый раз в человеке вспыхивали такие чувства, как нежность, терпимость, всепрощение, любовь, понимание – все это приходит из легкости в душе.
Музыка дает человеку ту мощь действия, которая заставляет больного встать на ноги, жестокого – быть мягче и теплее, а солдат маршировать под удары барабанов и звуков труб.
Продолжая тему о жизненной силе музыки, можно вспомнить много примеров о том, как музыка помогала народу и в мирное и в военное время.
Рассматривая литературные очерки известного российского хирурга Н.Юдина, находили интересные фрагменты, свидетельствующие о важности музыки в его жизни.
«…. Я не раз прослушивал музыкальные произведения русских классиков перед сложнейшими операциями. Зачем мне это надо? Не знаю. Знаю лишь одно, что после слушанья мной овладевали необъяснимые наивысшие силы и вели на очередной хирургический экзамен, результат которого определял, останется ли безнадежно больной в живых. Музыка, как дирижер руководила мной, моими руками, глазами, мыслями и душой. Считаю, что больные заряжались такой же энергией от меня и находили душевные силы, чтобы выжить. И они выживали…….»
Другой пример из жизни Ивана Федоровича Литовченко, майора - фронтовика Великой Отечественной Войны.
«….. Помню, как в морозную и жуткую от сознания своего бессилия перед превосходящим врагом ночь, сидели у костра. И тут к нашему кострищу подходит пожилой боец, который никогда не расставался со своей гармонью и тихонечко запел:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь….
Не сразу, но и мы подхватили песню осторожно. Услышали нас другие солдаты и подтянулись в общий круг. Так увлеклись пением, что не сразу услышали бодрый голос командира:
- Солдаты, почему поете тихо? Немцев что ли боитесь? Так пусть лучше они нас боятся, мы на своей земле шепотом петь не будем!
Тогда рванул меха гармонист, грянули мы с азартом «Катюшу». Только лес загудел – пусть фашисты слышат, что мы живы, и бить еще их будем!
Гитлеровцы вначале от злости обезумели: палили в нашу сторону, а потом сникли и стушевались.
А нам наши песни, словно силы удесятерили. На рассвете по приказу командира ринулись в атаку. И превосходящая нас в несколько раз гитлеровская армия не выдержала – драпанула, только пятки засверкали. Вот что песня русская делает!»
Данные жизненные примеры доказали, что именно музыка способна пробудить неистовые жизненные силы в человеке, возвышает его до совершенства, дарует восторг его существу. Только музыка способна облегчить все ноши, которые человек несет. Она делает его жизнь спокойной, как плавание по океану безмятежности.
В следующей части нашей работы раскроем роль музыки в жизни солдата, а теперь уже ветерана Великой Отечественной войны. Перед этим человеком должны склонить головы все жители нашей большой необъятной страны. Этот человек, ценой своей жизни и многих духовных и физических ран помог нам, новому поколению жить в мирное, беззаботное время.
3. Роль музыки в жизни героя Великой Отечественной Войны
3.1. Мордовский паренек из 42 стрелковой дивизии. Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь непосредственным ее участником был мой прадед, который живет, по сей день.
Мой прадед, дедушка моей мамы, Кабанов Иван Алексеевич живет в далеком эрзянском селе Мельсетьево, Теньгушевского района Республики Мордовия. Ему сейчас почти 88 лет. За плечами у него Великая Отечественная Война, которая началась за месяц до 19-летия Вани.
Он был старшим сыном в семье, где было пять детей. После прохождения в военкомате медкомиссии просьбу Ивана удовлетворили. Ему дали направление в Вольскую авиационную школу в саратовскую область, поехал он туда с одноклассником. Но там, как оказалось, их не ждали. Школа была уже укомплектована, отправили парней домой – ждать вызова позже. Получив на руки справки, удостоверяющие, что он находится в распоряжении авиационной школы, Ваня со своим приятелем отправился в родное село.
Родители сначала испугались, не дезертир ли сын? Потом обрадовались, пока Иван будет ждать вызова из военкомата, может и война закончится. Но Иван Кабанов и его товарищи не стали отсиживаться дома, вскоре снова отправились в г. Вольск. А там добровольно попросились на фронт. Так мельсетьевский паренек попал в пулеметную роту 42 стрелковой дивизии…
Погрузили вчерашних мальчишек в эшелоны. Тронулись в сторону Москвы. Приближался фронт. Последовала команда выгружаться. Построили личный состав. Провели перекличку и двинулись до линии фронта, пешком прошли двести километров. В результате перехода оказались под Москвой, вымотанные стали укрепляться и готовиться к бою.
Первый бой. На глазах Ивана с громким ура, на позицию противника бросилась соседняя рота, но атака захлебнулась. Не дал продвинуться пулеметный огонь врага. Засек Ваня, где враг засел, откуда шпарит, замаскировано – не сразу и разглядишь. И задавил молодой пулеметчик с боевыми товарищами вражескую точку, появилась возможность наступления на «фрицев». За этот бой прадеда наградили медалью за отвагу.
Война продолжалась. Очередная атака гитлеровцев пулеметной роте принесла многочисленные потери, они были отброшены назад. Но вскоре ожесточенный бой разгорелся уже на их участке, и командир роты приказал отделению Ивана Кабанова срочно сменить позицию и любой ценой сдерживать наступление. Продвигались под градом пуль. Иван тащил на себе свой танковый пулемет «максим», который весил 63 килограмма. Добрались. Тяжело было парнишке. И в этом страшном бою перебило ему обе ноги. Целую ночь в бреду пролежал среди убитых Ваня Кабанов, истекая кровью, и только утром его нашли.
Самая дорогая боевая награда для Ивана Алексеевича, которую он получил за этот бой – Орден славы 3-й степени.
3.2. Вера в великое будущее через музыку. Настали дни иных испытаний: душевных и физических. Одну ногу в Иркутском госпитале ампутировали выше колена, началась гангрена. На втору наложили гипс, отправили в другой госпиталь. Там врачи обнаружили, что кости срослись не правильно и снова операции. Адские боли выдержал мой прадед, только представьте, что даже обезболивающих не было в те страшные годы. Встал Ваня на костыли на одну ногу. Молодой – калека. «Кому я такой нужен?» - страдал парень. В порыве отчаяния решил Ваня не возвращаться домой, тем более находился далеко от родины в Иркутске.
Так проходили часы, дни, месяцы. Очень сильно тосковал солдат по своей родине. Часто в бреду, Иван разговаривал с дорогими ему людьми и старался негромко напевать знакомые мотивы любимых песен, медсестра, ухаживающая за ним, замечала, что после мелодичных песен появлялась милая улыбка на высохших губах солдата – героя. Иногда сама старалась исполнить веселые песни для того, чтобы в глазах солдата загорелись жизнерадостные огоньки.
В госпиталь часто приезжали музыкальные коллективы и исполняли для больных разнохарактерные песни и классические произведения. После таких музыкальных встреч Ивану всегда становилось легче, он заряжался новой жизненной силой и верил в счастливое будущее. В светлых снах часто возвращался домой, гулял по знакомым уголкам своей малой родины, а также исполнял песни и танцевал головокружительные вальсы с самой красивой девушкой села.
Иван стал замечать, что именно музыка заставляет его жить, надеяться и верить в великое будущее.
Однажды Ване пришло письмо от сестры, в котором она писала: «Дорогой братец! Мать и отец тебя ждут! Приезжай!... Как оказалось, весточку родным о герое фронтовике, оставшемся без ноги, послал его лечащий врач.
Через несколько месяцев в сопровождении медсестры Иван отправился домой в Мельсетьево. Родные и близкие встретили его со слезами и радостью.
Началась новая жизнь, трудная. Молодой парень – без ноги, как нелегко это пережить. Осознание того, что остаться в живых уже счастье – пришло потом.
В 1944 году он женился на односельчанке труженице и красавице Евдокии. Потом окончил бухгалтерские курсы и всю жизнь проработал главным бухгалтером в колхозе. Не забывал и о гармошке, на которой часто играл, а голосистая Евдокия распевала задушевные песни, во время которых слезы тонкими ручьями катились по щекам Ивана. Очень трепетно Иван Алексеевич относился к музыке, без которой, по его мнению, не нашел бы сил, чтобы выжить.
В 1947 году скромного героя нашла еще одна награда за боевые заслуги на фронте, Орден отечественной войны.
3.3. Прадедушка! храни тебя Господь! Так мой прадед живет в Мельсетьево, и по сей день. Вырастили вместе с прабабушкой пять сыновей и столько же дочерей. Работали не покладая рук. Иван Алексеевич всегда держал пчел, вырастил не одну яблоню, даже в свои преклонные годы разводит смородину, крыжовник, виноград, очень любит цветы. На вопросы, зачем он это делает, отвечает: « - Приедут «свои» - угощу, для них стараюсь».
При всей своей сложной жизни Иван Алексеевич Кабанов остался простым, скромным тружеником, хотя сыскал уважение не только в своей семье, но и среди односельчан. Он очень добрый, немногословный и необыкновенно щедрой души человек, спроси – он отдаст последнее.
Родительский дом всегда распахнут для всех. Когда семья собирается вместе, взрослые дети со своими семьями (почти у всех детей уже свои внуки) в родительском доме не протолкнуться, обеденные столы накрываются в три захода: для правнуков, внуков и детей. Это настоящий праздник для прадеда, он даже не скрывает слез. Всегда берет в руки гармошку и начинает петь песни военных лет «В землянке», «Темная ночь», «По диким степям Забайкалья», где бродяга судьбу проклиная, тащится с сумой на плечах. Наверно, сам сравнивает себя с этим бродягой. Только с другой сумой идет по жизни прадед, его сума хоть и тяжела, но он счастлив, ни разу не пожаловался на беспокоящие боли, ни на свою судьбу.
