Статья ученицы 8 класса Любимовой Марианны о жизни и творчестве композитора Жоржа Бизе.
Вложение | Размер |
---|---|
zhorzh_bize.doc | 480.5 КБ |
Великие композиторы |
Жорж Бизе |
[Музыкальная биография] |
Работа Любимовой Марианны , ученицы 8 класса Руководитель: Муравлева Н. Н., учитель музыки 09.11.2010 |
Жорж (Александр Сезар Леопольд) Бизе (Bizet),
(25.10.1838, Париж, - 03.06.1875, Буживаль).
Французский композитор.
Первоначальное музыкальное образование получил в семье; неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П.-Ж.-Г. Циммермана и Гуно (контрапункт), Галеви (композиция), Мармонтеля (фп.).
Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935).
В 1857 году Бизе и его друг Шарль Лекок разделили премию, учрежденную Жаком Оффенбахом за создание одноактной оперетты "Доктор Миракль". В том же году Бизе стал лауреатом Римской премии (за кантату "Кловис и Клотильда") и выехал в Италию, где прожил до 1860 года.
Из произведений, написанных или начатых за эти 3 года, сохранились лишь 4, в т. ч. опера-буффа "Дон Прокопио" (не исполнялась до 1906 года).
Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции.
Последним из произведений Бизе, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера "Гусла эмира" ("La guzla de l'emir"). В 1863 году она была принята к постановке в Опера-комик.
Между тем дирекция главного оперного театра Парижа, Театр-лирик (Theatre Lyrique), заказала ему "Искателей жемчуга". Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 000 франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял "Гуслу" с репетиций.
Работа над оперой "Искатели жемчуга" продлилась 4 месяца. Поставленная в сентябре 1863 году, опера не имела успеха. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, "экзотические" фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира прочно заняла место в репертуаре лирических теноров.
В последующие 3 года Бизе занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фортепиано. Его очередная опера, "Пертская красавица" (по роману Вальтера Скотта), была поставлена в декабре 1867 года. На премьере "Пертская красавица" была принята хорошо, однако после 18 представлений сошла со сцены.
Год 1868 оказался для Жоржа Бизе тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом.
В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины. В июне 1869 года Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви. Франко-прусская война, разразившаяся в 1870 году, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Бизе записался в Национальную гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 году появилась очаровательная сюита для 2 фортепиано "Детские игры" (ее неполная оркестровая версия известна как "Маленькая сюита").
Вскоре Бизе закончил одноактную оперу "Джамиле" (по поэме Альфреда де Мюссе "Намуна") и музыку к драме Альфонса Доде "Арлезианка". Премьеры обоих произведенийпрошли неудачно.
Постижение характерных особенностей национального песнетворчества (в «Арлезианке» использован провансальский фольклор), мудрая простота музыкальной речи, поразительное разнообразие и красочность звуковой палитры — все это обеспечило произведению долгий успех на концертной эстраде.
Две сюиты из «Арлезианки» (первая из них составлена автором, вторая — композитором Э. Гиро) и поныне находятся в центре внимания любителей музыки.
Бизе считал, что, начиная с "Джамиле", он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр "Кармен", созданный по одноименной новелле Проспера Мериме. Здесь Бизе достигает новых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей.
С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, - к жестокому и бессмысленному убийству.
Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный гармоническими, ритмическими, инструментальными средствами, присущими испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый "мотив рока").
Музыкальные характеристики Микаэлы и Эскамильо не столь оригинальны, однако композитору удалось выразительно подчеркнуть доминирующие черты этих персонажей: скромное и невинное обаяние в первом случае, грубоватое жизнелюбие - во втором.
Традиционные бытовые, песенно-танцевальные элементы сочетаются в "Кармен" с музыкой иного рода, рисующей трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе выводит "Кармен" далеко за рамки жанра комической оперы.
Премьера, состоявшаяся в Опера-комик в 1875 году, была встречена публикой и критикой холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку - в чрезмерной "учености", бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности.
Неуспех "Кармен" тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным.
Нереализованными остались замыслы оперы "Сид" (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа. Истинный масштаб "Кармен" был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство Эрнеста Гиро, который заменил разговорные диалоги речитативами (лишь в последние десятилетия театры вновь стали обращаться к авторской версии).
"Музыкальный словарь Гроува". Издательский дом "Практика".
"The Macmillan Press Ltd".
Загадка Бабы-Яги
Сочинение
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Мать-и-мачеха
Бородино. М.Ю. Лермонтов