Проект по музыке к 70-летию Победы. Знакомит с песнями, которые пели во время войны, об истории их создания и о роли этих песен в Победе над врагом.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2015.docx | 278.31 КБ |
Проект
« Песни нашей Победы»
Авторы проекта:
ученицы 5а класса:
Лаврова Алена
Афанасьева Наташа
Руководитель проекта:Бойко ТИ.
учитель музыки 1 категории
Логиновка2015
паспорт проектной работы
1.Паспорт участника:
Название секции | музыка |
Название проекта | Песни нашей Победы |
Ф. И.участника | Лаврова Алена, Афанасьева Наташа |
Класс, возраст | 5а класс, 12 лет |
Ф.И.О. педагога | Бойко Татьяна Ивановна |
Образовательное учреждение | МОУ-сош с. Логиновка Краснокутского района Саратовской области |
2. Паспорт проектной работы:
Название проекта | Песни нашей Победы | |
Проблема исследования | Роль песни в победе советского народа в Великой войне? | |
Актуальность проекта | Песни военных лет воспитывают у подрастающего поколения патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшему поколению. | |
Цель исследования | Собрать информацию о песнях, военных лет, об истории их создания, авторах, донести их до наших сверстников. | |
Задачи исследования | Провести опрос среди учащихся и старшего поколения. Создать сборники песен, времен Великой Отечественной войны. | |
Объект исследования | Песни военных лет | |
Методы исследования | Прослушивание песен, беседы, анкетирование | |
Учебные вопросы | Что знаете о ВОВ? -Какие песни о ВО войне знаете? - Знаете авторов этих песен? -Знаете историю создания этих песен? - Роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне? | |
Гипотеза | Военная песня - достояние нашей нации. В ней сосредоточен потенциал, способный объединять и морально помогать солдатам на войне. | |
Привлекаемые источники | Интернет-ресурсы, методическая литература | |
Форма представленных результатов | Презентация |
Оглавление
1.Этапы выполнения…………………………………………………стр. 4
2.Исследовательская работа
2.1.Введение…………………………………………………… …… стр.5
2.2.Цель исследования………………………………………………..стр.5
2.3.История создания военных песен……………………………….. стр.6-11
2.4.Социологические исследования………………………………… стр.12-14
3.Заключение…………………………………………………………..стр.15
4. Список литературы………………………………………………...стр.16
5.Приложения………………………………………………………… стр.17-18
Этапы выполнения проекта
1.Выбор и обоснование проекта.
2.Определение цели проекта.
3.Определение конкретных задач.
4.Разработка плана проекта.
5.Сбор материала.
5.1.Социологическое исследование.
5.2.Сбор теоретического материала.
6. Выполнение творческой части проекта.
7. Презентация.
8. Выход в социум (представление одноклассникам)
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий ХХ века. Создана летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. Песни написаные до войны, и в дни войны, были адресованы сердцу человека, отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках.
Каждая песня создавалась по-своему. Но все они были написаны как стихи, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.
Цель исследования: Собрать информацию о песнях военных лет, авторах этих песен, узнать историю создания военных песен и донести до учащихся.
История создания военных песен
Каждый год мы празднуем День Победы. Смотрим фильмы о войне, слушаем песни. Какую роль играли эти песни в победе над врагом?
Они звучали с первого и до последнего дня войны, рождались на фронте и в тылу. Они нужны были солдатам, призывникам, добровольцам, ополченцам.
Мирные, довоенные песни зазвучали как напоминание о мирных днях, за возвращение которых шла война. Эти песни живут до сих пор. А новые сочинялись нашими композиторами и поэтами. Они публиковались в газетах, исполнялись по радио, звучали с экрана в кинофильмах, передавались из уст в уста.
Рассказать об истории возникновения таких песен – наша задача, исполнение таких песен – одно из средств воспитания патриотизма школьников.
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
муз. А.В.Александрова сл. В.И.Лебедева-Кумача
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал текст. Руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии и композитор А. В. Александров был сильно впечатлен и тут же написал музыку к стихам . Слова и ноты песни были написаны на доске мелом. День – на репетицию, а вечером - премьера на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Пять раз подряд, пел ансамбль «Священную войну». На суровых лицах исполняющих и уходящих на фронт видны слезы и волнение.
С этого дня песня стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала на радио.
