В работе исследуется как музыка влияет на человека
Вложение | Размер |
---|---|
referat_muzyka.doc | 90.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЭТОТ БОЛЬШОЙ МИР»
Доверяю музыке я свою судьбу
Автор: Трунина Анна Вячеславовна, обучающаяся
3 класса МАОУ «СОШ №5»
Руководитель: Иващенко Татьяна Анатольевна,
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5»
г. Усть-Илимск
2015 г.
Содержание
Введение …………………………………………………….…………..стр.3
Заключение ……………………………………………………………..стр. 8
Список литературы
Приложение
Доверяю музыке я свою судьбу,
Доверяю музыке я свою мольбу.
И прошу я - музыка, ты нас сбереги,
Музыка, музыка, ты нам помоги!
Л.Вихорева
Введение
Каждый день музыка окружает нас со всех сторон. Хотим мы того или нет мы слышим музыку с экранов телевизоров, в супермаркетах, на улице, даже у наших телефонов музыкальные звонки. Вряд ли кто-то задумывался какое огромное влияние она оказывает на нас: на настроение, поведение и мысли. По словам А. Рубинштейна «инструментальная музыка – самый близкий друг человека, даже еще больший, чем родители, братья и сестры, особенно заметно это ее качество в горе» [2].
Выбор данной темы не был для меня случайным, так как второй год я обучаюсь в Школе искусств игре на фортепиано и пению и уже несколько раз успешно участвовала в различных конкурсах. При подготовке к очередному вокальному конкурсу мой выбор пал на песню Ларисы Вихоревой «Музыка». Мне понравилась не только проникновенная мелодия этой песни, но и слова, которые очень отличаются от текстов большинства современных песен. Они заставили меня задуматься о том, как влияет музыка на человека, на его судьбу, в чем она нам помогает и почему она оказывает на нас такое огромное воздействие?
Цель моего исследования: выяснить как музыка влияет на деятельность человека и его эмоциональное состояние.
Задачи исследования:
Гипотеза: если музыка влияет на настроение и поведение человека, значит с ее помощью можно регулировать общее состояние, может быть даже улучшать здоровье.
Практическая значимость моего исследования: собранная информация будет полезна учителям для проведения классных часов в школе, а ученики могут использовать подобранные произведения для улучшения настроения, повышения работоспособности, снятия усталости после учебы.
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического и научного характера. В мифах Древней Греции рассказывается о греческих богах, которые сотворили девять Муз. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий. Своим пением и игрой на лире Орфей мог оживлять камни и деревья. На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о фольклоре племен ведда, кубу было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки:
Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков тон голоса певца стал звучать на одной и той же высоте, добавляя разные интервалы. Так рождались первые короткие мотивы. Позже музыка речи была переложена на инструменты.
Многие виды музыки определяются по среде их обитания и применения: военная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка. По характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и другие. Внутри каждого из видов музыки могут возникать и развиваться собственные стили и направления.
В нашей стране большое развитие музыки произошло в XX веке. Появился широкий круг музыкальных явлений: классическая, популярная, этническая, эстрадная, джаз, рок-музыка, авангардная.
Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 – 20000 колебаний в секунду. Это позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу, тембр. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В психологии существует такой термин как «слуховой путь». Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, улучшению процессов обмена. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики.
Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Пифагор и его ученики пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Платон, великий учитель древности считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и его душу.
Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка [3]. Также музыка влияет на воду. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.
В канун 70-тилетия победы в Великой Отечественной войне нельзя не сказать о том, какую важную роль музыка играла в военные годы. Война ворвалась смерчем в судьбу каждого человека. Одна мысль овладела умом каждого – отстоять Родину. Интересным открытием для меня стала песня «Письмо на Усть-Илим» А.Н. Пахмутовой, которую знают все жители города. Чтобы узнать историю этой песни я встретилась с методистом МБУК «Краеведческого музея» Труфановой Еленой Николаевной. Елена Николаевна рассказала, что в далеком 1963 году 5 июля состоялся единственный концерт А. Пахмутовой для первостроителей г. Усть-Илимска. По реке Ангаре А. Пахмутова вместе с Н. Добронравовым, И. Кобзоном прибыла на барже, где стояло единственное фортепиано «Кама». Тогда на берегу стояли только палатки. Для отважных строителей Усть-Илимской ГЭС исполнялись песни. После этой поездки, вдохновленные увиденным, А. Пахмутова и Н. Добронравов написали легендарную песню о нашем городе. Эта песня позвала строителей со всей нашей страны, вдохнула грандиозный дух романтики. В честь 40-летия нашего города был выпущен целый музыкальный сборник песен об Усть-Илимске. Александр Хоменко один из первостроителей написал в 1976 году песню «На усть-илимских островах», которая тоже вошла в этот сборник. Песни вдохновляли первопроходцев на трудовой подвиг. Для многих песня А. Пахмутовой изменила судьбу. Оставив свои дома, они отправлялись в неизвестную глухую тайгу, их вдохновляли романтические песни о нашем городе. Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять музыку, но и петь. Я встретилась с учителем музыки МАОУ «СОШ №5» Демьяновой Натальей Алексеевной. Наталья Алексеевна мне рассказала, что в нашей школе в каждом классе 1-2 ученика обучаются в музыкальной школе, также в каждой параллели начальных классов есть по 3-4 ученика, которые поют в школьном музыкальном ансамбле «Радуга». Среди выпускников уже на протяжении 10 лет хотя бы 1 человек выбирает музыку своей профессией. Есть даже те, кто остался в городе и работают в детских садах. Это убедило меня, что интерес к музыке можно сформировать еще в школе, для некоторых она становится выбором на всю жизнь.
Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, изменяя ритм дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах. Симфонии Чайковского освобождают от страданий и неприятных воспоминаний, произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции. Встретившись с профессиональным психологом нашего города Людмилой Семёновной Сафроновой, я узнала, что свои корректирующие занятия она проводит в сопровождении классической музыки, и это действительно хорошо влияет на восстановление внутреннего равновесия детей 5-10 лет. Дальнейшее исследование я продолжила в курорте «Русь». Там я встретилась со старшей медсестрой Колосковой Светланой Викторовной. Я посетила галокамеру, где люди оздоравливаются вдыхая ионы соли, при этом сеансе они слушают успокаивающую музыку: классическую – Чайковского, Листа, Бетховена, а также музыку моря, леса, звуков природы, таким образом лечебный эффект посещения солевой камеры усиливается при таком применении музыки.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решила продолжить исследование в школе, провела анкетирование. В анкетировании №1 принимали участие 58 человек, СОШ№5 (Приложение 1). В результате я выяснила, что все 58 человек любят слушать музыку, 56 отметили, что при прослушивании музыки меняется настроение; о звучании музыки на переменах для снятия усталости положительно ответили 46, не поможет - 10, не знают - 2. Влияет ли музыка на организм человека: 45 сказали, что нет, 5 не знают, 8 влияет. Анкетирование №2 провела с учениками 7 «В», участвовало 26 человек (Приложение 2). Были выявлены музыкальные интересы подростков: они любят слушать хип-хоп, рэп для поднятия настроения; популярный жанр – электронная музыка и современная; им нравится слушать музыку очень громко или в наушниках. Вывод: несмотря, что всем нравится слушать музыку, многие не знают о том, как она может влиять на самого человека.
Было проведено наблюдение (Приложение 3). Участниками стали учащиеся 3 «Б» после контрольной работы. Была поставлена задача: слушая музыкальные фрагменты В. Моцарта и И. Баха, выбрать из семи основных цветов цвет, который соответствует их настроению и состоянию. Получились следующие результаты: красный - активность 22%, желтый - ожидание 25%, синий - покой 17%, зеленый - настойчивость 14%, коричневый - тревога 11%, черный протест -8%. Вывод: музыкальные примеры оказали благоприятное воздействие на душевное состояние большинства учащихся.
Заключение
Музыка - это прекрасное, восхитительное искусство. Изучив целительные свойства музыки, ее полезное воздействие на человека я пришла к следующим выводам:
По итогам работы моя выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
Теперь я знаю, что мои занятия музыкой помогают мне не только в развитии, но и улучшают мое общее состояние, даже, если она не станет моей профессией. Мне хочется верить, что многие люди поймут: музыка предназначена не только для развлечения и отдыха, но и для равновесия состояния человека. Я выступила на классном часе рассказала о музыкотерапии, дала рекомендации «Как лечиться музыкой» подготовила и сборник произведений для школьников «Музыкальная аптечка».
Список литературы
Приложение
Приложение I
Таблица 1. Анкетирование
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1. | Нравится ли тебе слушать музыку? | 58 | - | - |
2. | Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 56 | 2 | - |
3. | Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 49 | - | 9 |
4. | Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 46 | 10 | 2 |
5. | Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 8 | 45 | 5 |
Приложение II
Анкетирование №2 «Музыка в жизни молодежи»
1.Что для вас есть музыка?
А) отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем - 63%
Б) Жизнь, все – 27%
В) Хобби, увлечение – 6%
Г) Люблю слушать – 43%
Д) Люблю танцевать - 13%
2.Какую музыку Вы слушаете для поднятия настроения?
А) Спокойную – 9%
Б) Энергичную – 13%
В) Хип-хоп, рэп – 27%
Г) Клубную, поп – 40%
Д) Другой стиль – 35%
3. Какой жанр музыки Вам больше нравится?
А) Современная популярная музыка – 27%
Б) Рок – 54%
В) Классическая европейская – 9%
Г) Электронная – 27%
Д) Джаз, народная музыка – 6%
Е) Духовная музыка – 7%
4. Как любите слушать музыку?
А) Громко – 52%
Б) Очень громко – 38%
В) Тихо – 0%
Г) Умеренно - 6%
Д) В наушниках - 40%
5. Играете ли Вы на музыкальном инструменте? – 27%
Приложение III
Таблица 2. Выбор цвета после прослушивания музыкальных отрывков*
Цвет | Композитор, произведение | |
В.А. Моцарт, Маленькая серенада | И.С. Бах, Сюита №2 | |
Красный | 24,6 % | 19,6 % |
Жёлтый | 19,6 % | 32,6 % |
Синий | 18,2 % | 17,4 % |
Зелёный | 17,4 % | 11,7 % |
Коричневый | 12,2 % | 10 % |
Чёрный | 8 % | 8,7 % |
*Психологи утверждают, что:
красный цвет означает активность, жизненная энергия, стремление к успеху;
желтый – ожидание, расслабление, стремление к новому, неопределенное или мечтательное настроение;
синий – покой, гармония, эмоциональная стабильность, нейтральное настроение;
зеленый – настойчивость, уверенность в себе, спокойное или пассивное настроение;
коричневый - тревога, взволнованное настроение;
черный – отвержение, протест, недоверие, неприятие, унылое настроение.
Лиса и волк
Белый лист
Колумбово яйцо
Сказка об одной Тайне
Под парусами