Этюды и упражнения К. Черни - фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками. Трудность многих этюдов заключается не только в фактуре, сколько в способах использования инструмента, а также поставленных автором исполнительских задач, решение которых предполагает максимальную активацию слуха пианиста.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k._cherni_2.pptx | 2.74 МБ |
Слайд 1
Карл Черни «Мы по достоинству еще не оценили Карла Черни» И. БрамсСлайд 2
Композитор, виртуозный пианист, педагог….
Слайд 3
Черни написал более 1000 произведений различных жанров: Множество симфоний Сонат Трио Квартетов Этюдов и упражнений Методические труды Педагогический труд
Слайд 4
Годы жизни: 1791-1857гг. Отец – Венцель Черни – Педагог игры на клавире В 7 лет – Карл Свободно импровизировал, Читал с листа, Исполнял Моцарта, Гайдна, Клементи
Слайд 5
1801 год Первые уроки Л. Бетховена с Черни – изучение гамм: Правильное положение пальцев Движениям руки при игре Изучение различных видов пассажей 1804 – напечатан опус « Концерные вариации для фортепиано и скрипки на тему Крумпхольца » 1818 – «Рондо на тему каватины графа, в четыре руки»
Слайд 6
Педагогические взгляды К. Черни Методические труды: «Полная теоретико-практическая фортепианная школа от первоначальных шагов до высшего совершенствования» - это руководство энциклопедического плана, ведущее ученика с азов, к высотам фортепианной игры.
Слайд 7
Можно выделить несколько аспектов в педагогике К. Черни: Стремление раскрыть индивидуальность учеников; Сформировать их всесторонне развитыми музыкантами; Развить в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитать дисциплину мыслей и чувств. Ученик должен был: Обладать не только совершенной беглостью пальцев, но и уметь транспонировать; Прочесть с листа трудную пьесу, сохранив темп и характер; Аккомпанировать, разбираться в гармонии, владеть теорией музыки, даже настраивать инструмент и обязательно импровизировать.
Слайд 8
Изучение пьесы К. Черни подразделял на три периода: Овладение нотным текстом; Игра в предписанном автором темпе; Анализ содержания произведения. Трудность многих этюдов и упражнений Черни заключается не столько в фактуре, сколько в способах использования инструмента, а так же поставленных автором исполнительских задач, решение которых предполагает максимальную активацию слуха пианиста.
Слайд 9
Энциклопедия фортепианной техники Этюды и упражнения Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками. Черни учитывал даже различное строение рук исполнителей. Его этюды и упражнения дают богатый материал для овладения видами фортепианной техники, связанными с подкладыванием первого пальца, всевозможными типами гамм и арпеджио, в том числе с пропущенной терцией или квинтой. Здесь широко представлена техника украшений – различного рода мордентов, форшлагов, трелей. Он широко применяет приемы скольжения и перекладывания пальцев, характерные для пианизма Шопена и Листа.
Слайд 10
ГАММЫ Как считал Черни, гаммы развивают легкость, беглость пальцев, в них сосредоточены основные правила аппликатуры, благодаря гаммам познаются все лады и, наконец, если ежедневно играть гаммы «Отчетливо, упругими пальцами, то можно стать блестящим пианистом»
Слайд 11
Работу над гаммами Черни тесно связывал со звуковыми и артикуляционными задачами Черни рекомендовал учить гаммы на различные оттенки ( pp , p, mf, f) ; Советовал применять также различные виды туше, акценты; Если в первых этюдах гаммаобразные фигуры охватывают не более одной-двух октав, то в последующих этюдах представлены длинные гаммаобразные последовательности, диатонические и хроматические, а также гаммы терциями квартами, секстами; Эти фигурации разрабатываются в различных ритмических вариантах, то в виде триолей, квартолей , то – секстолей , а также септолей тридцатьвторыми .
Слайд 12
Арпеджио В разработке техники арпеджио можно отметить ряд особенностей: Черни обращается чаще к различным мажорным арпеджио; Короткие модулирующие арпеджио менее характерны для этюдов и упражнений, чем длинные и ломанные арпеджио; Арпеджио разрабатываются в разнообразных ритмических вариантах.
Слайд 13
Трельная техника Многие сочинения Черни воспитывают у учеников навыки исполнения через технику трелей. Цепь из трелей строится в большинстве случаев на материале восходящей и нисходящей гаммаобразной последовательности, а также по нотам трезвучий.
Слайд 14
Черни различал, по меньшей мере, 8 видов пианистической артикуляции Legato – связно; Legatissimo – очень связно; Halbstaccato ( обозначает точками под лигой) – промежуточная ступень между легато и стаккато; Staccato – отрывистое исполнение – вносит в музыку живость; Marcftissimo или Staccatissimo – самый быстрый и короткий способ звукоизвлечения ; Marcato – подчеркнутое произнесение звуков; Tenuto – ставится в том случае, когда длительность ноты должна быть полностью выдержана; Legiermento – свободно, легко – сопутствует связной и отрывистой игре в быстром темпе.
Слайд 15
Из всех видов артикуляции особенно большое значение Черни пр и давал Legato Искусство владения Legato и его разновидностями Черни тесно связывал с положением рук и пальцев с игровыми ощущениями. Состояние « опорности » в кончиках пальцев служило, по его мнению, верным способом достижения Legato.
Слайд 16
Staccato Черни различал несколько градаций Staccato : Обозначенное точкой, когда длительность звука сокращается примерно в два раза ; Martellato , обозначенное клинышком, где протяженность звука должна быть более короткой.
Слайд 17
Наследие К. Черни «48 этюдов в форме прелюдий и каденций» ор. 161; «Школа стаккато и легато» ор. 335; «40 ежедневных этюдов» ор. 337; «Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей» ор. 335; «Школа виртуозности» ор. 365; «Школа для первой руки» ор. 399; «Ежедневные пальцевые упражнения» ор. 802; «Высшая ступень виртуозности» ор. 834.
Слайд 19
Заключение 1. Произведения К. Черни – подлинная энциклопедия фортепианной техники первой половины IX века. 2. Виртуозные задачи находятся в тесной взаимосвязи со структурой и метроритмом произведения. 3. Этюды и упражнения чрезвычайно полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев. 4. Помимо собственно технического совершенства, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста.
Юрий Алексеевич Гагарин
Рисуем белые грибы пастелью
Новый снимок Юпитера
Снежная книга
Как Дед Мороз сделал себе помощников