Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 220.89 КБ |
презентация | 1.1 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»
Научно- практическая конференция учащихся 5 «В» класса
Исследовательская работа
«ОБРАЗ МАТЕРИ В МУЗВКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
Работу выполнила
ученица 5 в класса
Потапова Кристина
Руководитель: Степанова
Юлия Александровна,
учитель музыки.
2014
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”
Л. Рогожников
Введение
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.
Работа основана на попытке систематизировать и обобщить имеющиеся сведения по данной теме, а также обозначить значимость образа женщины-матери.
Форма исследования – теоретическая.
Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества.
Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различных искусствах.
Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства (скульптура, живопись, музыка ).
Цели:
Основными методами данного исследования являются:
Ожидаемые результаты: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных видах искусства и навыками элементарной исследовательской деятельности.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
1. Теоретическая часть.
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
Образ матери – великая тема искусства.
В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.
Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 150 маленьких женских статуэток – так называемых «палеолитических Венер»1. Одними из наиболее известных являются изображения «Венеры Лоссельской», называемой еще «Дамой с рогом», и «Леспугской Венеры» (№1, 1-2). Также были обнаружены и другие фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости (№1, 3)2. К ним же можем отнести глиняное изваяние фигурки прародительницы, найденное в Турции и относящееся к началу VI тысячелетия до н.э.3 (№1, 4).
Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.
В эпоху первобытного общества появляются и скульптурки, изображающие женщину, которая кормит грудью своего ребенка (№2, 1). Именно образ кормящей матери станет одним из часто используемых в скульптуре и живописи последующих столетий.
Провозвестницей образа мадонны, кормящей своего сына, мы по праву можем считать древнеегипетскую статую, изображающую богиню Исиду (Изиду), кормящую грудью Гора (№2, 2)4.
1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. - Дрофа – М., 2005. Стр. 83.
К началу эпохи Возрождения, к Проторенессансу, относится триптих «Мадонна дель Латте» итальянских художников братьев Лоренцетти (№2, 3). Несколько десятилетий спустя нидерландским живописцем Рогиром Ван дер Вэйденом была написана картина «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» (№2, 4). Обе матери с умилением смотрят на своих младенцев. Эти произведения содержат идею материнства, всепоглощающей любви.
Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (№2, 5) - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Ее склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют ее светлым материнским чувством. Глаза ее полуопущены и смотрят на младенца, которого она кормит. Маленький Иисус повернул глаза к зрителю и держит в руке маленькую птичку, символизирующую его будущие страдания.1
В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника сложилось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал картины, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобной темы можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью («На жатве. Лето» (№2, 6)).
В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретонка»2 (№2, 7). В основе ее лежит уже знакомый образ кормящей матери, но в
2. СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
отличие от титанов Возрождения, его мадонна – простая рабочая женщина. Ясным и энергичным языком пластики скульптор передал свое представление об идеалах женской красоты, материнства.
В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.
Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картинах: «Мать», «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) (№2, 8-9).
Не исчез образ кормящей мадонны и на картинах военного и послевоенного времени. Не было в те годы более высокого подвига, чем подвиг материнства. Вскормить и сохранить едва вступающее в жизнь поколение, несмотря на самые невероятные лишения и трудности, значило тогда победить фашизм, пытавшийся стереть с лица земли целые народы. Величию всепобеждающей материнской любви, бросившей вызов смерти и победившей, богатству души советской женщины, ее несгибаемой нравственной силе посвятил свою картину «Партизанская мадонна» (№2, 10) М. А. Савицкий.
Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счастье... Простое материнское счастье. Словно завороженные смотрят колхозницы на свою подругу – молодую мать, кормящую ребенка. Героиня картины В. Ерофеева «Счастье» (№2, 11) по-настоящему счастлива и от этого хорошо всем, кто ее окружает.1
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что образ кормящей матери берет начало в первобытном обществе и проходит сквозь все последующие эпохи.
Образ женщины-матери с ребенком на руках
Еще одним из распространенных образов женщины-матери является образ женщины с ребенком на руках.
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери, связанного с культом Мадонны.
На Руси в период Средневековья широкое распространение получил образ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа: 1) Знамение (знаменующая рождение Спасителя, воплощение новой жизни); 2) Богоматерь Оранта («молящаяся» с воздетыми к небу руками) (№3, 1); 3) Одигитрия («путеводительница», указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках); 4) Елесуа («умиление», ласкающая и обнимающая своего сына)1
Более подробно рассмотрим третий и четвертый типы изображения Богоматери с сыном на руках.
Наибольшей популярностью в народе пользовалась «Одигитрия». Богоматерь изображена фронтально, в торжественной позе. Правая рука Девы Марии невысоко поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда «Богоматерь Одигитрию» называют «Богоматерью Смоленской», так как, согласно летописному преданию, древнейший из привезенных на Русь списков «Одигитрии» находился в Смоленске.
К четвертому типу можно отнести следующие иконы: «Владимирская Богоматерь» (№3, 2), «Богоматерь Донская», «Толгская Богоматерь» (№3, 3) и «Богоматерь Елеус-Киккская» Симона Ушакова (№3, 4). «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».2
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что
предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Мадонна с младенцем на руках – неотъемлемый образ в живописи и скульптуре эпохи Возрождения. Нидерландский живописец Робер одним из первых воплотил в своих полотнах художественные принципы Раннего Возрождения. Его «Мадонна с младенцем» (№3, 5) выделяется демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Молодая мать с ребенком помещены в уютный городской интерьер с воспроизведенными деталями обстановки.
