Творческий путь немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха
Вложение | Размер |
---|---|
iogann_sebastyan_bakh.pptx | 567.16 КБ |
Слайд 1
Иоганн Себастьян Бах МАОУ СОШ №33 6 «Г» класс Сухова Анастасия г. Тамбов 2015Слайд 2
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Слайд 3
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор XVII века. Он родился в 1685 году в небольшом городке Эйзенахе . Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Иоганн Себастьян Бах имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. В девять лет ребенок остался сиротой. За его воспитание взялся старший брат, служивший ц ерковным органистом в городе Ордруфе . Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Занятия были однообразные и скучные. Это было мучительно для пытливого и музыкального мальчика. Поэтому еще десятилетним ребенком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал по ночам эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта работа. Она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.
Слайд 4
Начало творческого пути. Пятнадцати лет Иоганн Себастьян Бах решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург . В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию. В течении жизни он несколько раз причина оказывалась одна и та же – н еудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но Баха никогда не покидало стремление к новым знаниям. Так же он отстаивал свое отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Талант Себастьяна Баха не ограничивался областью композиции. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания , то мастерство в импровизациях за органом было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Слайд 5
Веймар и Кетен . С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом . В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам, звучности, совершенны по мастерству. В 1717 году Бах с семьей переехал в Кетен . В Кетене Бах писал, главным образом , клавирную и оркестровую музыку. При дворе принца Кетенского , куда он был приглашен , не было органа. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собой вторую после органных сочинений — вершину в его творчестве .
Слайд 6
Лейпциг. Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации , омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества . Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь , это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), « Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса » си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат ( среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл « Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Иоганн Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Слайд 7
В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось , особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Иоганн Бах неожиданно прозрел , но затем с ним случился удар, сведший его в могилу. Торжественные похороны Иоганна Баха вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение . Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею ». В 1850 году было создано « Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора. Иоганн Себастьян Бах прожил нелегкую жизнь, полную лишений и утрат. Тем не менее, он оставался добрым и прямодушным человеком.
Слайд 8
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БАХА Вокально-инструментальные произведения Месса си минор «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Светские и духовные кантаты Оркестровые произведения 4 увертюры 6 «Бранденбургских концертов» Концерты для солирующих инструментов с оркестром 7 концертов для клавира с оркестром 3 концерта для двух, 2-для трех клавиров с оркестром 3 концерта для скрипки с оркестром Концерт для двух скрипок с оркестром Произведения для смычковых инструментов 6 сонат и партит для скрипки соло 7 сонат для скрипки и клавира 6 сюит (сонат) для виолончели соло
Слайд 9
Органные произведения Хоральные прелюдии Пассакалия до минор Прелюдии и фуги Фантазии и токкаты Клавирные произведения Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» 15 двухголосных инвенций и 15 «симфоний» (трехголосных инвенций) 48 прелюдий и фуг (два тома «Хорошо темперированного клавира») 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит 6 партит «Итальянский» концерт (для клавира соло) «Хроматическая фантазия и фуга»
Слайд 10
Интернет-ресурсы: http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue4364 / - Иоганн Себастьян Бах: Лейпциг. http://www.cult-turist.ru/country-topics/2697/? q=524&it=2697&tdp=hlptr – Иоганн Себастьян Бах. Люнебург . Литература: Музыкальная литература зарубежных стран. И. Прохорова.
Рыжие листья
Зимний лес в вашем доме
Заяц, косач, медведь и весна
Что общего у травы и собаки?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"