В ЗЕМЛЯНКЕ
муз. К.Листова сл. А.Суркова
Эта песня родилась случайно из письма поэта Алексея Суркова с фронта жене в ноябре 1941 года.
Композитор Листов обратился к поэту за стихами, чтобы написать песню». Сурков вспомнил о стихах, уверенным в том, что песни из них не выйдет. Через неделю появилась песня, которая «пошла» по всем фронтам. Некоторые осуждали строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» —считали их «разоружающими». Сурков получил письмо от танкистов-гвардейцев, которые писали: «Мы-то ведь знаем, сколько шагов до смерти».
Солдатское сердце всегда искало ласкового тихого слова, поэтому личные строки Суркова стали популярнейшей песней войны.
КАТЮША
муз. М.И.Блантера сл. М.В.Исаковского
Вначале М.В.Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк, поэт не знал, что писать дальше. Композитора Блантера это четверостишие захватило. Над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но стихотворение оставалось незавершенным.
И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Так появилась «Катюша» веселая и задорная, раскрывающая тему любви девушки и воина, защитника Родины. В годы Великой Отечественной войны Катюшей «окрестили» грозное оружие, наводившее ужас на врага.
Песня стала популярной и в других странах, служила паролем молодежи всего мира на международных фестивалях.
Темная ночь
муз. Н.Богословского сл. В.Агатова
Картина «Два бойца» снималась в сорок втором. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как бились над песней всю ночь, И только Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого лирического звучания, которого так искали режиссер, композитор и поэт Владимир Агатов.
С утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, в затемненных городах, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь….». Эта песня очень помогала ждать.
СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
муз. М Фрадкина сл. Е.Долматовского
Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовскимпо личному распоряжению Маршала Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится. В первоначальном варианте песни были такие слова:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.
Сталину не понравилось: как хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера, офицер должен не танцевать, а воевать». Так песня «Офицерский вальс» стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».
СМУГЛЯНКА
муз. А.Новикова сл. Я. Шведова
Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах для ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. В нее входило семь песен. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали и «Смуглянка» была заброшена.
В 1944 году руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров обратился к Новикову за новой песней. Новиков предложил ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». Эта песня больше всех понравилась музыканту.
«Смуглянка» полюбилась и бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как современная песня.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Муз. В.Баснера сл. М.Матусовского
События, о которых поется в этой песне были в действительными. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА
муз.и сл. Б. Окуджавы
Эта песня из кинофильма «Белорусский вокзал» не была написана в годы войны, но вошла в нашу жизнь как песня о войне.Музыку к фильму писал А. Шнитке. А вот песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Окуджаве, автору многих песен, о войне. Он поначалу отказывался.И тогда решили показать ему отснятый к тому времени материал. В скором времени Окуджава принес песню и решил ее исполнить сам под гитару.
Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссера, ни на киногруппу. Но композитор А. Шнитке поддержал поэта, воспроизвел песню сам, и они начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа.
В фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: «без особенного умения, на нерве..»
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
муз. Д.Тухманова сл. В.Харитонова
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после войны, была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым. Но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на праздничном концерте песня настолько понравилась Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Социологические исследования
В процессе работы над проектом мы провели анонимный опрос с одноклассниками и взрослыми (родители, бабушки)
Тема нашего исследования: В военной песне наиболее сконцентрированы патриотизм, любовь к Родине, самопожертвование во имя Отчизны.
Исследуемые вопросы:
-Что знаете о Великой Отечественной войне?
-Какие песни о войне знаете?
- Каких знаете авторов песен о войне?
- Где звучат эти песни сегодня?
- Что испытывают люди разных поколений, слушая эти песни?
- Чем являлись песни на войне?
-Какую роль играют песни военных лет в наше время?
-Почему мы должны знать песни периода Великой Отечественной войны?
Какие песни военных лет знаете?
Песни | Дети | Взрослые |
«Катюша» | 43% | 100% |
« В землянке» | 7% | 100% |
«Священная война» | 34% | 100% |
«Темная ночь» | 0% | 88 % |
«Смуглянка» | 0 % | 88 % |
«Эх, путь дорожка, фронтовая» | 0% | 77% |
«Эх, дороги» | 0% | 88% |
Дети знают о войне, но почти не знают военных песен, авторов этих песен и историю их создания. Некоторые песни они слышали, но не знают текста.
Где сегодня звучат песни военных лет?
