Ребусы, викторины, кроссворды, м.узыкальные загадки, тестовые задания для 1-8 классов
Вложение | Размер |
---|---|
do.doc | 33.5 КБ |
fa.doc | 33 КБ |
kvn.doc | 59.5 КБ |
lya.doc | 32 КБ |
mi.doc | 32.5 КБ |
re.doc | 32.5 КБ |
si.doc | 31 КБ |
sol.doc | 29 КБ |
viktorina_3-4_kl.docx | 17.02 КБ |
igra-viktorina.docx | 41.68 КБ |
krossvord_dlya_shkolnikov_s_otvetami.docx | 35.67 КБ |
krossvord_po_muzyke.docx | 37.74 КБ |
muz_viktorina_6_klass.doc | 46.5 КБ |
muzykalnaya_azbuka.doc | 58 КБ |
testovye_zadaniya_po_muzyke_dlya_5_klassa_za_1_chetvert.docx | 15.77 КБ |
КВН по музыке «Два рояля»
(для учащихся 7-8 классов)
I. Представление команд:
Разминка для болельщиков! (Песни – загадки)
II. Конкурс цитат.
Цитата – это меткое высказывание о чем-либо. В литературе есть множество высказываний философских, научных. Есть много цитат об искусстве, в том числе и о музыке.
« Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
Л.Бетховен.
« Все, что звучит в природе, и есть музыка».
И. Гердер.
« Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает.» Э.Т.А.Гофман.
« Музыка – универсальный язык человечества.»
Г. Лонгфелло.
Задание: Придумайте свое собственное высказывание о музыке!
III. Конкурс «Муки творчества».
Создать новое произведение искусства – дело очень не простое. Не даром существует выражение - «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате «мучительных» усилий художника. Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества» композитора! (Звучит музыка…)
IY. Конкурс «Знатоки».
Узнать, музыка каких композиторов звучит в записи?!
Y. Конкурс « Портрет композитора».
Задание: назвать имена композиторов с помощью предложенных портретов…
Разминка для болельщиков! (Танцевальная)
YI. Конкурс «Танцевальный».
Танцевать на сцене вам, к сожалению, не придется. Задание заключается в следующем: вам необходимо определить национальную принадлежность танцев (показать стрелочками).
Полька Россия
Лезгинка Венгрия
Гопак Греция
Чардаш Грузия
Камаринская Чехия
Сиртаки Молдавия
Румба Украина
Жок Мексика
YII. Задание для командиров: «Конкурс дирижеров».
YIII. Конкурс «Великие оперные голоса».
Выбрать из предложенного списка имен – имена знаменитых исполнителей-вокалистов.
10. С.Т.Рихтер 19. А.Павлова
20. Е.Васильева
Разминка для болельщиков! (Музыкальные загадки)
IX. Конкурс «Симфонический оркестр».
Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов под управлением дирижера. Все музыканты на сцене располагаются в строгом определенном порядке в зависимости от того, на каком инструменте играют. Все инструменты оркестра можно разделить на 3 большие группы. Это: струнные, духовые и ударные. В свою очередь струнные и духовые инструменты делятся на подгруппы: струнные и струнно-смычковые, духовые деревянные и духовые медные.
Задание: Выберите из предложенного набора (карточки с названием) соответствующие инструменты и разложите их по конвертам:
1-й конверт – струнные смычковые инструменты
2-й конверт – медные духовые инструменты
3-й конверт – деревянные духовые инструменты.
Разминка для болельщиков! (Звучащая картина)
Опера – один из самых сложных жанров музыки и самых зрелищных. Певцы, музыканты, балетмейстеры, костюмеры, художники – все участвуют в постановке этого спектакля. Но прежде, чем композитор берется за написание музыки оперы, пишется либретто. Либретто – это краткое содержание оперы, в котором переданы портреты и характеры всех действующих лиц, описаны происходящие события. Иногда либретто пишут сами композиторы, иногда это делают литераторы.
Командам было предложено сочинить либретто для оперы Р. Вагнера «Лоэнгрин» и для оперы Д. Верди «Аида».
