В современном мире все большую популярность завоевывают синтетические виды искусства, соединяющие различные эффекты и образы-символы. Пространство, компьютер, лазерное проецирование, цвет, костюмы и хореография, символическое изображение предметов самыми разными спецэффектами на фоне музыкальных композиций - вот что завораживает современного зрителя, что еще раз доказало открытие 21 Олимпийских игр в Ванкувере. Как подобрать соответствующей музыке цвет, как подобрать соответствующую музыку сюжету, как выявить ассоциативные связи между разными предметами - тема нашего исследования. Спецификой восприятия художественного образа в музыке является индивидуальность. Музыкальный образ проявляет себя в наших ассоциациях. Именно в них искусство обретает конкретное образное воплощение. Изучение ассоциативных связей предметов и явлений является актуальным, т.к. формирует сознание ученика как личности, умеющего дать собственную аргументированную оценку, развивает воображение, навыки сравнительного анализа, воспитывает активного слушателя. "Культура - это индивидуальная история восприятия жизни" (Э.Платонова)
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_nikonova_anna.doc | 131.5 КБ |
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 13 г. Нижневартовска
2009-2010 учебный год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 13
«Исследование особенности восприятия и слушательской трансформации художественного образа инструментальных произведений»
Авторы:
Никонова Анна – 7 Б класс
Руководитель: Сизова А.Л.,
учитель музыки
Нижневартовск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. План проведения исследования 3
Глава II. Методика проведения исследования 5
Глава III. Результаты исследования 6
Сопроводительный материал: - карта впечатлений 13
- запись звучания прелюдии на диске
Глава I. План проведения исследования
В современном мире все большую популярность завоевывают синтетические виды искусства, соединяющие различные эффекты и образы-символы. Пространство, компьютер, лазерное проецирование, цвет, костюмы и хореография, символическое изображение предметов самыми разными спецэффектами на фоне музыкальных композиций – вот что завораживает современного зрителя, что еще раз доказало открытие 21 зимних Олимпийских игр в Ванкувере. Как подобрать соответствующий музыке цвет, как подобрать соответствующую музыку к сюжету, как выявить ассоциативные связи между самыми разными предметами – тема нашего исследования. Спецификой восприятия художественного образа в музыке является индивидуальность. Музыкальный образ проявляет себя в наших ассоциациях. Именно в них искусство обретает конкретное образное воплощение. Изучение ассоциативных связей предметов и явлений является актуальным, т.к. формирует сознание ученика как личности, умеющего дать собственную аргументированную оценку предмету или явлению, развивает воображение, навыки сравнительного анализа, воспитывает активного слушателя.
Цель: определение соотношения объективного и субъективного при ассоциативной трансформации музыкального образа на примере си бемоль мажорной прелюдии С.В.Рахманинова.
Задачи:
- проанализировать материалы по изучаемой проблеме, представленные в работах музыковедов, психологов, в том числе и электронных;
- разработка инструментария и его апробация
- организовать и провести учебное исследование с группой учащихся
- представить результаты исследования для внутренней и внешней экспертизы
Работа проводилась по следующему плану:
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретических источников, ученическое исследование, контекстный анализ, переинтонирование в иную художественную модальность, статистическая обработка результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении карты впечатлений, как составляющей учебно-дидактического комплекса, на уроках музыки в начальной школе.
Глава II. Методика проведения исследования
Объектом исследования является процесс восприятия учащимися 7 и 2 классов
Предмет исследования: слушательская интерпретация музыкального образа Прелюдии Си бемоль мажор С.В.Рахманинова в другую художественную модальность
Для исследования была выбрана методика «Ряд ассоциаций», предполагающая две формы организации: - эссе по заданным параметрам, для учащихся 7 класса
- работа с картой впечатлений, для учащихся 2 класса
Эссе по заданным параметрам: группе учащихся 7 класса было предложено прослушать Прелюдию Си бемоль мажор С.В.Рахманинова и в виде творческой работы ответить на 2 вопроса:
- с каким временем года можно сравнить музыкальный образ прелюдии
- подобрать 3 слова-настроения музыки.
Ожидаемый результат: По мнению музыкальных критиков, художественный образ прелюдии связан со стремительным движением воды «…ее звуки переливаются, журчат, бегут и рассыпаются брызгами, они как водный поток…», а значит субъективно, в работах учащихся, может проявиться это бурное движение.
Форма исследования с учащимися 2 класса представлена в виде карты впечатлений. Данная карта представляет отражение первичных впечатлений от услышанного. Она облегчает процесс вербализации, дает возможность отследить логику мыслей и чувств. Исследование по выбранной методике предполагает вариативность ассоциативного ряда, понимание которого обусловлено жизненным опытом, энциклопедическими знаниями.
Ожидаемый результат: Предложенный ряд ассоциаций отражает жизненные впечатления и познания младших школьников и направлен на развитие навыка сравнительного анализа. Предполагается, что, ответив на ассоциативный ряд, ученик трансформирует музыкальный образ в другие плоскости явлений мира, проявит фантазию и воображение, подготовится к активному восприятию музыкального образа произведения.
Глава III. Результаты исследования.