Нидерландские художники повлияли на творчество итальянского художника эпохи Раннего Возрождения, мастера Умбрийской школы Перуджино Пьетро. Его картина «Мадонна с младенцем» (№3, 6) отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом. Ясная уравновешенность пространственных построений, гармоничность, мягкая грациозность, поэтически-созерцательная тональность характерны для этого полотна. Созданный им лирически-проникновенный своеобразный тип мадонны, оказал значительное воздействие на его ученика Рафаэля.
Флорентийские мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и горюющие юные матери1.
Мадонны, созданные в Риме, - это уже не просто матери, а владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. «Мадонна в кресле» (№3, 7), «Мадонна дель Импанната», «Мадонна Божественной любви», «Мадонна дель Фолиньо» и другие всемирно известные мадонны знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери.
К таким полотнам можно отнести и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» (№3, 11). Это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой бы то ни было святости. Перед нами юная мать, играющая со своим ребенком. Юная шаловливая мать, почти ребенок,
1. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005. Стр. 94.
2. Лев Любимов. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М.,
1996. Стр. 230.
которая с полной непринужденностью могла бы повернуть голову, чтобы одарить нас улыбкой, и затем снова отдать себя всю радостной игре с сыном, таким крепким и уже властным. В этой картине отражена вечная прелесть и поэзия материнства.1
Часто художники разных эпох мадонну с младенцем изображали в окружении святых или ангелов. К подобным произведениям искусства можно отнести следующие: «Мадонна с младенцем и ангелами» Фра Филиппо Липпи, «Мария с младенцем между музицирующими ангелами» Давида Герарда (№3, 12), «Прекрасная садовница» Рафаэля Санти (№3, 13) и другие.
Шедевры русских мастеров и полотна живописцев эпохи Возрождения нашли свое тематическое продолжение в полотнах 20 века.
Интересно воплощена тема материнства в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (№3, 14). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремился подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных
невзгод. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия.
Думой о будущем своего ребенка наполнен взгляд молодой матери с картины А. и С. Ткачевых «В колхоз», крепко и в тоже время нежно прижимающей к груди младенца (№3, 15).
Наполнен материнской любовью и взгляд женщины, убаюкивающей свое чадо посреди бескрайних просторов тундры, женщины-матери – героини картины К. Коваля «Колыбельный напев» (№3, 16).
Таким образом, в эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в древнерусском искусстве был связан с образом Богородицы, а в европейском – с образом Мадонны, став впоследствии нарицательным.
В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.
“Сикстинская мадонна”
Созданная великим итальянским художником Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее святые и ангелы.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода.
Картина исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца –Христос. Перед ним и его матерью-Марией склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
“Аве Марию” написал австрийский композитор Франц Шуберт , а прозвучала она идеально в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая.
Как получается икона? Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона, то есть образ, а не конкретное лицо. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. На ней мы видим как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности.
Эта икона - величайшая святыня Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы.
Образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом, является скульптура «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Н. Никитин). Статуя представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом.
Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. На данный момент статуя занимает 7 место в списке самых высоких статуй мира.
Своим происхождением образ обязан плакату Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». По признанию Тоидзе, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову внезапно. Услышав первое сообщение от Советского информбюро о нападении фашистской Германии на СССР, его супруга вбежала к нему в мастерскую с криком "Война!". Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
Война и женщина… Два слова, две противоположности. Война разрушает, убивает, сеет горе. Женщина созидает, дает жизнь новому поколению. А когда эти два слова, два понятия пересекаются, то женщина становится и защитницей, и великой труженицей. На ее хрупкие плечи ложатся все невзгоды военного лихолетья. Ей приходится брать на себя несвойственную мужскую, непосильную работу.
На их поколение пришлась и революция, и несколько войн.
Говоря о победе в Великой Отечественной войне, мы низко кланяемся всем тем, кто защитил и отстоял независимость нашей Родины, разгромил фашизм. Мы не должны забывать о неменьшем вкладе в победу тружеников тыла, особенно женщин, подростков. Они сменили за рычагами тракторов и комбайнов, у станков ушедших на фронт отцов, мужей, братьев, любимых. Трудились, не покладая рук, в ущерб своему здоровью и все для фронта, все для Победы!
А еще они отдавали Родине самое дорогое-своих детей. И благодаря им мы сегодня живем на своей земле, говорим на родном языке, растим детей и внуков.
И чтобы не стиралась из памяти их жертвенная победа в Великой Отечественной, им ставят памятники.
Да не зарастет к ним народная тропа.
Да не затеряется в суете быстрого 21 века память о них...
Их много. Мам погибших солдат. Поклон им низкий.
В посёлке Алексеевка Кинельского района Самарской области 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных.
Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры. Девять журавлей – девять сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы.
О таких матерях , как Просковья Еремеевна, именно в 1974 году написал проникновеннейшее стихотворение "Алёша" поэт Андрей Дементьев.
На музыку его положил Евгений Мартынов.
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло...
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
«Алексей!» - кричали земляки,
«Алексей! - просили, - Добеги!!!»
...Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала : вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны...
Вечная память погибшим сыновьям и слава женщине- матери!!!
Ведь именно в нашей памяти всё, в нас самих-сегодняшних. Коротковата сегодня у нас, вечно спешащих, память. А забывая наше прошлое, мы не имеем будущего.
В образе матери кроются такие понятия как……
ДОСТОИНСТВО | МИР | РАДОСТЬ |
ВЕЛИЧИЕ | ПРОСТОТА | КРАСОТА |
БЛАГОРОДСТВО | ТИШИНА | СПОКОЙСТВИЕ |
ЛЮБОВЬ | ||
Список литературы
Сказка "Колосок"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Кто самый сильный?
Подарок
Юрий Визбор. Милая моя