(После объявления жюри результатов конкурса можно прочитать настоящее либретто опер (кратко)).
Разминка для болельщиков (Необычное пение).
XI. Шуточный конкурс «Частушка» (домашнее задание).
Частушка – уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме – всего четыре строчки, но, с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в четырех строчках надо рассказать целую историю, причем с юмором. Вот например:
«Ходит Ванька по деревне,
Девкам улыбается –
У него вставная челюсть,
Рот не закрывается!»
Командам нужно было придумать частушки, которые бы заканчивались такими словами:
Вручение дипломов:
Разминки для болельщиков.
… Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали – кто я? Ну, конечно же….(песня)!
Задание: узнайте песни по первым пяти звукам и спойте их хором (1-й куплеты)
Исполняем песню-танец «Если нравится тебе, то делай так…»!
(ведущий поет и показывает движения танца)
Есть струны и педаль. Полилась по лесу трель.
Несомненно, это звонкий, Инструмент тот очень хрупкий,
Это черный наш … (рояль)! Называется… (свирель)!
Где веселье, там и он. Он пришел из разных стран.
Я подсказывать не стану. Вы его узнали сразу -
Что это? … (аккордеон)! Наш веселый … (барабан)!
IY. «Необычное пение».
Самый совершенный инструмент – человеческий голос. С далекой древности люди подражали голосам птиц, шуму ветра, крику зверей. С теченьем лет мы этот дар, надеюсь, не потеряли. Попробуем воспроизвести своими голосами картину «Однажды вечером». Для начала выберем действующих лиц этой картины:
…Наступил вечер. Было очень тихо (…)
Только веселые лягушки пели свою песню (…)
Вдруг небо заволокло черными тучами и подул холодный ветер (…)
В ответ загудели провода (…)
Зашумели деревья в лесу (…)
Заскрипела старая коряга у большого камня (…)
Ветер стих (…)
Из дома вышли две девочки и направились к морю, напевая песенку(…)
Они хотели послушать крик чаек. Но чаек не было.
Только рядом на дереве сидели две вороны и рассказывали друг другу последние
новости (…)
Девочкам надоело их слушать и они пошли домой, напевая свою песенку (…)
Опять подул холодный ветер (…)
Загудели провода (…)
Заскрипела старая коряга (…)
Наступила тишина (…).
Игра-викторина «Музыкальный турнир»
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Данная викторина была разработана для учеников 4 класса во время первой педпрактики и оставила незабываемое впечатление!
Мероприятие позволяет решить ряд важных педагогических задач: развитие музыкальных знаний у детей, их музыкальной подготовки и сообразительности; пробуждение интереса к музыкальному искусству и расширение кругозора; формирование умения работать в команде, сопереживания, толерантности.
Для успешного проведения игры необходимы: магнитофон, аудиозаписи; портреты композиторов;плакат с изречением Гиппократа; плакаты с заданиями III тура; протокол результатов;разноцветные листья для украшения зала; маркеры, мелки; музыкальные инструменты;грамоты для награждения.
Включение танцевальных номеров придаст мероприятию торжественность и красочность.
1. Организация познавательно-игровой деятельности детей
Ведущий: Унылая пора,очей очарованье… Осень… Время размышлений, раздумий и грусти об ушедшем лете…Давайте же сегодня, в этот тихий (пасмурный / теплый / холодный / солнечный…)осенний день вспомним слова мудрого Гиппократа и прикоснёмся к вечности – к удивительному миру музыкального искусства, ведь «Vita brevis est, ars longa” – «Жизнь коротка, а искусство вечно». (Демонстрируется плакат)
«Музыкальный турнир» – так называется наша сегодняшняя игра-викторина. В ней участвуют две команды. Прошу капитанов представить себя и свою команду.
А теперь познакомьтесь с правилами нашей игры-викторины. Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области музыкального искусства. За правильный ответ – 1 балл, за неполный или частично верный ответ – 0,5 б., за неправильный– 0 б..
