Творческий путь композитора Листа
Вложение | Размер |
---|---|
ferents_list_-_1.pptx | 2.19 МБ |
ferents_list_-_2.pptx | 2.69 МБ |
ferents_list_-_3.pptx | 1.6 МБ |
Слайд 1
Ференц Лист Подготовила ученица 9Е класса Хлебникова Екатерина МАОУ СОШ № 33 г. ТамбовСлайд 2
Венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц (Франц) Лист родился в одном из поместий князей Эстерхази – Доборьяне (близ города Шопран ).Его первыми музыкальными впечатлениями стали венгерские и цыганские народные песни и танцы. Позже композитор не раз обращался к этим мелодиям.
Слайд 3
Лист рано освоил фортепиано и первый публичный концерт дал в девять лет. Некоторое время юный музыкант вместе с отцом гастролировал по стране, но всерьез учиться музыки в Венгрии было не у кого, и родители Листа решили перебраться в Вену. Здесь он брал уроки у австрийского пианиста Карла Черни (1791-1857), ученика Бетховена и Сальери. Завершить музыкальное образование Лист собирался во Франции, и в 1823 году семья переехала в Париж. Однако в консерваторию Листа не приняли – он не был французским гражданином. Тогда юноша стал заниматься частным образом
Слайд 4
Во Франции Лист прожил более десяти лет. Здесь он застал Июльскую революцию 1830 года. Под впечатлением от этих событий композитор приступил к работе над «Революционной симфонией», но не закончил ее В 1835-1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии, часто выступал с сольными концертами. Такие концерты в то время считались новшеством – обычно в программе принимали участие несколько исполнителей. Впечатления от поездки отразились в цикле фортепианных пьес «Годы странствий»
Слайд 1
Интересная история Однажды Шопен представил на вечере только что сочиненный экспромт, это был «Ноктюрн фа диез мажор». Рояль пел под пальцами Шопена нежно и страстно, прихотливая мелодия взмывала вверх, чтобы обрушиться потом стремительным водопадом сложнейших трелей. На мгновенье публика замерла, и вскоре зал наполнился рукоплесканьями. И вдруг неожиданно погас свет. В полумраке Шопен шепчет Листу:Сейчас ты сядешь на мое место, и сыграешь то же самое.Лист обладал поистине уникальной музыкальной памятью. «Ноктюрн фа диез мажор» звучит снова. Безошибочная цепкая память не пропускает ни единого акцента, ни одной изящной паузы. Ритм раскачивается так же свободно, как и у Шопена. И мелодия звучит при этом так же страстно, рояль поет точно так, как под пальцами Шопена.Вспыхивает лампа, и слушатели с изумлением видят за роялем не Шопена, а Листа. Тогда поднимается новая волна аплодисментов, переходящих в овацию. .Слайд 2
За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу . В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи. Шопен и Лист дают и совместные концерты. Современники надолго запомнили удивительный концерт-соревнование на трех фортепиано, который давали три великих пианиста – Лист, Шопен и Хиллер . Известно также, что Шопен посвятил одну серию своих этюдов Листу, а другую – Мари д`Агу . Кстати, Ференц и Мари все больше времени проводят вместе. Ежедневно они пишут друг другу письма. Блестяще образованная Мари слегка подтрунивала над Ференцем , который не слишком изящно изъяснялся по-французски и не знал основ латинского синтаксиса. Уязвленный Ференц чувствовал себя деревенским мальчишкой, оказавшимся вдруг на паркете барского дома. Он с головой окунается в чтение, изучает английскую грамматику, чтобы читать Шекспира в подлиннике, итальянскую – чтобы насладиться Данте и Петраркой. При этом он преподает, упражняется в пианистическом искусстве, дает концерты, пишет музыку. Как бы деликатно Мари ни поправляла ошибки Листа, ее замечания были для него больнее пощечины. В конце концов, он принимает решение – не появляться больше в семействе д`Агу . Старик граф и Морис, брат Мари, приглашают его, но Лист тверд: его больше не заставят краснеть от неловкости .
Слайд 3
Однако, когда на следующий день приходит записка от Мари, Лист, забыв о всех своих зароках, прибывает на ужин к Мари д`Агу . И оба они теряют голову от любви. Ференцу двадцать четыре, Мари на шесть лет старше. Она не хочет скрывать их отношения, и ради Листа со скандалом порывает со своим семейством – с мужем, братом, матерью. В 1835 году Ференц и Мари уезжают в Женеву. Общество отвернулось от Мари д`Агу , а род Флавиньи отрекся от «блудной дочери». Это означало не только моральный бойкот, но и полное лишение Мари материальных прав. Она так и не смогла получить развода от своего мужа, поскольку это противоречило канонам католицизма, а Мари и вся ее семья были католиками. Отныне ее язвительно называют «графиня де Лист».
Слайд 4
С 1835 по 1839 год Мари рожает Листу троих детей – Бландину , Козиму и Даниэля. Однако в отношениях опальной пары не все гладко и безоблачно. Мари ревнует Листа к другим женщинам (среди них и знаменитая писательница Жорж Санд, и прекрасная ученица Мария Потоцкая ), но главная ее соперница – музыка. Мари ради Листа оставила семью, блистательный Париж, друзей. И что получила взамен? Вечное ожидание, детские крики и смертную скуку. В 1836 году она пишет матери :« Я хочу вернуться в Париж и быть с Вами. Никто не может заменить мать, а Вы значите для меня больше, чем просто мать ...»В конце концов, так оно и случается. Андрэ Моруа написал об этой любви так : « Лист и госпожа д'Агу созданы друг для друга, но им приходится расстаться. Если любовники упорствуют, они превращаются в «каторжников любви». Нет ничего менее свободного, чем свободная любовь».
