Рассмотрев путь колыбельной песни из крестьянской избы до эстрады с превращением ее попутно в «ариетту» и «арию» из опер, и как самостоятельное инструментальное произведение. Сравнив традиционные и современные колыбельные песни, можно сделать вывод, что в современных колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, поэтика, ритм, мелодия…
Особенность колыбельной песни в следующем: колыбельная является средством педагогического воздействия и имеет психотерапевтический эффект на ребенка. Развивает добрые и нежные чувства, исполнение колыбельных песен приобщает к традициям народной культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
genezis_zhanr_kolybelnoy.docx | 25.51 КБ |
Генезис жанра колыбельной песни
Тербукова Анна, студентка ГБОУ СПО Самарского
социально-педагогического колледжа, 4 курс
Научный руководитель - Махмутова Альбина Харисовна,
преподаватель дисциплины Вокальный класс
Было время, когда не было никакой музыки и музыкальных инструментов. Но была песня, сопровождавшая человека в течение всей его жизни, со дня появления его на свет. А родилась она из колыбельной матери, прижавшей к сердцу свое родное дитя и воплотившей в этой песни великое таинство материнства. Безграничная любовь к этому крохотному созданию радость и надежда на свое продолжение, также нашли отражение в этом жанре.
В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение колыбельной песни – колыбельная от слова колыбель – род качающейся кроватки, для укачивания ребенка. Колыбельная песня - лирическая, задумчивая песня, которой убаюкивают ребенка.
Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Для каждого младенца колыбельная была своя – ее при рождении сочиняла мать. Потом эта песня всю жизнь была для него оберегом. Подобные песни – своеобразные первые уроки родного языка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.
Наукой доказано, что дети, которым пели в детстве колыбельные песни, вырастают более уравновешенными, добрыми, успешными. На востоке даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен».
Рассмотрим некоторые особенности жанра колыбельных песен. Для колыбельной песни характерна плавная, подчас даже монотонная, мелодия, без резких скачков, острого ритма, изложенная в медленном спокойном темпе. Довольно часто наблюдается использование повторяющихся попевок и ритмических фигур. Этот прием довольно распространен у многих народов. В профессиональном вокальном творчестве колыбельные песни появились с 18 века – «Колыбельные песни для добрых немецких матерей» И.Рейхардта, позже - песни Ф.Шуберта, И.Брамса, А.Дворжака, Х.Вольфа, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского др. Жанр колыбельной песни часто используется в оперной литературе (колыбельный Марш в опере П.И.Чайковского «Мазепа», колыбельная Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко»), в балетах (колыбельная жар-птицы в балете и.Ф.Стравинского «Жар-птица»), в оркестровой музыке («Кикимора»А.К.Лебедева»).
Колыбельные песни стали первым жанром, который большинство исследователей отнесли к детскому фольклору. Они представлены в культуре практически всех народов мира. История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий. Первым на него обратил внимание и попытался описать В.А.Жуковский в 1889 году, рассмотрев собранные и переведенные им самим колыбельные Персии. С тех пор многие ученые – фольклористы обращали внимание на этот жанр. Основное из того, что было отмечено – это особенности колыбельной песни, как средства педагогического воздействия и ее психотерапевтический эффект.
Колыбельные песни исследовали: В.Я.Гюпп, А.Жуковский, А.Ветухов (1892г.), Г.Добряков, О.И.Капица (20-30 года), М.Н.Мельников, А.М.Мартынова, А.М Астахова и др. Их работы были посвящены следующим аспектам: поэтике, актуальности, сюжетам, образам традиционных колыбельных песен и.т.д.
Рассматривая генезис жанра колыбельной песни, мы провели опрос среди студентов ССПК, целью которого было изучение интересов и знаний такого песенного жанра как колыбельная. Из этого опроса следует. Что студенты знают очень мало колыбельных песен и совсем не знают их авторов.
Среди опрошенных респондентов никто не знает современные колыбельные песни, потому что они отошли от своего традиционного назначения. Выявляя значение традиционных песен, проведенный опрос среди студентов показал, что традиционные колыбельные песни не забыты, они нужны, и до сих пор употребляются. Самой популярной оказалась песня «Баю, баюшки, баю не ложися на краю, придет серенький волчок и утащит за бочок, а также из детской телепередачи «Спокойной ночи малыши» - «Спят усталые игрушки».
Таким образом, проведенный нами теоретический анализ литературы по проблеме исследования, проведенный опрос среди студентов ССПК, позволяет нам сделать следующие выводы:
Рассмотрев путь колыбельной песни из крестьянской избы до эстрады с превращением ее попутно в «ариетту» и «арию» из опер, и как самостоятельное инструментальное произведение. Сравнив традиционные и современные колыбельные песни, можно сделать вывод, что в современных колыбельных песнях изменились образы, форма исполнения, поэтика, ритм, мелодия…
Особенность колыбельной песни в следующем: колыбельная является средством педагогического воздействия и имеет психотерапевтический эффект на ребенка. Развивает добрые и нежные чувства, исполнение колыбельных песен приобщает к традициям народной культуры.
Так как колыбельная песня в ее первостепенном значении в настоящее время используется довольно редко, мы взяли на себя смелость составить сборник колыбельных песен, для пропаганды данного жанра, куда включили песни разных авторов по эпохам и по степени их сложности. Альманах рассчитан на студентов музыкального отделения ССПК и для всех желающих познакомиться с жанром колыбельных песнен.
Любили тебя без особых причин...
Машенька - ветреные косы
Свадьба в Малиновке
Цветение вишни в лунную ночь
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым