Материал может быть использован как 8 м , так и в 4м классе.
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnyy_zvon_na_rusi.pptx | 1.69 МБ |
Слайд 1
«Колокольный звон на Руси.» Работу выполнила ученица 8 класса «А» Брутян ЮникСлайд 2
Содержание: Почему звонят колокола? Царь-колокол Колокольный звон на Руси Появление колоколов на Руси Расцвет колокольного искусства на Руси Виды церковного звона
Слайд 3
Почему звонят колокола? На протяжении нескольких сотен лет перезвон колоколов раздаётся во многих церквях мира. Колокола в христианских храмах напоминают верующим о присутствии церкви и её влиянии на повседневную жизнь. Церковные колокола отсчитывают время, переливаясь звоном каждую четверть часа, каждые полчаса, каждый час. Благодаря, такому звону людям удобно знать точное время.
Слайд 5
Колокольный звон на Руси. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. В них словно отражались русская душа и русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни , сопровождали великие праздники и семейные события. Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни . На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда располагалось 52 колокола , замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их «голоса» и с удовольствием узнавали как старых знакомых .
Слайд 7
Появление колоколов на Руси. Колокола на Руси появились в Х в. с принятием христианства, но широко распространились с конца XVI в. А в XVII-XX вв . они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно- символическом значении заслуживает особого внимания . До XV века во всех монастырях России звонили в било. Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства. В монастырях и городах употреблялись била разных образцов. Их делали из металла , дерева и даже камня, особенно в тех местах, где кроме камня не было другого материала. Для того чтобы било звучало ярче , использовалось сухое дерево. Клен, бук издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.
Слайд 9
Расцвет колокольного искусства на Руси. К колоколам поначалу относились с осторожностью, и они были только в великокняжеских и митрополичьих храмах. Однако XVI—ХVII века стали периодом расцвета колокольного искусства на Руси. Появляются такие замечательные мастера, как Александр Григорьев , братья Иван и Михаил Моторины и другие, которые разработали « русский профиль» колоколов. Мастера стремились к тому , чтобы у каждого колокола была мелодичная персональная звуковая окраска. В России появляются собственные колокольные заводы . Звучат на русских просторах в полный голос колокола, радуя своим голосом и простой люд , и царей , любивших и бывать на колокольне , и звонить собственноручно , и колокол отлить побольше в ознаменование своего царствования .
Слайд 11
1735 – В Москве отлит Царь-колокол, после полутора лет подготовительных работ. Царь-колокол – огромный колокол ( высота 6,14 м, диаметр 6,6 м, масса около 160 т), отлитый русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-35 гг . на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Ивановны. Является памятником литейного искусства XVIII в. После остывания колокола начались чеканны работы, но во время Троицкого пожара в мае 1737 г. загорелись окружающие его деревянные конструкции. На раскалённый колокол попала вода, и от него откололся значительный кусок весом 11 т. Поэтому колокол был оставлен в литейной яме. В 1836 Царь-колокол был поднят из литейной ямы и установлен в Кремле. Царь-колокол.
Слайд 13
Виды церковного звона. Благовест – звон в один большой колокол перед началом службы, при котором ударяют в оба края колокола. Трезвон – звон в несколько колоколов в три приёма, без переборов до трёх раз. Перезвон – поочерёдно перебираются все колокола друз за другом. Переборы – довольно скорые удары по одному разу во все колокола по порядку от самого маленького до самого большого. Погребальный – медленные размеренные одиночные удары в колокол. Будничный – в будние дни с использованием малых колоколов. Праздничный: а) великий - во все колокола с большими; б) средний – во все колокола, без большого; в) красный – в несколько колоколов, без самых больших.
Слайд 14
Фотографии.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Снег своими руками
Воздух - музыкант
Пустой колос голову кверху носит