Презентация о жизни и творчестве русского композитора, пианиста Р.К.Щедрина и его жены и музы М.М.Плисецкая.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация о Р.К.Щедрине | 786 КБ |
Слайд 1
Родион Константинович Щедрин 1932-наст.времяСлайд 2
Биография. Детство. Родился в Москве. Отец Константин Михайлович , выпускник Московской консерватории, был музыкантом-теоретиком, педагогом и музыкальным деятелем. Мать Конкордия Ивановна– экономистом, любительницей музыки. Первым учителем Щедрина был отец. Музыкой мальчик был окружён с детства. 1941 – музыкальная школа при Московской консерватории. Первый преподаватель фортепиано М. Л. Гехтман .
Слайд 3
Великая Отечественная война Во время войны эвакуирован вместе с семьёй в Самару, туда же, куда Шостакович. Там Родиону довелось услышать Седьмую симфонию Шостаковича на генеральной репетиции. Родион Щедрин и Дмитрий Шостакович, 1964 год
Слайд 4
Московское хоровое училище После возвращения в Москву Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу. Но он дважды сбегал на фронт и во второй раз добрался до Кронштадта. Его отца приглашают быть преподавателем в недавно открывшемся Московском хоровом училище для мальчиков, а тот, в свою очередь, просит принять туда его сына. Сочинение музыки в училище не преподавалось, но ученики пробовали себя в композиции. В 1947 Щедрин выигрывает конкурс композиторских работ, проводимый в училище. Родион Щедрин (за роялем) с преподавателями училища, 1947 год
Слайд 5
Московская государственная консерватория (1950-1955) 1950 – Щедрин поступил в МГК, где учился у Флиера ( ф-но ) и Шапорина (композиция). Там у Родиона развился интерес к русскому фольклору. Щедрин участвовал в экспедиции в районы Вологодской области, богатые частушками. 1954 – Первый концерт для ф-но . Кто-то из профессоров консерватории посоветовал Союзу композиторов включить концерт в программу пленума. Вскоре его без заявления принимают в СК. Щедрин окончил консерваторию с отличием и до 1959 прошёл аспирантуру по композиции у Ю.Шапорина . Юрий Шапорин , учитель композиции
Слайд 6
Майя Плисецкая Щедрин и Плисецкая встретились в доме Лили Брик и её мужа В.Катаяна . Окончательно их свёл балет «Конёк-Горбунок». 2 октября 1958 года Родион и Майя зарегистрировали брак в Москве. Щедрин и Плисецкая у себя дома.
Слайд 7
Сочинения аспирантуры Окончил аспирантуры в 1959 г. К этому времени Щедрин имел в своем творческом активе балет "Конек-Горбунок" (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958). В 1999 году для постановки в Большом театре автором была сделана новая версия балета, превратившая его в ослепительную русскую феерию (художник — Б. Мессерер). "Юмореска", заражающая чисто щедринской "лукавинкой", спустя почти полвека стала излюбленным концертным " бисом ". Благодаря таким пьесам в свое время стал складываться имидж Щедрина как воплотителя в музыке кипучей жизненной энергии, юмора, шутки. Эти представления о композиторе неожиданно разрушила Первая симфония, с ее прорывом в суровую военную трагедию, что вызвало большое неудовольствие критиков.
Слайд 8
«бурные 60-е годы» В 60-е годы Щедрин создал самое исполняемое свое сочинение — балет " Кармен-сюита ", впервые обратился к опере ("Не только любовь"), начал серию произведений в жанре, которому он придал новый смысл, — концерты для оркестра ("Озорные частушки" и "Звоны"), сочинил две крупные оратории (" Поэтория " и "Ленин в сердце народном") и самое масштабное свое произведение для фортепиано соло — 24 прелюдии и фуги, осуществил смелый стилистический синтез во Втором концерте для фортепиано. Параллельно он выступал как пианист, преподавал в Московской консерватории, но в 1969г. прекратил там свою работу, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета. Большой зал Консерватории. Премьера Второго концерта для фортепиано с оркестром. Солист – автор. 1966г.
Слайд 9
Балет " Кармен-сюита " (1967) Внешне балет возник как результат экстренной помощи композитора своей супруге, когда она зажглась неодолимым желанием воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А. Алонсо . За 20 дней Щедрин создал свою знаменитую транскрипцию номеров из оперы Ж. Бизе " Кармен ", использовав не симфонический оркестр, а струнные и 47 ударных инструментов, достигнув свежей современной звуковой окраски. Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Плисецкая М.М. в роли Кармен . Балет Ж. Бизе - Р.К. Щедрина “ Кармен -сюита”. ГАБТ, 1976
Слайд 10
Творчество Щедрина 1970—80-х г-в . В 1973 году Щедрин избирается на важный руководящий пост — председателя Союза композиторов Российской Федерации. Композитор пишет десятки литературных работ, он создает либретто для своих сценических произведений - опера "Мертвые души" по Н. Гоголю (1976, постановка — 1977).Продолжается его сотрудничество с М. Плисецкой: ей посвящаются балеты "Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой». М.Плисецкая в балете «Чайка». Большой театр
Слайд 11
1981 год отмечен у Щедрина созданием мастерски отточенных хоровых и фортепианных сочинений. — В 1983-м в честь 300-летия И.С.Баха Щедрин возвел музыкальный памятник в виде сверхдлительного произведения — на 2 часа 12 минут — "Музыкальное приношение" для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов. Другим сочинением Щедрина к 300-летию Баха стала "Эхо-соната" для скрипки соло (1984). В 1984 году Щедрин написал "Автопортрет" для симфонического оркестра. Это — самое мрачно-трагическое сочинение автора, так что его премьера на торжественном открытии II Московского международного музыкального фестиваля (1984) пришлась вразрез с обстановкой композиторского праздника. После премьеры оперы «Мертвые души» в Большом театре с Юрием Темиркановым . 1977г.
