Как развивать музыкальные способности в игре на гитаре (поэтапно)
Вложение | Размер |
---|---|
aleksey_andreevich_tyulpin_10klass.docx | 23.64 КБ |
Алексей Тюльпин,10 класс.
Учащийся студии «Парус»
Дома детского творчества,
3 год обучения
Евгения Алексеевна Харёва,
педагог дополнительного
образования первой категории
МОУ ДОД Дом детского творчества,
г. Каргополь
Развитие музыкальных способностей
в игре на акустической гитаре.
… Кто отвергает Руку Водящую, тот остаётся в вечном заблуждении. Кто боится потерять свою индивидуальность, тот не имеет её.
Агни Йога.
Музыка состоит из множества компонентов, и если научиться понимать каждый из них в отдельности, то постигнешь целое. Это касается также игры на акустической гитаре.
Необходимо следовать нескольким советам, чтобы быть готовым к встрече с трудностями и находить способы их устранения.
С чего начать? В методике обучения игре на гитаре очень сложно определить, что правильно, а что нет. Если обратиться к разным музыкантам, то мы увидим множество путей для достижения цели. Одни начинали свой путь музыканта с фольклора, другие разучивали пьесы из классического репертуара, третьи черпали вдохновение у великих гитаристов, духовиков, клавишников.
Существует 2 важных навыка развития музыкальных способностей:
Развитие музыкального слуха. Музыка начинается не с удара гитариста по струнам, а с первой ноты, которую он услышит в своей голове. Чем дольше ученик будет слушать разной музыки, тем больше он будет овладевать ею, как человек овладевает языком. Как ребёнок, который не умеет говорить, окружённый людьми, постоянно разговаривающими с ним, научится ясной речи и, в дальнейшем может стать даже писателем.
Но слушание музыки должно быть целенаправленным, являться частью занятий, таким как игра гамм, или работа над отдельной пьесой. Такое вдумчивое слушание музыки позволяет узнать более тонкие области, такие как фразировка, интонация, темп и т. д. для восприятия этих нюансов нужен настрой. Лучше интересоваться музыкой различных стилей и направлений. Это будет помогать развиваться как музыканту. Важно находить возможность слушать «живую» музыку, больше выступать перед публикой, преодолевать свою застенчивость и неуверенность.
Развитие музыкальности процесс деликатный. Результат видно спустя некоторое время. Но прогресс в этой области нельзя измерить, как например, рост технического мастерства.
Развивать музыкальный слух можно таким приёмом: пропевать каждое упражнение или мелодию, играемую на гитаре. Это очень важный компонент, который помогает связать вместе то, что делает рука и то, что звучит в голове.
Развитие техники игры на гитаре.
Музыкальные способности развиваются так же, как и умение решать математические примеры. Ведь чем больше человек решает, тем лучше он начинаете соображать, видеть тот или иной способ решения задачи.
Мы выделили три наиболее важных этапа, старательное прохождение которых поможет любому человеку развить музыкальный слух и чувство ритма. Способов овладения техничной игрой на гитаре много, но единого нет.
I этап.
Начинать следует постепенно. Желательно сначала изучать переборную технику на открытых струнах, без постановки аккордов. Затем начать изучать аккорды.
Следующим шагом будет подбор репертуара. Брать следует несложные песни, лучше те, которые хорошо известны и спеты много раз.
Когда вы освоите технику перебора (арпеджио) и правильную постановку аккордов, можно переходить к изучению такого приема игры, как бой.
В целом, на освоение начального этапа уходит в среднем полгода при усердных тренировках. Мы видели людей, которые больше 2-х лет играли, но занимались не старательно, поэтому их уровень владения инструментом и уровень их музыкальных способностей был, гораздо ниже, чем у тех, кто старательно занимался меньшее количество времени.
Суть первого этапа заключается в том, чтобы дать пальцам окрепнуть и дать начать развиваться музыкальному слуху. Также первый этап помогает определиться, стоит ли вообще дальше заниматься. Не все люди хотят изучать теорию, не у всех достаточно усердия. Еще, вполне возможно, что некоторым хватает и таких знаний, т.к. лишь немногие преследуют высокие цели профессионально заниматься музыкой.
II этап.
Этот этап вам поможет вполне точно определить будет ли связана игра на гитаре с вашим будущим. Как правило, человек освоивший инструмент даже на начальном уровне пытается проявить себя в музыке. Пытается сочинять. Пытаться сочинять нужно обязательно, причем необходимо хранить эти сочинения, ведь в дальнейшем будет получаться придумывать более интересные произведения и вам будет, с чем сравнивать свои музыкальные способности. Кстати, хотим заметить, что сочинительство отлично развивает слух.
Вернемся к изучению второго этапа. На этом этапе необходимо будет познать основные технические исполнительские приемы (подтяжки, вибрато, слайд, глиссандо, легато, игра медиатором), основы теории музыки и нотную грамоту. Знания теории помогут лучше научиться играть, быстрее постигать секреты мастерства. Лучший способ усвоить аккорды – это разучивать песни. После этого можно воспринимать что – то более сложное. Гаммы развивают музыкальный слух и технику игры одновременно. Они тренируют пальцы, руки, развивают мускульную силу. Обязательно нужно изучить табулатуру. Табулатура (от лат. tabula– доска, таблица). Так записывали в Европе инструментальную музыку для струнных инструментов ещё в IV столетии. Особый способ записи нот, где указаны струна и лад. Этот способ записи довольно прост, и разобраться в нем не составит труда.
Начиная с этого этапа необходимо начать добиваться правильного звукоизвлечения. Играть необходимо под метроном, избавиться от неплотного прижимания барре и других различных помарок. Для наработки всех технических приемов, указанных в этом разделе, существует масса различных упражнений. Необходимо слушать хорошую музыку, например классику. Слушайте, как играют другие музыканты, черпайте вдохновение из многих стилей. На прохождение этого этапа может уйти около полутора лет. За те два года, что обучающийся будет усердно заниматься, он начнет замечать те вещи, которые раньше не слышал. Надо научиться слушать, насколько чисто, динамично и правильно исполнено произведение с точки зрения музыканта. На этом этапе закладывается фундамент всего развития.
III этап.
На третьем этапе, который никогда не заканчивается (не один настоящий музыкант никогда не будет полностью доволен собой, а будет стремиться к самосовершенствованию), человек как раз определяет свой стиль. Этот этап открывает человеку путь к развитию. Развитию до профессионального уровня. Вовсе не обязательно оканчивать музыкальное училище и консерваторию. Всего можно достичь самопознанием. Важно, не упустить вдохновения, которое посещает каждого, кто занимается музыкой всерьёз.
Список литературы
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем осенние листья
Сказочные цветы за 15 минут
Попробуем на вкус солёность моря?
Учимся ткать миленький коврик