Данная презентация заняла второе место в конкурсе презентаций по музыке , посвящённый 70 летию Победы над фашистскими захватчиками !
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_voennykh_let.pptx | 2.2 МБ |
Слайд 1
Песни военных лет Работу выполнила ученица 5 Б класса ГБОУ СОШ № 635 Лазарева Настя .Слайд 2
Песня «Священная война» Музыка Александра Александрова Слова Василия Лебедева-Кумача Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, С проклятою ордой. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идёт война народная, Священная война! 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале.
Слайд 3
Песня «Священная война» Музыка Александра Александрова Слова Василия Лебедева-Кумача В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает. Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.
Слайд 4
Песня «Темная ночь» из кинофильма 2 бойца 1943г. Музыка Никиты Богословского Слова Владимира Агатова Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами! Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь пролегла между нами . Для фильма "Два бойца" срочно понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин должен был петь товарищам в землянке. Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским. Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят.
Слайд 5
Песня «В землянке» Музыка Константина Листова Слова Алексея Суркова Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Осенью 1941 года наша страна переживала тяжёлые и тревожные дни: фашистские бронированные полчища двигались к Москве, оставляя после себя руины, пожарища, виселицы . 27 ноября 1941 года в деревне Кашино находился штаб 258-го полка, который был атакован 10-й танковой дивизией немцев и отрезан от других батальонов. В числе бойцов, осуществивших этот прорыв, оказался и батальонный комиссар Алексей Сурков. В тот день он с группой корреспондентов прибыл в дивизию 258-го полка, чтобы поздравить её командование с присвоением гвардейского звания, однако им пришлось участвовать в ожесточённых боях и выходить из окружения под плотным огнём немцев. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой, Алексей Александрович написал письмо жене, в котором было всего 16 «домашних» стихотворных строк, которые он не собирался нигде публиковать, и тем более передавать кому-либо для написания песни. Однако судьбе было угодно иначе. И после публикации в газете от 25 марта 1942 года песня «пошла» в народ. "Землянка" пользовалась любовью на всех фронтах, и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой..
Слайд 6
Песня «Катюша» Музыка Матвея Блантера Слова Михаила Исаковского Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег, на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла. Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Впервые «Катюша» прозвучала 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Между тем, песня быстрее ветра распространялась по стране: её пели в городах и сёлах, на демонстрациях и в домашнем кругу. «Катюша» стала не только знаменитой, но и пронзительно родной и искренне близкой миллионам советских людей. Образ простой русской девушки с нежным именем Катюша, верной и любящей подруги своего бойца-пограничника, своевременным в своём появлении. А потом пришла Война. И зазвучала «Катюша» уже с другими интонациями и в другом контексте. Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Особенно в исполнении самого грозного артиллерийского оружия Красной Армии – мобильных реактивных минометов БМ-8 и БМ-13. Первый залп из него был произведен 14 июля 1941. Это произошло под белорусским городом Орша, совсем рядом со смоленской родиной песни. «Привет от Катюши», – приговаривали бойцы. И привет был столь горячий, а песенный образ столь ярким, что имя девушки моментально заменило казенное название.
Слайд 7
Песня «Дорогая моя столица» («Моя Москва») Музыка Исаака Дунаевского Слова Марка Лисянского, Сергея Аграняна История создания этой легендарной песни берёт своё начало с ноября 1941 года, когда в самом центре Москвы, у редакции журнала "Новый мир", что на Пушкинской площади, остановилась военная полуторка. Спрыгнувший с кузова молоденький младший лейтенант вбежал в редакцию, бросил на стол дежурного рукопись - тетрадный листок с наскоро записанными карандашом стихами. И убежал к ждавшей его машине - даже фамилию не успел сказать. Это был Марк Лисянский, редактор газеты "В бой за Родину" 243-й стрелковой дивизии Калининского фронта. В журнале "Новый мир", датированном декабрём 1941 года (№ 9-10), на 50-й странице были напечатаны его стихи: Я по свету немало хаживал, Жил в землянке, в окопах, в тайге, Похоронен был дважды заживо, Знал разлуку, любил в тоске. Но Москвою привык я гордиться И везде повторял я слова: Дорогая моя столица, Золотая моя Москва! Весной 1942 года композитор Исаак Дунаевский увидел стихотворение в журнале и тут же, прямо на полях журнала, написал ноты. Песня стала символом общенародного сопротивления оккупантам и единения советских людей для отпора врагу. А 5 июля 1995 года решением Правительства Москвы песня «Моя Москва» была утверждена в качестве официального гимна города
Слайд 8
Песня «Синий платочек» Музыка Ежи Петерсбурского Слова Авторов несколько Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза, автор таких популярных в то время песен, как «Донна Клара», «Утомленное солнце», композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание; на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале, записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст: Синенький, скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, Что не забудешь Ласковых, радостных встреч... Началась Великая Отечественная война. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова в общем-то не очень сильной песни «Синий платочек». Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни. Буквально в первые же дни войны в Киеве получил распространение вариант текста «Синего платочка», сочиненный безвестным автором:
Слайд 9
Песня «Синий платочек» Музыка Ежи Петерсбурский Слова Авторов несколько Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили. Нам объявили, Что началася война. Кончилось мирное время Нам расставаться пора! Я уезжаю, Быть обещаю Верным тебе до конца. Быть может, текст этот и небезупречен с литературной точки зрения, но он удивительно верно передает обстановку и общий дух тех незабываемых дней. Однажды весной 1942 года Клавдия Шульженко выступала в гвардейском подразделении генерала Н.А.Гагена, защищавшем легендарную «дорогу жизни» через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна : — Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии. Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца. До этого он воевал в составе Первой горно-стрелковой бригады помощником командира артиллерийско-пулеметного батальона. Но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова,— вспоминала К. И. Шульженко.— В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей».