Где слышим | Дети | Взрослые |
Телевидение | 88 % | 100 % |
В фильмах | 15 % | 100 % |
Дома | 0 % | 7 % |
Военные песни сегодня звучат редко, мы их слышим из трансляций по телевидению во время празднования Дня Победы и в фильмах про войну.
Что испытываете вы, когда слушаете песню о войне?
Что чувствуете | Дети | Взрослые |
Гордость за страну | 49 % | 100% |
Уважение к людям завоевавшим Победу | 49 % | 100 % |
Ничего | 15 % | 0 % |
Горе и слезы | 15 % | 34 % |
Чувство памяти | 15 % | 100 % |
При прослушивании песен о войне и дети и взрослые испытывают чувство гордости за страну, уважение к ветеранам, вспоминают о погибших родных, горе и слезы. К сожалению, некоторые дети не испытывают особых чувств при прослушивании песен о войне.
Чем являлись песни на войне?
Чем являлись песни на войне | дети | взрослые |
призывом | 34 % | 88% |
оружием | 15 % | 78% |
поддержкой | 15 % | 56 % |
надеждой | 15 % | 43 % |
опорой | 7 % | 34% |
Было приятно услышать,что наши одноклассники имеют представление о роли песни на войне.И старшее поколение и наши сверстники отметили, что песни военных лет были призывом, потому что вели за собой; оружием, потому что придавали сил, уверенности; являлись поддержкой и опорой, потому что вели к Победе.
«Какую роль играют песни военного времени в наше время?»
Роль военной песни в наше время | дети | взрослые |
Память о ветеранах и не пришедших с войны | 49% | 100% |
История страны | 34% | 88% |
Стремление к миру | 43 % | 88% |
На вопрос «Какую роль играют эти песни в наше время?», взрослые и учащиеся ответили, что песни о войне звучат как память о всех ветеранах и непришедших с войны солдат, в них прослеживается история нашей страны, патриотизм и героизм нашего народа, стремление всех людей жить в мире без войны.
Вывод:
При работе над проектом мы пришли к выводу, что мало знаем о войне. Но узнали как создавалтсь песни, какую роль играла песня в победе над захватчиками. Поэтому мы должны знать эти песни, разучивать их и помнить о людях давших нам возможность родиться на свет, порой ценой своей жизни. Поэтому мы создали эти песенные сборники в память о Великой Победе.
Гипотеза:
Военная песня - достояние нашей нации. В ней сосредоточен потенциал, способный объединять и морально помогать солдатам на войне.
Заключение
Песни Великой Отечественной войны - этап советской песенной культуры — небольшой по протяженности, но чрезвычайно напряженный и значительный. Он определился временем Великой Отечественной войны. В эти годы песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.
Список использованной литературы:
Приложение № 1
Какие песни военных лет знаете?
Песни | Дети | Взрослые |
«Катюша» | 43% | 100% |
« В землянке» | 7% | 100% |
«Священная война» | 34% | 100% |
«Темная ночь» | 0% | 88 % |
«Смуглянка» | 7% | 88 % |
«Эх,путь дорожка фронтовая» | 0% | 77% |
«Эх, дороги» | 0% | 88% |
Приложение № 2
Где сегодня звучат песни военных лет?
Где слышим | Дети | Взрослые |
Телевидение | 88 % | 100 % |
В фильмах | 15 % | 100 % |
Дома | 0 % | 7 % |
Приложение № 3
Что испытываете вы, когда слушаете песню о войне?
Что чувствуете | Дети | Взрослые |
Гордость за страну | 49 % | 100% |
Уважение к людям завоевавшим Победу | 49 % | 100 % |
Ничего | 15 % | 0 % |
Горе и слезы | 15 % | 34 % |
Чувство памяти | 15 % | 100 % |
Приложение № 4
Чем являлись песни на войне?
Чем являлись песни на войне | дети | взрослые |
призывом | 34 % | 88% |
оружием | 15 % | 78% |
поддержкой | 15 % | 56 % |
надеждой | 15 % | 43 % |
опорой | 7 % | 34% |
Приложение № 5
«Какую роль играют песни военного времени в наше время?»
Роль военной песни в наше время | дети | взрослые |
Память о ветеранах и не пришедших с войны | 49 % | 100% |
История страны | 34% | 88% |
Стремление к миру | 43 % | 88% |
Как нарисовать зайчика
Астрономический календарь. Май, 2019
О чем поет Шотландская волынка?
Привередница
Ель