Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_voenno-patrioticheskoy_pesni.docx | 592.08 КБ |
1. Введение
Когда люди слушают музыку, их головной мозг всегда реагирует на неё, активируя несколько областей за границами слуховой коры. Также на обработку музыкальной информации сильное влияние оказывает осязательный, зрительный опыт человека и, конечно же, эмоции. А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Патриотическая песня имеет большую силу, ее боялись больше, чем пушки.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера со многими повторами.
Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Актуальность темы:
Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Цель исследования:
Формирование патриотизма и чувства любви к Отечеству у учащихся через конкурс Смотра строя и песни.
Задачи:
Методы исследования:
Изучение исторических фактов возникновения патриотической песни и ее силы влияния на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
2.1 История создания солдатской песни в Русской Армии.
Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными.
Самая древняя из сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку. Ее автора, увы, мы не узнаем уже никогда.
О значении солдатских песен как источников традиций и исторических сведений говорили и писали русские поэты Пушкин, Лермонтов, Жуковский.
Тексты солдатских песен Х - ХIХ в.в. не замысловаты, но, как правило, повествуют об определенных исторических событиях или личностях, и потому являются ценным источником исторических сведений.
Песня дошла до нас в летописи от конца XIV века. В современном понимании это не песня - нет рифмы, и напеть ее при всем старании будет очень сложно. (Однако эта песня примечательна тем, что это единственный источник, подтверждающий, что новгородцы участвовали в Куликовской битве, хотя Новгородская республика не подчинялась Москве).
Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.
За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.
Чем еще интересны песни Русской Армии? В них запечатлена вера простых русских солдат в несокрушимость Отечества и Русской Армии, в будущее русского народа. Не смотря ни на что.
"…Верь и надейся - Русь безопасна!
Русского войска сила крепка!.."
2.2. Роль военно-патриотических песен во времена ВОВ.
Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до песен, но история говорит о том, что именно музыка помогала выжить. Военная песня, шагала нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становилась для него опорой в тяжелый момент. Когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше, но песни о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и их песни вместе с ними. У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие песни, как «В землянке», «Священная война». Эти щемящие душу песни пели на фронте и в тылу, пели все и везде, где ждали и шли к победе. Бойцы пели и верили, что все мучения не напрасны, что это страшное время закончится, и они вернуться в свои семьи победителями, и они не ошиблись так это и случилось. Известные исполнители приезжали для поддержания солдат в военные части, устраивая концерт военных песен. После, которых солдаты вдохновленные шли сражаться за свою Родину не думая и не жалея себя. Мы продолжаем любить и помнить песни, прославившиеся на войне, они веселые и грустные, но самое главное, что это песни победители, пусть, когда мы слушаем эти песни на глаза невольно наворачиваются слезы, но мы не должны забывать нашу историю и Великую Победу! А песни служат нам, достоверным напоминанием о тех временах!
В одной замечательной песне поется: « Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Хорошая песня всегда была верным помощником бойца.
Всем известна песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая впервые была исполнена на Белорусском вокзале перед бойцами, уходившими на фронт, на 7 день войны. История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг.
На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…С того памятного дня и началась ее большая жизнь.
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа...
2.3.Военно – патриотические песни в современной России.
Военно-патриотическое воспитание в нашей стране переживает настоящее возрождение. Российским президентом одобрена соответствующая образовательная программа. Сегодня роль военно–патриотической песни также важна как и во все времена.
В местах локальных конфликтов, там где оказываются наши воины, продолжает звучать военная песня. Появился фестиваль солдатской песни, возникло много новых ансамблей военной песни, например «Ансамбль воздушно-десантных войск "Голубые береты". Он существует более шестнадцати лет. За эти годы "Береты" дали тысячи концертов и побывали во всех "горячих точках". Их график расписан на несколько месяцев вперед. Активная концертная деятельность группы продолжается и по сей день.
В наше время появляются новые патриотические песни. Без рекламы и шумихи эта патриотическая песня «Спецназ» стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД и Министерства обороны России, ведущих беспощадную борьбу с международными террористами. Эта песня практически ежегодно исполняется известным певцом Александром Буйновым в Кремлёвском дворце и в других концертных залах Москвы в дни торжественных мероприятий: 9 мая, 20 декабря, а также непосредственно в боевых частях в горячих точках России. Патриотическая песня «Спецназ» в своё время представлялась на конкурс ФСБ РФ как лучшее произведение о деятельности органов ФСБ в номинации «Музыкальное искусство».
Неслучайно эта песня стала своеобразным гимном сотрудников спецподразделений ФСБ, МВД, Министерства обороны. Кстати, в своё время приказом Директора ФСБ песня была включена в число музыкальных, художественных произведений, рекомендованных для патриотического воспитания молодых сотрудников органов безопасности.
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.
Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социальнопсихологические, мировоззренческие чувства патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
Мы живём в тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, падает духовность. Поэтому именно сейчас особенно важно возвратить юного человека к духовным истокам своей малой родины, открыть детям её историю, культуру, традиции.
Перестройка системы школьного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Патриотическая и интернациональная работа нашей школы направлена на то, чтобы идейно и психологически подготовить учащихся к активной трудовой и общественно-полезной деятельности, воспитать у них чувство гордости за свою многонациональную Родину, выработать высокую нравственность. Но школа не может ограничиваться лишь воспитательной работой, проводимой на уроках. Мир нельзя познать только за партой. И как бы ни был красочен и увлекателен язык учебников, каким искусством красноречия не обладал бы учитель, патриотические подвиги людей лишь тогда будут иметь воспитывающее значение, когда ребенок ощутит их зримо, в наглядных проявлениях.
3. Заключение
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме «Воздействие военно-патриотической песни на формирование чувства любви к Родине у школьников», мы выдвинули гипотезу, что именно военно-патриотическая песня во все времена являлась мощным средством агитации патриотизма.
В целях воспитания патриотизма, любви к Родине с 1998 года, ежегодно, в нашей школе проходит смотр строя и песни. В этом конкурсе учащиеся демонстрируют свою готовность к служению Отечеству, его вооруженной защите и знакомству с патриотической песней. Педагоги вместе с детьми изучают военные песни, род военных войск, военную форму. Во время подготовки к конкурсу учащиеся физически развиваются, у них формируется потребность в здоровом образе жизни. Победители смотра строя и военно-патриотической песни каждый год достойно выступают на городских смотрах, что подтверждают многочисленные почетные грамоты за 1 и 2 места. Ребята участвуют также в показательных выступлениях на празднике, посвященному Дню Победы (9 Мая).
И мы решили провести среди учащихся анкетирование, в котором ребята высказали свое мнение о воздействии патриотической песни в формировании у них чувства любви к Родине. Опрос проводился в 8 «б» и 9 «б» классах (приложение)
Вывод: Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Мы думаем, что в нашей школе развитие чувства патриотизма стоит, по приоритету, на одном из главных мест. Помогает в формировании патриотизма конкурс Смотра строя и песни, в котором в полной мере раскрывается любовь и уважение к военно-патриотической песне.
Воспитывает дисциплинированность, ответственность, чувство гордости, уважение к памяти погибших за Родину и чувство долга перед всеми, кто не щадя жизни, сражался за мир и счастье народа. И хочется верить, что воспитательная работа нашей школы действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества.
Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.
Нам хотелось бы, чтобы молодежь больше мыслила, чувствовала, переживала. Чтобы смысл фразы "мы за ценой не постоим" не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.
Приложение
3 загадки Солнечной системы
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Хрюк на ёлке
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Два Мороза