Слайд 10
Песня «Огонек» Музыка Народная Слова Михаила Исаковского На позицию девушка Провожала бойца, Тёмной ночью простилася На ступеньках крыльца. И пока за туманами Видеть мог паренёк, На окошке на девичьем Всё горел огонёк. Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет. Точкой отсчета в биографии песни можно считать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда» опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек», музыку к которому стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер , А. Митюшин, Н. Макарова , Л. Шварц , И. Лаврентьев [1] , так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Её автор неизвестен. Впервые «Огонёк» с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева . Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста — Исаковский, а музыка — народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне
Слайд 11
Песня «Соловьи» Музыка Василия Соловьева-Седова Слова Алексея Фатьянова В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена. Ведь завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, недолюбив , От наших жен, от наших нив- Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю… В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня « Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей ! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев ”.) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят.
Слайд 12
Песня «На солнечной поляночке» Музыка Василия Соловьева-Седова Слова Алексея Фатьянова Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова. « Я познакомился с ним в Оренбурге... , - писал позже В. П. Соловьев-Седой, - Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Могучие плечи распирали застиранную и выгоревшую гимнастерку третьего срока носки. Щегольская пилотка чудом сидела на прекрасной чуть вьющейся шевелюре пшеничного цвета. Голубые, добрые, ясные, чуть озорные глаза светились, глядя на собеседника с любопытством и нескрываемым интересом... Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь. На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило .» На солнечной поляночке, Дугою выгнув бровь, Парнишка на тальяночке Играет про любовь ... Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину ». В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке ». Играй, играй, рассказывай, Тальяночка, сама О том, как черноглазая Свела с ума ... Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке» . Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.
Слайд 13
Песня «В лесу прифронтовом» Музыка Матвея Блантера Слова Михаила Исаковского Редкое долголетие суждено замечательной песне “В лесу прифронтовом”. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: “Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс ”. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. - В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер , - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу. С берез, неслышен, невесом, Слетает желтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» Играет гармонист. Вздыхают, жалуясь, басы, И, словно в забытьи, Сидят и слушают бойцы - Товарищи мои.
Слайд 14
Песня «Случайный вальс» («Офицерский вальс») Музыка Марка Фрадкина Слова Евгения Долматовского Этот очень светлый и одновременно грустный вальс был написан в 43 –ем году, но история начинается много раньше. Поэт Евгений Долматовский находился в войсках в районе Харькова и Белгорода. Он заметил, что никакая сложная обстановка, никакая смертельная опасность, разруха, беда не препятствуют всему тому, что всегда было свойственно лишь мирным и беззаботным временам. Как только останавливается колонна на ночёвку в прифронтовом селе или городке, так сразу возникают знакомства, разговоры, влюблённость. А на утро расставание, отъезд…Так появилось стихотворение «Танцы до утра ». Хриплый голос радиолы, Снег, летящий за порог. Запах пудры невеселый. Топот валяных сапог. Танца вечная погоня Удивительно легка, И лежит в моей ладони Незнакомая рука … Написано это было в Купянске в конце 1942г, а через год поэт встретился с композитором М . Фрадкиным , который кочевал по войскам с бригадой артистов. Он прочитал ему «Танцы до утра» и вскоре появился этот вальс. Будем кружить, Петь и дружить. Я совсем танцевать разучился И прошу вас меня извинить. Утро зовет Снова в поход… Покидая ваш маленький город, Я пройду мимо ваших ворот.
Слайд 15
Песня «Казаки в Берлине» Музыка Дмитрия и Даниила Покрассов Слова Цезаря Солодаря Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала “Священная война”, звавшая на смертный бой с фашизмом, и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии. Слова песни написал поэт Цезарь Солодарь. В качестве военного корреспондента он присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был. Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и покореженным железом, лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Десятка берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями. - Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт, - и мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, но можно было заметить, что какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на поджаром дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:
Слайд 16
Песня «Казаки в Берлине» Музыка Дмитрия и Даниила Покрассов Слова Цезаря Солодаря - Давай, конница! Не задерживай! Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: - Рысью! Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице… По Берлинской мостовой Кони шли на водопой. Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки. Распевает верховой - Эх, ребята, не впервой Нам поить коней казацких Из чужой реки. Казаки , казаки, Едут, едут по Берлину Наши казаки. Он коней ведёт шажком, Видит - девушка с флажком И с косою под пилоткой На углу стоит. С тонким станом, как лоза, Синевой горят глаза. Не задерживай движенья - Казаку кричит.
Весёлая кукушка
Весенняя гроза
Л. Нечаев. Яма
Всему свой срок
Сказка на ночь про Снеговика