В данной работе автор исследует, как занятия музыкой и обучение игре на музыкальных инструментах, влияют на интеллектуальное и социальное положение человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Мой верный друг - аккордеон | 161.85 КБ |
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Введение
Актуальность темы: в настоящее время немногие родители не спешат привести своих детей в Детские школы искусств на музыкальное отделение, обучать игре на музыкальных инструментах – фортепиано, скрипке, домре, гитаре, баяне, аккордеоне и др. Сейчас в моде целенаправленное образование: экономист, юрист, математик, переводчик и т.д. Родители считают, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И так считают многие, зачем тратить время на музыкальные занятия, изнурительные как для родителей, так и для детей, но предыдущие поколения родителей старались обязательно дать своим детям музыкальное воспитание, продолжая традиции положенные в основу воспитания в дворянских семьях. Как мы знаем из истории в каждой дворянской семье детей обучали иностранным языкам, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению, фехтованию, верховой езде. Конечно, занятия музыкой требуют упорного, неустанного труда, волевых усилий, ведь совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. И родители должны поддержать своих детей в этом нелёгком, но столь благодатном начинании, несмотря на все сложности, запастись терпением и вместе с ребёнком пройти весь путь до конца. Профессионалами становятся единицы, но учить нужно всё-таки всех или почти всех, это необходимо.
В настоящее время дети находят себе занятие только лишь играми на телефоне, компьютерах и т.д. Это неблагоприятно влияет на их интеллект, память, здоровье. По исследованиям ученых занятия музыкой, способствует развитию умственных способностей, овладению иностранными языками, коммуникативных качеств.
В моей семье занятия музыкой проходят через поколения. Я занимаюсь в музыкальной школе игрой на аккордеоне с 7 лет, мне интересно узнать, действительно ли занятия на музыкальном инструменте может влиять на интеллектуальное развитие детей.
Цель работы: выяснить, действительно ли занятия музыкой влияют на интеллект и социальное положение человека.
Гипотеза исследования:
занятия на музыкальном инструменте положительно влияют на интеллектуальное и социальное развитие человека.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами было проведено исследование.
Объект нашего исследования: влияние занятий музыкой на интеллект и социальное положение человека.
Предмет: учащиеся школ
Задачи нашего исследования:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Проведенные учеными исследования позволяют говорить о том, что уроки музыки способствуют улучшению работы мозга. Существует определенная связь между музыкальным обучением и развитием человеческой личности, определяющим память, речь, эмоциональность и другие особенности.
Данное исследование имеет большой потенциал. Ученые считают, что во время занятий музыкой повышается нейропластичность мозга, усиливается его способность приспосабливаться к меняющимся ситуациям. По предположению ученых, прослушивание музыки помогает нервной системе получить нужный опыт, который используется для создания фундамента обучения.
Как оказалось, музыканты часто отличаются хорошими способностями к языкам. Словарный запас у детей, обучающихся в музыкальных школах, является более обширным, чем у их сверстников, не занимающихся музыкой. Хороший слух, позволяющий различать нюансы мелодии, помогает музыкантам и в общении с людьми – они лучше других понимают речь, даже если она сопровождается шумом.
Главная задача музыканта-исполнителя, который начинает свой путь в стенах музыкальной школы, заключается в том, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво. Каждый раз, исполняя музыкальную пьесу, ребёнок старается как можно точнее передать мысли и чувства, которые вкладывал композитор в своё произведение, отражая тончайшие оттенки музыкальной речи. Это даёт ребёнку возможность чувствовать нюансы интонации, эмоции, тон и темп беседы при разговоре, позволяет расти коммуникабельным, учит общаться с другими людьми, улавливая эмоциональное состояние и настроение собеседника.
Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей, но и воспитание воли, характера, умения трудиться. Занятия музыкой приучают ребёнка к ежедневному систематическому труду, воспитывают усидчивость и терпение, способствуют формированию мировоззрения, моральных качеств, эстетического вкуса, обогащают внутренний мир ребёнка, делают его ярче, богаче, а самого ребёнка - счастливее: ведь он умеет понимать, слышать то, что многие его сверстники услышать и понять не в состоянии. Его мир богаче и прекрасней, его время чётко распланировано, каждый час заполнен какими-то занятиями. Его 24 часа вмещают гораздо больше, чем сутки ребёнка, который после школы мается от безделья, не зная чем себя занять.
Игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении правописания. Способность писать без ошибок зависит не только от знаний правил, овладению грамотным письмом иногда могут мешать нарушения пространственного восприятия. По статистике, 60 % школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, вверху и пр. Если у ребёнка есть такие проблемы, значит, он пишет зеркально, например «э» вместо «е», «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги, слова в предложении, а новое предложение пишет с маленькой буквы. Ребёнок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытывает: он твёрдо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью – перед ним стоят ноты, где ясно обозначены партии левой и правой руки (верхняя строчка – правая рука, нижняя строчка – левая рука), а значит в ребёнке закреплено и такое понятие, как «вверху - внизу». Также игра на музыкальном инструменте сформирует в ребёнке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук, что позволит хорошо и быстро двигаться пальчикам при письме, быстро переключаться с одного движения на другое, делить при переносе слова на слоги.
В старших классах дефекты в написании проявляются отчётливее. Дети не могут выразить развёрнуто мысль при написании сочинения, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченно смысловое содержание). Ребёнок, играющий на инструменте, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справиться с этими задачами и в письменной речи.
Занятия музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь, способствуют преодолению скованности в речи. К таким выводам пришли учёные из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли весь мир. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи.
Занятия музыкой оказывают влияние на развитие математических способностей детей. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека, учит логике построения, развивает способность цельного восприятия. Развивает литературные способности, многие дети начинают писать глубокие содержательные стихи.
Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь, следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребёнок, играющий например «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского и как бы видящий, в это время грустную картину осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять всё излагаемое учителем и от этого будет лучше запоминать.
Музыка помогает развить ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Музыка способна дать мощный толчок и раскрыть множество других способностей, заложенных в человеке.
Занятия музыкой влияют на мозг человека. Исследования показали, что мозг музыканта работает лучше, чем у других людей, при его работе чаще, чем у других, бывают задействованы оба полушария одновременно и одинаково активно. Мозг музыканта быстрее обрабатывает информацию. Это объясняется тем, что на музыкальных инструментах играют двумя руками. Музыканты полнее используют творческий потенциал, отпущенный им природой.
Занятие музыкой, сольфеджио укрепляет нейроны головного мозга ребёнка, формирует крепкую связь между правым и левым полушариями мозга, тем самым способствуя развитию умственных способностей и овладению иностранными языками. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти.
Многочисленные исследования в разных странах подтверждают, что классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребёнка, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.
Большинство ученых советуют слушать только классику, особенно Вивальди, Листа, Вагнера, Шуберта, Чайковского, Шопена. Отдельно стоит отметить потрясающий оздоровительный «эффект Моцарта».
Музыка Моцарта значительно превосходит по своей целительной силе многие другие музыкальные произведения. Она восстанавливает энергетическое равновесие, которое мы привыкли называть здоровьем, создает гармонию в организме и благотворно влияет на процессы мозговой деятельности. Тональный звуковой ряд музыки Моцарта наиболее близок к тембральным окраскам человеческого голоса. И уникальные плавные тридцатисекундные переходы его музыкальных шедевров совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга.
Маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении.
Каждый из родителей, кто приводит своего ребенка в музыкальную школу обучаться игре на музыкальных инструментах дает ребенку огромный шанс стать не просто развитым, творческим и всесторонне развитым человеком, но и быть более успешным в любой профессии.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В целях изучения влияния музыкальных инструментов на интеллектуальное развитие учащихся нами было проведен опрос в форме анкетирования. В опросе участвовали учащиеся общеобразовательной и музыкальной школы г. Читы. Нами было опрошено 30 школьников в возрасте от 7 до 10 лет.
В ходе исследования мы установили:
Вывод: ребята, которые занимаются в музыкальной школе, учатся только на «4» и «5». Они участвуют не только в школьных, но и внешкольных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. У них большой круг общения не только среди одноклассников, но и помимо школы. У них нет страха выступления перед большой аудиторией, даже если она им не знакома.
В нашем исследовании мы использовали метод социометрии. Данный метод позволяет определить характеристики межличностных отношений, т.е. сплоченность группы, индивидуальный статус в группе, уровень сплоченности и уровень конфликтности.
Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.«Ты переходишь в новый класс, кого ты возьмёшь собой?»
2.«Кому из детей ты бы написал поздравительную открытку?»
3.С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»
Вывод: Исследование межличностных отношений показало, что учащиеся, которые занимаются в музыкальных школах, имеют больше положительных выборов, чем простые школьники.
Заключение
Из проведённых нами наблюдений, анкетирования и исследования, мы видим, что занятия на музыкальном инструменте положительно влияет на человека, на его эмоциональное, душевное состояние, и более того, даже на его здоровье. Музыка может успокаивать и возбуждать, вызывать воспоминания, снимать боль, уменьшать агрессию.
Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа, способна вдохновить на творчество, изменить восприятие времени и пространства, помогает понять глубокий смысл жизни.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности.
Специалисты считают, что занятие музыкой, то есть игра на каком-нибудь инструменте, способствует улучшению памяти и работы мозга. Исследователи установили, что музыканты замечают ошибки и решают задачи быстрее, чем те люди, которые к музыке не имеют отношения.
Предложения
1.Прививать любовь к музыке через занятия в музыкальных школах.
2.Развивать у детей музыкальные способности и любовь к классической музыке через походы в театр, на концерты, фестивали.
3.В школе на переменах включать успокаивающую музыку.
4.Заменить обычные звонки на урок и перемену на музыкальные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Г. Бойцова «Юный аккордеонист». Издательство. Музыка 2007г.
2. В. Бубен «Теория и практика обучения игре на аккордеоне» «БГПУ» 2005г.
3. А.М. Мирик «Из истории аккордеона»-М.: Музыка 1967г.
4. Н. Чайкин «Детский альбом для аккордеона». Издательство «Композитор-Санкт-Петербург» 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета
1. Какую музыку Вы предпочитаете?
А) поп
б) рок
в) классическая
г) народная
2. Какие музыкальные инструменты есть у вас дома или у ваших родственников?
а) гитара
б) баян (аккордеон)
в) пианино (фортепьяно)
г) нет инструментов
3. На каком музыкальном инструменте ты бы хотел научиться играть?
а) гитара
б) пианино(фортепьяно)
в) скрипка
г) на другом
д) не хотел
4. Какие композиторы тебе знакомы?
а)ВольфгантАмогей Моцарт
б) Людвиг-Ван Бетховен
в) ИоганСебостьян Бах
г) Петр Ильич Чайковский
д) никакие
5.Как ты учишься?
А) отличник
Б) хорошист
В) другое
6. Сколько у тебя друзей?
А) один
Б) два
В) три
Г) больше трех
Д) больше пяти
Е) нет друзей
7. В каких мероприятиях ты участвуешь?
А) школьных
Б) внешкольных
В) не участвую
8. В каких конкурсах ты участвовал?
А) «Кенгуру»
Б) «Русский медвежонок»
В) «Львенок»
Г) «Кит»
Д) не участвовал
9. В каких олимпиадах ты участвовал?
А) школьных
Б) городских
В) районных
В каких мероприятиях ты участвуешь?
В каких конкурсах ты участвовал?
В каких олимпиадах ты участвовал?
Выводы исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
№ п/п | Имена | 1 | 2 | 3 |
Елизавета | + | + | + | |
Денис | + | + | + | |
Елена | - | + | - | |
Данила | + | + | - | |
Мария | + | + | + | |
Иван | - | - | + | |
Яна | + | - | + | |
Сергей | + | + | + | |
Екатерина | + | + | + | |
Максим | - | + | - | |
Анна | + | + | - | |
Андрей | - | - | - | |
Денис | - | + | - | |
Роман | + | - | - | |
Тимофей | - | - | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу
Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, светских манер.
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух.
И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
10 осенних мастер-классов для детей
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Флейта и Ветер
Филимоновская игрушка
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?