Если команда не ответила на вопрос или ответила неправильно, то этот вопрос передаётся другой команде, при этом очередность ответов не нарушается. Если никто из игроков не ответит на вопрос, болельщики смогут ответить за свою команду. Выигрывает тот,кто набирает большее количество баллов. Викторина проводится в четыре тура. (Назначается ответственный за ведение счета из числа гостей)
2. Проведение викторины
I ТУР «ВОПРОС – ОТВЕТ».
1) Назовите автора знаменитой песни «Калинка» (Русская народная песня).
2) Какую симфонию для детей написал Сергей Прокофьев? («Петя и волк»).
3) Как называется хоровое пение без сопровождения? (А капелла).
4) Как называется пьеса для одного инструмента? (Этюд).
5) Назовите самый большой музыкальный инструмент (Орган).
6) Назовите струнный инструмент, который во всём мире ассоциируется с Россией (Балалайка).
Команды поочерёдно устно отвечают на вопросы, счетовод фиксирует результаты; отвечающего назначает капитан.
II ТУР «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ».
ЗАДАНИЕ 1. Задание на смекалку: догадайтесь, по какому признаку сгруппированы слова и уберите лишнее. Отвечающего назначает капитан команды..
1) Симфония, этюд, песня, МУЗЫКАНТ, соната.
2) Гитара, ДИРИЖЁР, баян, пианино, скрипка.
3) Вальс, полька, танго, ОПЕРА, мазурка.
4) Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шопен, ОРКЕСТР.
Игроки по очереди читают вслух, называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее в данном ряду.
ЗАДАНИЕ 2. Определите смысловой ряд и продолжите его ещё тремя словами (1 б. за каждое слово):
1) Кастаньеты, колокола, ложки, ксилофон… (тарелки, бубен,барабан, колокольчики, гонг, дойра).
2) Труба, саксофон, флейта, свирель… (гобой, тромбон,кларнет, жалейка, волынка, рожок).
3) Лист, Дворжак, Штраус, Бах… (Вагнер, Бетховен, Россини,Лист, Шопен, Моцарт, Паганини).
4) Мусоргский, Чайковский, Свиридов, Рахманинов (Глинка,Кабалевский, Дунаевский, Шостакович, Тухманов, Пахмутова).
Выполняется в письменном виде на фоне звучащей музыки, результаты зачитываются вслух; зрители определяют название звучащего фрагмента.
III ТУР«ПОДБОР».
Найдите соответствия! К доске поочерёдно приглашаются участники команд. Восстановите смысл, соединив обе части.
ЗАДАНИЕ 1.«Танцы». Определите национальность танца.
1) Вальс 2) Гопак 3) Полька 4) Чардош 5) Лезгинка 6) Мазурка 7) Сарабанда 8) Лявониха 9) Молдавеняска 10) Хоровод | а) русский б) польский в) чешский г) украинский д) австрийский е) кавказский ж) молдавский з) венгерский и) испанский к) белорусский |
Ответы: 1 –д; 2 – г; 3 – в; 4 – з; 5 – е; 6 - б; 7 – и; 8 – к; 9 – ж; 10 – а.
Играющие поочерёдно выходят к доске и маркером восстанавливают смысловое единство.
ЗАДАНИЕ 2. Русские композиторы.
1) Михаил 2) Сергей 3) Геннадий 4) Пётр | а) Чайковский б) Рахманинов в) Гладков г) Глинка |
Ответы: 1 –г; 2 – б; 3 – в; 4 – а.
ЗАДАНИЕ 3. Иностранные композиторы.
1) Ференц 2) Иоганн 3) Джоакино 4) Людвиг Ван | а) Россини в) б) Штраус в) Бетховен г) Лист |
Ответы: 1 –г; 2 – б; 3 – а; 4– в.
Можно спросить зрителей: кто из данных композиторов– итальянцы?
ЗАДАНИЕ 4. «Музыкальные термины».