Слайд 1
В 1841 году Мари вместе с детьми возвращается в Париж. На прощанье она сказала Ференцу : «У нас было бы все хорошо, имей мы хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету, как вечный странник, а я сижу в своей темнице, и, когда мы наконец встречается, у нас остаются друг для друга только упреки.» А для Листа начинается период бурной концертной деятельности. Восемь лет, с 1839 по 1847 годы, он с триумфом концертирует во Франции, России, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии и других европейских странах, постоянно жертвуя доходы с концертов на общественные цели.Слайд 2
В России Лист побывал трижды – в 1842, 1843 и 1847 годах. Правда, Петербург оказал музыканту не самый теплый прием. А виной тому был, говорят, такой случай. Лист давал концерт в Зимнем дворце перед императором Николаем I. Во время музыки император стал переговариваться со своим адъютантом. Лист прекратил игру. Почему Вы перестали играть? – удивленно спросил Николай. Когда говорит царь, все остальные должны молчать, – ответил маэстро. Ваш экипаж подан, господин Лист, – холодно сказал император.Лист поклонился и вышел из зала. А вскоре в гостиничный номер, где он жил, явился полицейский и объявил, что по высочайшему приказу Лист должен покинуть Санкт-Петербург в течение шести часов. По другой версии, некий придворный попросил Листа дать благотворительный концерт в честь ветеранов Бородина. Лист ответил: «Я воспитывался во Франции, там я стал знаменитым. Для меня неприлично прославлять тех, кто победил Францию». Сплетники поспешили к царю: такую новость невозможно было удержать в тайне. Его величество, выслушав, нахмурил брови: «Очень не люблю этого выскочку. В особенности его длинные волосы и политические взгляды»
Слайд 3
«Годы странствий» Цикл фортепианных пьес Ференца Листа «Годы странствий» - яркий образец программной музыки. Программность композитор понимал иначе, чем другие. Он изображал не само событие, а настроение от него, не следовал сюжету(которого в этом случае и быть не могло) , а передавал душевный преживания и размышления. Названия же произведений помагают слушателю найти верный подход к восприятию музыки. «Сюжетами» пьес стали картины природы, впечатления от произведений искусства, сцены народной жизни и т.д
Слайд 4
В 40-х гг. Ференц Лист стал самым известным композтором Европы. Его игру отличала виртуозная техника, Лист использовал оркестровые приемы, крайние регистры инструмента и др. Большую часть сборов от концертов музыкант отправлял в Венгрию для помощи нуждающимся
Слайд 5
Неожиданно для поклонников музыканта в 1848г. Лист отказался от концертной деятельности. Он поселился в Веймаре(Германия) и посвятил себя сочинению музыки, педагогике и дирижированию (руководил оперным театром). Здесь появились книги «Шопен» и «О цыганах и их музыки в Венгрии», статьи о современной музыке. В Веймаре были написаны Соната си минор, симфонические поэмы , некоторые пьесы из цикла «Годы странствий», двенадцать расподий , рисующих картины венгерской народной жизни.
Слайд 6
Соната си минор Вершина фортепианного искусства Ференца Листа - Соната си минор. Главная партия сонаты строгая и стремительная, включает в себя два коротких мотива, контрастных по содержанию: суровый, патетический и зловещий, настороженный. Главной партии противостоят две побочные. Первая – торжественная, вторая- нежная, лирическая. Однако при внимательном прослушивании выясняется, что вторая побочная партия, не что иное, как второй мотив главной партии, у которого изменился регистр и настроение. Одна и та же мелодия заключает в себе два противоположных образа. Такое построение дает возможность предположить, что содержанием сонаты стали размышления композитора о возможности соединения добра и зла в душе человека
Слайд 7
Соната си минор Развитие тем происходит очень сложно. Для каждой партии уже в экспозиции автор использует богатейшие средства фортепианной виртуозности. Он усложняет сонатную форму , вводя в нее такие элементы, как дополнительная новая тема в разработке и ложная реприза. Дав понять слушателю, что уже началась реприза, Лист внезапно прерывает повторное изложение материала экспозиции и пишет блестящую по технике фугу на тему главной партии. Тем не менее музыку сонаты отличает глубокая целостность. Во многом такой эффект достигается за счет коротких вступления и заключения(коды), представляющих собой медленное нисходящее движение звуков , похожее на гамму. В сознании слушателя они не успевают оформиться в законченные мелодии и оставляют ощущение неопределенности И если в начале произведения эта неопределенность воспринимается как некая звуковая среда, то в конце тихие звуки-знак вопроса или многоточие. Душа человека, где столь тесно переплетены свет и тьма, остается неразрешенной загадкой не только для слушателей, но и для композитора
Слайд 8
С приездом Листа в Веймар этот городок превратился в один из крупнейших музыкальных центров в Европе. Вокруг Листа объединялись музыканты, разделявшие его взгляды на искусство. Так сложилась веймарская школа. Представители этого направления выступали за обновление музыкальных форм на основе программности , противопоставляя себя более консервативной лейпцигской школе
Слайд 9
По инициативе Ференца Листа в Будапеште в 1875 году была создана Музыкальная академия, первым призедентом и профессором которой он стал.
Слайд 10
Мавзолей Листа в Байройте На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью . 19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера.
Слайд 11
Спасибо за внимание
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Голубая лягушка
Цветущая сакура
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью