Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_instrumenty.doc | 123 КБ |
Секция: мир моих увлечений
Исследовательская работа
Музыкальные инструменты в жизни человека
Шиляевой Оксаны, Сибатуллиной Карины
школа № 66, 4 «А» класс
Научный руководитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
М.Р. Батыршина
Казань 2008
Тезисы
1.Введение
Музыка-это очень хорошо.
Инструменты –это развитие.
2.Какие есть инструменты?
«Гусли»
«Домра»
«Трещётки»
«Бубен»
3.Влияние музыки на детей
У детей развивается слух, ум,голос.
Дети могут заниматься сразу на нескольких инструментах.
4. Заключение
Значение инструментов в детской жизни.
Как прошло развитие детей.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕЗИСЫ …………………………………………………………2
2. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...4-5
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ …………………..6-7
ВСЁ О «ГУСЛЯХ»…………………………………………………….7
ТРЕЩЁТКИ …………………………………………………..7
ДОМРА…………………………………………………………………7
БУБЕН…………………………………………………………………..7
4. ЛИСТ – ОПРОСНИК…………………………………………….8-12
5. ВЫВОД……………………………………………………………13
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13-14
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………15
Введение
Музыка в переводе с греческого языка musa – муза. Она окружает человека с древнейших времён и по сей день. Много музыки звучит в век радио и телевидения,век грам и видеозаписи. И конечно же любая музыка звучит с помощью музыкальных инструментов.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: в быту (самостоятельное музицирование детей), в различных видах развлечений (тематических музыкальных вечерах, беседах-концертах, театральных постановках, спектаклях, играх), а также на праздничных утренниках.
Педагог стремится прежде всего с помощью инструмента заинтересовать детей, побудить к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые напевы, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в "музыкальное эхо", петь и подыгрывать себе и т.д.
Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к III-II вв. до н. э., которые являются прообразами ныне существующих.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри, барабан). Материалом для духовых инструментов были также стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл.
В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов - народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.
Народные инструменты – это очень интересное занятие, но в нашем 21
веке осталось мало детей, которые занимаются музыкой, потому что появились: компьютеры, сотовые телефоны, СД, ДВД.
1)Если заниматься музыкой, то это поможет не только в будущей жизни, ещё развивается разум и интеллект ребёнка. 2)Некоторые люди, которые занимались музыкой, стали великими композиторами. Например : В.Моцарт, Ю.Некрасов , А. Коломиев.
Основная часть
Народные инструменты
Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Тем сложнее задача: как, по каким признакам отобрать несколько инструментов, которые способна вместить эта небольшая глава?
Первое – долголетие. Отбирались только такие инструменты, история которых исчисляется веками, а то и тысячелетиями. Сразу же отсеялась добрая половина.
Второе условие – инструмент должен быть не просто народным, а как бы международным, то есть распространённым не в одной стране, а хотя бы в нескольких.
В итоге осталось всего шесть инструментов. Но и они могут дать представление о главных путях развития инструментов народной музыки.
Мы приведём несколько видов народных инструментов.
«Гусли»
Дав жизнь клавикорду, клавесину, фортепиано, простые ящики со струнами не прекратили своё существование, а остались бытовать у многих народов. Цимбалы, кокон и кантеле, канклес, каннель и кокле, кюсле и гусли - всё это разновидность одного и того же инструмента. А в Вавилоне существовал простейший инструмент в виде доски с натянутыми над ней струнами. С каждым годом, веком и днём эти инструменты становились всё сложнее и сложнее. Прибавлялись струны, богато украсились какими-то орнаментами, инкрустацией.
Но они всё равно оставались такими же народными инструментами. Евгений Онегин писал такие стихи:
Весь вечер о гуслях рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за гусли
И брал на них аккорды!
«Гусли щипковые»
Щипковые гусли устроены намного сложнее звончатых. У них шестьдесят струн – это пять полных октав. А чтобы музыкант не запутался в таком обилии , в каждой октаве семь основных струн, они расположены чуть выше пяти дополнительных. Белые клавиши никак не спутаешь с чёрными. Натяжение всех струн очень велико, поэтому конструкторы снабдили инструмент металлической рамой.
«Трещётки»
Все знают эти строчки К.И.Чуковского из произведения «Мойдодыр». Что же такое трещотки?
Трещётки – это русский народный инструмент. Состоит он из сухих дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками.
«Домра»
Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя – четырьмя струнами.
Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причём в нескольких видах – пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая.
«Бубен»
Бубен – это инструмент с неопределённой высотой звука. Это обруч с погремушками – маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.
Это ещё не все инструменты, их ещё очень много, но их все очень долго перечислять.
Лист – опросник
1. Сколько человек занимается на музыкальных инструментах?
2. На каких музыкальных инструментах играют?
Вывод
Мы провели исследование в нашей школе. Выявили, какой процент учащихся занимается музыкой. В процессе работы мы провели опрос.
В результате опроса мы сделали следущие выводы: самый большой процент учеников, посещающих музыкальную школу, это учащиеся с 5 по 9 классы -19 человек (6,5%). Второе место занимает младшее звено: учащиеся с 1 по4классы -12 человек (4,1%). Третье место занимает старшее звено с 10 по 11 классы – 2 человека(0,6%).
Ещё мы сделали вывод на каких инструментах больше всего занимаются учащиеся: I место – фортепиано 16 человек, II место – гитара и домра по 5 человек, III место – аккордион, баян и скрипка по 2 человека, IV место – флейта - 1 человек.
Наши желания таковы, чтобы побольше детей ходили заниматься музыкой,и становились настоящими музыкантами и композиторами.
Заключение.
Развитие детей в музыке - значит большое значение в их жизни. Инструменты приводят не только к развитию, но и для веселья. Дети занимаясь на музыкальных инструментах, могут стать великими музыкантами. Музыка это очень интересно! Те же ноты, теже сруны, те же клавиши…
Мы советуем родителям - отправлять своих детей в музыкальную школу с раннего возраста – т.е. с пяти-шести лет.
Включение детей в игру на музыкальных инструментах в свободное время обогащает музыкальное воспитание, разнообразит впечатления детей, развивает вкус, потребности в общении с музыкой.
Музыкальные инструменты для детей.
Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.
Дети с большим желанием занимаются музыкой. Особенно их привлекает возможность самовыражения — возможность самостоятельно извлекать различные звуки. Совместные занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой семейный ансамбль используя простой набор перкуссии (шейкеры, бубны и т.п.).
Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое — за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым — математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. «Но причем здесь ритм?» — спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело.
Занятия на музыкальных инструментах принесут исключительно положительные эмоции вашему ребёнку, и музыка войдет в вашу жизнь с радостью.
Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.
Отправляйте детей в музыкальную школу и кто знает, может именно ваш ребёнок станет великим композитором!
Список литературы:
1.Ю.И.Геранько «Секреты музыкальных инструментов»
2.А.Ю.Конев «Музыка»
3.А.М.Ларимова «Словарь народных инструментов».
4. Л.А. Баренбойм «Музыкальное воспитание в современном мире»
5. Ю. Васильев, А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»
6. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»
Цветение вишни в лунную ночь
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Домик зимней ночью
Петушок из русских сказок
Какая бывает зима