Как известно, преобладающим языком в музыкальной терминологии стал итальянский. Вот некоторые из музыкальных терминов. Расшифруйте их значение:
1) solo 2) a due 3) adagio 4) con gracia 5) con moto 6) brillante | а) медленно б) подвижно в) с грацией г) один д) блестяще е) вдвоём |
Ответы: 1 –г; 2 – е; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – д.
IV ТУР«ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ»
Конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений (д/задание) в любом составе. Макс. оценка – 10 б..
3. Подведение итогов, награждение победителей
Приглашаются капитаны команд для подведения итогов нашего соревнования. Слово предоставляется счетоводу. Команда-победитель получает приз за победу в музыкальной викторине, а команда соперников – поощрительный приз за волю к победе!
Ведущий: Ребята! Вот и завершилось наше необычное занятие. Я на миг посмотрела в окошко, и мне показалось, что сама осень стала немножко веселее. Скоро в её палитре прибавится новый – белый цвет, цвет снега, цвет зимы. Но если с вами рядом будет МУЗЫКА, то даже самый суровый и холодный день будет приятным и радостным.Ведь недаром говорится:
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт!
До свидания!
Кроссворд для школьников с ответами. Кроссворд по теме «Музыка»
По горизонтали:
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)
7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)
8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)
9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)
По вертикали:
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)
2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)
3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)
4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)
5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)
Произведение | Порядок звучания | |
Р.н.п. Матушка, что во поле пыльно?» | ||
Жак Брель «Вальс» | ||
Чайковский симфония №6 | ||
Бетховен Симфония№5 | ||
Бах Фуга соль минор | ||
Глюк Мелодия | ||
Де Лиль Марсельеза | ||
Скрябин Этюд №12 |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА 6 класс
Произведение | В чём сила этого произведения? | Порядок звучания |
Р.н.п. Матушка, что во поле пыльно?» | ||
Жак Брель «Вальс» | ||
Чайковский симфония №6 | ||
Бетховен Симфония№5 | ||
Бах Фуга соль минор | ||
Глюк Мелодия | ||
Де Лиль Марсельеза | ||
Скрябин Этюд №12 |
Произведение | В чём сила этого произведения? | Порядок звучания |
Р.н.п. Матушка, что во поле пыльно?» | ||
Жак Брель «Вальс» | ||
Чайковский симфония №6 | ||
Бетховен Симфония№5 | ||
Бах Фуга соль минор | ||
Глюк Мелодия | ||
Де Лиль Марсельеза | ||
Скрябин Этюд №12 |
Произведение | В чём сила этого произведения? | Порядок звучания |
Р.н.п. Матушка, что во поле пыльно?» | ||
Жак Брель «Вальс» | ||
Чайковский симфония №6 | ||
Бетховен Симмфония№5 | ||
Бах Фуга соль минор | ||
Глюк Мелодия | ||
Де Лиль Марсельеза | ||
Скрябин Этюд №12 |
Музыкальная азбука
Подготовлено учителем музыки
Форма: музыкальное мероприятие для 6 классов
Цели:
Оснащение : компьютер, проектор, музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, синтезатор, народные ударные; ноты, аудиозаписи, магнитофон, костюмы для исполнителей.
Ход мероприятия
Ведущий
- Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости!
Трудно представить себе современного человека, не увлекающегося какой-нибудь рок-группой, не спорящего о преимуществах и недостатках того или иного музыкального стиля или направления. Разбираться в музыке стало модно и даже престижно, да просто необходимо, чтобы не прослыть невеждой.
И сегодня я приглашаю вас в нашу Филармонию. Знаете ли вы, что такое Филармония?.. это музыкально – просветительная организация. И поскольку вы – дети, то у нас будет детская Филармония. И сегодня нас ждёт необычный концерт.
Почему необычный? Потому, что вы, юные музыканты, будете на нём и зрителями, и слушателями, и исполнителями одновременно.
Итак, с чего же начать?.. Начнём, пожалуй, как всегда, с азбуки, не простой, а музыкальной. Сегодня мы перелистаем её страницы и окунёмся в удивительный волшебный мир звуков, мир сказочный и чудесный, мир прекрасной музыки. И как любая азбука, наша музыкальная азбука начинается с буквы А. что у нас на букву А?
Аккордеон.
Представляете, этот сравнительно молодой (ему чуть более 100 лет) клавишно-духовой инструмент – дальний родственник величественного органа. В исполнении учащегося-аккордеониста вы услышите песню Александры Пахмутовой «Старый клён».
Следующее слово Ансамбль
Играть в ансамбле не только интересно, но и трудно. Нужно думать, представлять, чувствовать одинаково. Ведь «ансамбль» в переводе с французского означает «Вместе».
Сейчас для вас ансамбль народных инструментов исполнит русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Звучит пьеса в исполнении ансамбля.
Буква Б.
Ещё один музыкальный инструмент, по виду брат аккордеону, да только кнопки его выдают! Свой название он получил от знаменитого древнерусского певца-сказителя Бояна! И звать его… (баян).
В исполнении Данильченко вы услышите на баяне известную украинскую народную песню, рассказывающую ещё об одном музыкальном инструменте, угадываете каком? (показывает картинку с изображением бандуры)? Песня «Бандура»
Звучит песня «Бандура» .
Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот… (вальс).
Следующая буква в нашей музыкальной азбуке – буква В.
Вальс
Нежный и печальный, изящный и обаятельный… Даже не верится, что когда-то этот танец был под запертом, его считали безнравственным. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе? Ужасно! В Вене в начале 19 века запрещалось танцевать вальс более 10 минут. А в России было опубликовано полицейское предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсом именуемой».
Вот так-то… Но не смотря на все запреты, вальс быстро распространился по всей Европе и в 19-20 веках стал самым популярным танцем. Кажется, нет композитора, который не сочинил бы вальс. Шопен и Шуберт, Глинка и Чайковский и многие- многие другие. Сегодня вы услышите вальс замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и увидите как его танцуют наши ребята!
Исполняется вальс. Свиридова из драмы «Метель»
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на неё глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает 7 иль 6,
Её достоинств нам не счесть.
Всем под неё легко поётся,
Скажите, как она зовётся?
(гитара).
Исполняется аудиозапись песни Жанны Бичевской «Россия »
Сейчас вы услышите музыкальную загадку. Отгадайте, какой музыкальный инструмент звучит?
Исполняется р.н.п. « Во кузнице» в исполнении жалейки.
На доске, как в поле чудес, закрыты буквы названия данного инструмента. Отгадываем по буквам.
Это была буква Ж. жалейка
? – Что вы знаете об этом музыкальном инструменте?
Следующая музыкальная загадка. Скажем только, что мы с вами благополучно добрались до буквы И нашей музыкальной азбуки.
Исполняется фрагмент видеосюжета из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Вопросы
Следующая страница нашей азбуки – это буква К. Караоке.
Нужно ли объяснять, что означает это слово? (слушаем объяснение детей)
Давайте продемонстрируем в реале пение Караоке.
Исполняется песня под Караоке желающими из числа учеников.
Следующая страница нашей азбуки – это буква Л. Посмотрите ещё одну музыкальную загадку.
Исполняется видеофрагмент балета П.Чайковского «Лебединое озеро»
Вопросов всего два.
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки… (ноты).
- Что такое, эти ноты?
- Для чего они предназначены?
- Какие вы знаете ноты?
Наверно, вы уже догадались, что следующие буквы азбуки нам не разделить: М и Н. Музыка и ноты. Понятия эти неразделимы. Предлагаем вам компьютерную игру с нотами и музыкальными инструментами.
Проходит игра «Музыкальное лото»
В кассе мы билет купили
И вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели!
Весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
От певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Все мы любим … (оперу).
Как вы правильно понимаете, очередь за буквой О. Опера.
Предлагаем вам разгадывание ребусов, ответом которых будут названия опер.
Разгадывание ребусов, в то время, как идёт речь о следующей букве.
Я ваша подруга,
Я ваша попутчица
В пути без меня
Ничего не получится.
Со мною, друзья,
Вам всегда интересно.
Узнали кто я?
Ну, конечно же… (песня).
Итак, переходим к следующей странице. Буква П. Песня.
«Песня – душа народа», слышим мы от музыкантов. Одним из трёх китов, на которых держится вся музыка, называл песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определённого автора. Массовые песни, посвящённых значительным событиям в стране: революционные, военные, исторические, патриотические. В последние годы большое распространение получили эстрадные песни – те, которые поются профессионалами с эстрады. Один из главных секретов могущества песни – её простота. Даже о самых серьёзных вещах: о любви и дружбе, о верности и предательстве, о героических подвигах и больших городах – песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня – дитя музыки и поэзии.
Исполняется песня под фонограмму «Букет»
Буква Р. Романс.
Многие считают, что романс – это та же песня. На самом деле – это не столько песня, сколько пьеса для голоса с инструментальным сопровождением. Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало от неё отличался. Его исполняли в помещичьем кругу, дворянских домах под фортепиано. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары. Романс и гитара стали единым целым.
И всё же родина романса-- не Россия, а Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали музыкальный жанр—романс, от испанского «романсе», означающий «романский», т.е. исполняемый на романском, испанском языке. В Испании выходили сборники романсов-- «Романсеро». В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине.
Для сидящих в этом зале школьников, прозвучит «Школьный романс» русского композитора Евгения Крылатова.
Исполняется «Школьный романс»
Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Играет нежно… (скрипка).
У нас в гостях сама Царица оркестра! Удивлены? Напрасно, ведь именно ей, маленькой скрипке, был дан почётный эпитет. Сейчас трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, отвечающим лишь вкусам простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на место в серьёзном искусстве. Во второй половине 17 века разыгрывается даже своеобразная борьба между противниками и сторонниками скрипки. Первые называли скрипку «вульгарной», «инструментом толпы», вторые считали её «наиболее совершенным и превосходящим из всех инструментов». Победили, как вы уже догадались, вторые.
Часто голос скрипки сравнивают с человеческим: она также может петь, плакать, говорить. Много прекрасной музыки написано для скрипки. Сейчас, в преддверии грядущего юбилея Антонио Вивальди (ему 4 марта – 330 лет от рождения) вы услышите фрагмент Концерта «Времена года» в современной обработке.
Исполняется видеофрагмент концерта Вивальди (видеоклип французского квартета «Bond»)
Буква Т. Танец.
Каких только танцев нет на свете! А какие вы знаете танцы?
Сначала простейшие телодвижения совершали первобытные охотники у родового костра, как бы рассказывая о произошедших на охоте событиях. Позже, поклоняясь духам природы, наши далёкие предки исполняли магические ритуальные танцы под звуки барабанов, трещоток и других музыкальных инструментов. Таким образом, танец всегда связан с музыкой. В танцах, как и в песнях, отразились различные стороны жизни, характер и темперамент народа. Знает ли, какой танец был самым популярным в ушедшем ХХ веке? Это – ТАНГО, которое ведёт своё начало от старинного испанского танца стиля «фламенко». Медленное и страстное, полное пьянящего чувства и таинственности, танго любимо и сегодня. Итак, звучит нестареющее танго!
Исполняется танец танго.
Форте---громко,
Пиано—тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно… (фортепиано).
Буква Ф. Фортепиано.
Судьба этого замечательного инструмента очень напоминает судьбу человека. Далёким предком фортепиано является однострунный инструмент монохорд. Шли годы и столетия. Инструмент менял форму, размеры, количество струн, окраску звучания. В 1711 году итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрёл новый инструмент, в котором при нажатии клавиши молоточек ударял по струнам. Мастер назвал своё творение «фортепиано»(громко-тихо)
Исполняется Прелюдия Иоганна Себастьяна Баха
Буква Х.