Эссе по заданным параметрам:
В исследовании принимали участие 18 учащихся, из них на первый вопрос сравнили:
Из чего видно, что 15 человек обратили внимание на теплое время года (весна, лето), и лишь 3 человека не смогли ощутить теплоту за бурным потоком звуков.
16 человек испытуемых в пояснениях к первому вопросу описали движение: бег человека по лужицам, игра ветра, полет птиц «…машут крыльями, играя перегоняют драг друга» (Ушакова Ксеня), купание «…дети играют в речке плескаясь и смеясь» (Котелкин Александр). 4ч. (из 16) ощутило движение весенней воды: капель, ручьи, бурное таяние снега. 2ч. восприняли музыку, как осенний проливной дождь, грозу.
2ч. не пояснило действие, обозначив только временное сравнение.
На второй вопрос (подобрать 3 слова-настроения музыки) 17 человек подобрали слова отражающие общее настроение прелюдии: игривая (4ч.), радостная (6ч.), веселая(4ч.), задорная(3ч.), энергичная(2ч.), бурная, шумная, переливающаяся, воздушная, счастливая, ритмичная.
Выводы: из работ учащихся в форме эссе по заданным параметрам видно, что 16 учащихся восприняли в музыке обобщенный образ движения, как жизненного явления, и субъективно представили свое видение образа, происходящего. Учащиеся подобрали логичные словесные характеристики, отражающие характер и настроение прелюдии. 3 человека затруднились в выполнении работы.
Работа с картой впечатлений: в исследовании принимали участие 22 человека, учащиеся 2 класса.
1 ряд ассоциаций – цвет.
13 человек отметили темное звучание, 10 – светлое. Выводы: отметив бурное звучание не все дети смогли ощутить его радость.
2 ряд ассоциаций – температура.
В пояснениях, данных одним словом для характеристики тепла, присутствуют слова солнце, загорать, расцветает, жарко, греет.
Холод – мороз, зима, метель, сильный ветер, кораблекрушение, буря. Некоторые слова описывают конкретный образ (солнце, кораблекрушение, зима), а не ощущения. Несмотря на то, что не все ученики второго класса понимают определение температуры, и какие состояния бывают, слова пояснения 11 учащихся приближены к воплощенному образу произведения.
3 ряд ассоциаций – стихия.
Вода – играет, волны, океан, море, ручей, капли, дождь
Земля – поле, цветут цветы
Воздух – летит, метель, ветер
Огонь – пожар, костер, сильный огонь
Все слова несут образный характер, и в каждом присутствует признак действия.
4 ряд ассоциаций – животный мир
Животные – медведь (4 чел.), лиса, лебедь, слон, собака, кошка.
Насекомое – паук
Птица – орел, ласточка, голубь, порхает, летает
Рыба – малюск, дельфин, плавает
Не все ассоциации совпадают по признакам с характером музыки. Но такие образы как медведь, слон, паук, орел – могут быть отражением образа прелюдии.
5 ряд - геометрическая фигура
17 человек услышали резкость звуков, сопровождаемых быстрым темпом, фрагментарно в музыке звучало и плавное проведение мелодии. Поэтому 5 человек все-таки остановились на волне.
Выводы
В ходе исследования особенности восприятия музыкального образа было подтверждено присутствие объективного и субъективного при слушательской интерпретации.
- учащихся 7 класса восприняли в музыке обобщенный образ движения, как жизненного явления, и субъективно представили свое видение образа, происходящего. Учащиеся подобрали логичные словесные характеристики, отражающие характер и настроение прелюдии. 3 человека затруднились в выполнении работы.
- работа по карте впечатлений показала, что - отметив бурное звучание, дети не смогли ощутить его радость.
- не все ученики второго класса понимают определение температуры, и его состояния, однако слова пояснения 11 учащихся приближены к воплощенному образу произведения.
- Все слова несут образный характер, и в каждом присутствует признак действия.
- Не все ассоциации совпадают по признакам с характером музыки. Но такие образы как медведь, слон, паук, орел – могут быть отражением образа прелюдии.
- 17 человек услышали резкость звуков, сопровождаемых быстрым темпом, фрагментарно в музыке звучало и плавное проведение мелодии. Поэтому 5 человек все-таки остановились на волне.
Выполнение работы по карте впечатлений выявило сложность второклассников в определении признака предмета и соотношении его с музыкой. Зато дало возможность зафиксировать впечатление, обобщить свои познания в заданных областях, проявить индивидуальность.
Результатом исследовательской работы является разработка инструментария, входящего в учебно-дидактический комплекс начальной школы по предмету музыка, для проведения анализа художественного образа инструментальных произведений.
С результатами нашего исследования были ознакомлены учащиеся 2 и 7 параллелей МОСШ № 13 на уроках музыки. Материалы исследования помещены на школьном сайте для информирования общественности.
Библиография
www.icompas.ru «С.В.Рахманинов»
Приложение 1
Карта впечатлений. Отметьте галочкой подходящие понятия Допишите Свои впечатления 1. 2. Тепло Холодно 3. Вода Земля Воздух Огонь 4. Животное Насекомое Птица Рыба 5. |
Позвольте, я вам помогу
Лист Мёбиуса
Мост Леонардо
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Рисуем осень: поле после сбора урожая