Когда я начала исследовать жить прадеда, моя бабушка не смогла мне описать точные годы жизни своего отца. Это не потому, что она не интересовалась этим, нет. Просто мой прадед не любит об этом распространяться. Весь страх, ужас, лишения той страшной поры Иван Алексеевич мог рассказывать только своим сыновьям. Он безмерно любит своих дочерей и всех нас называет только ласковыми именами. В честь него, Иванами названы два правнука, есть внук Иван и сын Иван. Сейчас у Ивана Алексеевича двадцать три внука и восемнадцать правнуков.
По сей день мой прадед гонит от себя мысль – «Если бы я тогда не вернулся, то не было бы этой большой и прекрасной семьи…». И часто говорит огромное спасибо именно музыке за то, что дала большие внутренние силы, мощь и энергию для будущей плодотворной жизни.
И хотя Иван Алексеевич не верующий человек, он всегда живет по божьим законам, терпели, всепрощающий и все понимающий человек. Как ты дорог всем нам, храни тебя господь!
4. Заключение
В памяти человека навсегда останутся те моменты, которые оставили неизгладимый след в его жизни. Это и горе, и радость, и любовь, и безысходность, и война, и мир. Важно отметить, что пережить эти моменты наряду с человеческими земными силами, могут и другие наивысшие, духовные силы, которые зарождаются, развиваются и выплескиваются благодаря царице всех искусств – музыке.
Выводы
В данной работе ярко отражаются примеры, говорящие о жизненной силе музыки, которая помогает в трудную минуту. Надеемся, смогли доказать, что именно музыка в жизни человека играет одну из главных ролей и является большим оружием в борьбе за мирную, беззаботную жизнь.
Мы, молодое поколение, должны знать и помнить, что именно музыка является одним из факторов выживания как в те страшные военные годы, так и в настоящем безоблачном мире.
Оглавление
1 Ведение.
2 Жизненная сила музыки.
3 Роль музыки в жизни героя Великой отечественной Войны
3.1. Мордовский паренек из 42 стрелковой дивизии.
3.2. Вера в великое будущее через музыку.
3.3. « Прадедушка! храни тебя Господь!».
4 Заключение и выводы.
5 Список использованной литературы
1 Введение.
Тема: Как музыка помогла солдату выжить
Цель: раскрыть значение музыки в жизни человека, как средства выживания
Объект: ветеран ВОВ – Кабанов Иван Алексеевич
Предмет: музыкальное искусство, как один из факторов выживания человека
в переломный момент.
Актуальность: В настоящее время все чаще оказывается человек под влиянием музыкального искусства. Сам того не подозревая, замечает как музыка стала играть одну из главных ролей в его жизни. Необходимо отметить, что это главная и обязательно положительная роль, помогает человеку уверенно идти по жизни.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что необходимо бережное отношение к музыке, ее красоте и гармонии, как средствам вдохновения и исцеления больной души.
Изучение значения музыки в жизни человека является одним из главных вопросов в настоящее время.
Задачи:
1. Изучить музыкальную и историко-культурологическую литературу.
2. Доказать, что музыка способна помочь человеку в трудную минуту.
3. Воспитать лучшие человеческие качества, патриотизм
Гипотеза: если бы не было музыки в трудные моменты жизни человека, то он не нашел бы в себе силы для дальнейшего существования.
Методы исследования:
а) теоретические:
1 анализ музыкально-педагогической и историко-культурологической литературы;
2 обобщение результатов исследования.
б) эмпирические:
1 устная беседа
2 опрос, собеседование
3 сбор и систематизация материала исследования.
Министерство образования Республики Мордовия
Мордовский Республиканский Институт Образования
Республиканский Межшкольный центр национальных культур Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №19» г.Саранска
Всероссийская научно-практическая конференция
Исследовательская работа
«Как музыка помогла солдату выжить»
Автор работы: ученица 3 класса
Рыжова Юлия
Руководители работы: Акмайкина Л.Н
учитель музыки МОУ «Инсарская
общеобразовательная школа №2»;
Рыжова О.В, мама автора работы.
Саранск 2010 г.
4. Список использованной литературы
1 Будянский Н.Н. Интересные истории на войне // Воспитание музыкой, 1991 г.
2 Вендрова Т.Е. Пигарева И.В. Воспитание музыкой.: БУМ, 1991 С.7-8
3 Кондратова И.Н., Подстрелова Т.В. Музыкальные монологи // народные песни.: Минск, 1995 г.
4 Левченко В.С., Чеботарев Б.В. Что я знаю о музыке? Под ред М.И.Лагунова.: Ростов н/д, 1990 с. 227-228.
5 Нелюбина А.А. Музыка и праздник // Воспитание музыкой 1998 г.
6 Никитина Г.М. Радость совместного творчества// Воспитание музыкой 1999 г.
7 Пономарев А.С. Давайте жить дружно! // Воспитание музыкой 2000 г.
8 Ширяева Н.С. Музыка в школе// Воспитание музыкой 1999 г.
9 Яковлев С.В. Забывать о них нельзя // Под ред. А.Н. Крюкова.: Москва 2004 г.
Свадьба в Малиновке
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем осенние листья
Рождественские подарки от Метелицы
Агния Барто. Сережа учит уроки