С танго и романсом, корни которых происходят из Испании, мы уже знакомы. Но видимо, судьба легла так, чтобы мы сегодня познакомились с ещё одним произведением, синтезом музыки и танца. Это Хабанера, которую французский композитор Жорж Бизе вложил в уста искромётной цыганки Кармен. Это и испанский танец, исполняемый при помощи кастаньет.
Исполняется видеосюжет из оперы Ж.Бизе «Кармен»
Буква Ч. Сразу вспомним о шуточных четверостишиях, исполняемых под аккомпанемент народных инструментов: гармони, балалайки, баяна. Что же это? Конечно, частушки!
Исполняются частушки под аккомпанемент баяна и ударных инструментов.
Не знаю, заметили ли вы, что музыкальных загадок давно не было? Так вот вам очередная загадка. Заодно, наверно и поймёте о какой букве пойдёт речь.
Исполняется номер Шехерезады: муз фрагмент сюиты Римского-Корсакова «Шехерезада»+ инсценировка со словами.
Конечно, буква Ш. Шехерезада.
Кстати, знаете ли вы, что в этом году исполнится ровно 100 лет, как в России не стало автора этого замечательного произведения? Разговор о русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове.
Проше внимания, последняя музыкальная загадка!
Исполняется видеосюжет мюзикла «Нотр-дам де Пари»
Узнали сюжет? Тогда дайте ответы на вопросы.
2.название произведения. («Нотр-дам де Пари»
3.Как звали главную героиню мюзикла?
Теперь вы догадались, с какой буквой мы имели дело?
В завершении нашего концерта, как и положено в азбуке, мы будем говорить о последней букве. Это буква Я. На эту букву в этом кабинете находится музыкальный инструмент, изготовленный фирмой из далёкой и экзотической страны Японии. Фирма называется ЯМАХА.
Исполняется песня «Где музыка берёт начало?» композитора Евгения Крылатова под аккомпанемент синтезатора фирмы ЯМАХА.
Использована литература:
«Классный руководитель»№3, 2003 г.
«Прекрасное далёко», сборник песен Е.Крылатова;
«Русские народные песни», сборник песен/Москва/ «Музыка»/1987г;
Клипы:
Фрагмент концерта А.Вивальди в исполнении квартета «Bond»
Фрагмент мюзикла «Нотр-Дам»
«Энциклопедия классической музыки», СD-диск
Тестовые задания по музыке для 5 класса за 1 четверть по программе Сергеевой Г.П. и Критской Е.Д.
1.Руководитель симфонического оркестра называется:
а) Солист;
б ) Певец;
в) Дирижер.
2.Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра:
а) Труба, валторна, туба.
б) Скрипка, виолончель.
в) Балалайка, домра, гусли.
3. Лирическое стихотворение, положенное на музыку называется:
а) Вокализ,
б) Романс,
в) Танец.
4. Кто сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада»? :
а) Н .А. Римский-Корсаков;
б) П.И.Чайковский;
в) М.И.Глинка.
5.Музыкальное произведение для голоса без слов называется:
а) Песня;
б) Танец;
в) Вокализ.
6.Какое симфоническое произведение на основе русской сказки сочинил А.К. Лядов:
а) «Баба-Яга»;
б) «Кикимора»;
в) «Золушка».
7.Вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец называется:
а) Опера;
б) Симфония;
в) Балет.
8. Произведение для одного , нескольких или многих голосов называется:
а) Вокальное;
б) Инструментальное.
9.Большая группа музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, называется:
а) Хор;
б) Оркестр;
в) Трио.
10. Какие музыкальные инструменты не входят в состав симфонического оркестра:
а) Скрипка, виолончель, контрабас.
б) Гусли;
в) Гобой, кларнет, фагот.
11. Какую из этих опер написал М.И.Глинка :
а) « Снегурочка»;
б) «Руслан и Людмила»;
в) « Волк и семеро козлят».
Правильные ответы: 1в; 2в; 3б; 4а; 5в; 6б; 7в; 8а; 9б; 10б; 11б.
Мастер-класс "Корзиночка"
Ветер и Солнце
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Рыжие листья
Соленая снежинка