Слайд 12
1985 год горбачевская перестройка Наступившая в 1985 году горбачевская перестройка, открыла возможности контактов с зарубежными странами. В 1988 году состоялся советско-американский фестиваль "Делаем музыку вместе". В штат Массачусетс прибыло около 300 человек. Мировой резонанс фестиваля, и художественный, и политический, был громадный. Волна перестройки повлекла людей, столь активных, как Щедрин, и к хождению во власть. Композитор стал и действенным политиком. В 1989 году от Союза композиторов он был избран в Верховный Совет СССР. Кроме того, он вошел в известную Межрегиональную группу народных депутатов за перестройку в СССР. К 1000-летию принятия христианства на Руси — Щедрин написал сочиния : оркестровую "Стихира на тысячелетие крещения Руси" (1987) и литургию "Запечатленный ангел" (1988), за которую ему была присуждена Государственная премия РФ Щедрин и М.Растропович
Слайд 13
Творческие предложения из-за границы В Японии был поставлен мюзикл Щедрина "Нина и 12 месяцев" (1988) и исполнены "Хороводы" (Четвертый концерт для оркестра, 1989), к 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана "Старинная музыка российских провинциальных цирков" (Третий концерт для оркестра, 1989), сочинены камерные пьесы для Финляндии и Парижа. С дирижером Лорином Маазелем после премьеры 3-го концерта для оркестра «Старинная музыка российских провинциальных цирков». Чикаго 1990г.
Слайд 14
Отъезд из России После распада СССР, в стране сложилась трудная экономическая ситуация . Щедрин вынужден выехать на жительство в Германию, в Мюнхен (1991—92). За ним последовала и М. Плисецкая. Оба сохранили российское гражданство. Появилась одна опера — "Лолита", необычайно расцвели концерты для солистов с оркестром — для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, трубы. Щедрин написал струнную музыку "Российские фотографии", посвященную оркестру «Виртуозы Москвы». В середине 90-х сочинил камерные произведения: "Музыка издалека" для двух блок-флейт и Вторая фортепианная соната, "Балалайка" для скрипки соло без смычка. В 1997 году, к 65-летию композитора, состоялись фестивали его музыки в некоторых страна Европы, а в России торжества в четырех городах: Москва, Петербург, Нижний Новгород, Самара. С первой исполнительницой партии Лолиты Лиз Густафссон . 1994 год.
Слайд 15
Новый век В 1999 году от Германии Щедрину поступило почетное предложение: написать оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена, знаковому сочинению для всей немецкой культуры. Баварский оркестр Радио к своему юбилею заказал сочинение, каким стало " Symphonie con-certante " (Третья симфония) "Лица русских сказок", с отражением образов " Дудки-самогудки ", "Сестрицы Аленушки да братца Иванушки", "Царевны-лягушки" и других. В 1999 году Щедрин создал Пятый концерт для фортепиано с оркестром. 70-летие композитора в 2002 году было отмечено великолепным фестивалем в Москве и Петербурге После премьеры 5-го фортепианного концерта. Солист Олле Мустонен . Лос-Анжелес 1999г.
Слайд 16
Творческие заслуги Творческие заслуги Р. К. Щедрина были отмечены многочисленными почетными званиями и премиями: Народный артист СССР, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Государственная премия России, орден "За заслуги перед Отечеством" III степени. Лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича, премии Crystal Award Всемирного экономического форума, почетный профессор Московской консерватории, "Композитор года" Питтсбургского симфонического оркестра. Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, почетный член Общества Ф. Листа, почетный член Академии изящных искусств ГДР, почетный член Международного музыкального совета, член Берлинской академии искусств. за роялем
Слайд 17
Источники http://m.slovari.yandex.ua/ http://ru.wikipedia.org/ http://www.bolshoi-theatre.su/ Р.Щедрин, М. Плисецкая- 50 лет вместе. На Золотой маске.
Слайд 18
Конец Выполнила Михеева Василиса , Непейн Дарья 7 класс Преподаватель Васильева Т.П., Непейн А.Н. СДШИ «Балтика» 2014г.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Самый богатый воробей на свете
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Сочные помидорки
Л. Нечаев. Яма