Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Сосновская музыкальная школа»
Художественно – публицистическое эссе:
«Мое любимое произведение С.С. Прокофьева
Кантата «Александр Невский»
Вложение | Размер |
---|---|
moe_lyubimoe_proizvedenie_prokofeva.doc | 45 КБ |
f@
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Сосновская музыкальная школа»
Художественно – публицистическое эссе:
«Мое любимое произведение С.С. Прокофьева
Кантата «Александр Невский»
Информация об автора: Григорьева Анастасия Сергеевна
Дата рождения:04.06.2003г.
Класс: 6
Ф.И.О. преподавателя: Воробьёва Ирина Евгеньевна -
преподаватель музыкальной литературы
2017г.
На Земле когда-то жил человек, который произнес известную фразу – «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Я хотела бы рассказать о человеке, который произнес эти слова. Об Александре Невском – великом человеке, имя, которого навсегда вписано в истории России. В трудные годы он показал всем, на что способна Великая Русь. На мой взгляд, Александр Ярославович вечно будет служить символом чести, доблести, отваги, патриотизма, героизма и веры в свою отчизну. Ведь в тяжелый час он не струсил, не спрятался, а пошел в бой ради всего того, что было ему дорого. Только так можно одолеть врага – нужно знать, за что ты бьешься и верить в победу всем сердцем.
Именно об этой исторической личности выдающийся композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в 1939 году написал кантату «Александр Невский». У многих данное произведение ассоциируется с одноименным фильмом, снятом в 1938 году талантливым советским режиссером Сергеем Эйзенштейном.
Кантата состоит из семи частей:
Каждая из частей кантаты написана настолько реалистично, что от каждой нотки ты вздрагиваешь, будто находишься в самом эпицентре событий и видишь: бескрайние русские просторы, разоренный немцами Псков, битву на Чудском озере и тонущих в его холодных водах под тяжестью доспехов тевтонских рыцарей и конечно самого Александра Невского, красивого, умного, отважного русского богатыря.
Сергей Сергеевич Прокофьев очень тонко передал в музыке все те далекие исторические события. Складывается ощущение, что он пропустил через себя энергию тех времен - стал частью той вечной истории.
Все произведение в целом несет особенную энергетику и вызывает бурю чувств и эмоций. Но, следует уточнить, что каждая из семи частей несет свой смысл, играет свою определенную роль во всей истории. Так давайте рассмотрим каждую часть отдельно.
«Русь под игом монгольским» - печальное начало всей эпопеи. Для нее характерна особая атмосфера, мелодия грустная и скорбная, каждая нота пропитана страданиями народа и болью за свой дом-отчизну. Перед глазами встает разоренная, сожженная дотла деревня, где каждый житель убит, но во всем этом уже можно различить едва уловимые светлые ноты, которые дают надежду на светлое будущее.
«Песнь об Александре Невском» - в начале второй части звучат слова «А и было дело на Неве-реке», а ведь и вправду было дело, да еще какое. 15 июля 1240 года войско Александра атаковало шведский лагерь. В бою новгородцы и суздальцы навечно вписали себя в историю. Не ожидавшие нападения, те, кто уцелел в стане врага, бежали на свои корабли и спешно отплывали в сторону Финского залива. Они потеряли в битке 200 знатных воинов, потери же русских были поразительно малы – всего 20 человек. Победа принесла Александру Ярославовичу невиданную славу, уважение и почтение. Именно после этой битвы Александра и стали величать «Невским».
Композитором были чутко подмечены все события и вылились в неторопливую музыку, повествующую о «Битве на реке Неве». Благодаря оркестровому сопровождению и четкости ритма, характерного именно для Прокофьева в голове рисуются конкретные образы, слышатся удары мечей, звон оружия. Чтобы показать исход битвы Сергей Сергеевич возвращает нас к основной мелодии повествования, где вокальную партию исполняет унисонный хор.
«Крестоносцы во Пскове» - это как ответ битве на Неве. Музыка здесь строгая и грозная. От услышанной третьей части видится образ жесткого бездушного врага, для которого нет ничего святого. Очень хотелось побыстрее перевернуть эту страницу истории. И на смену пришла моя любимая часть - «Вставайте люди русские». Это совсем небольшая всего 2 минуты 22 секунды, но за это время даже после первого прослушивания она «пробирает до мурашек», вызывает чувство необычайного патриотизма, желание в любой момент встать на защиту свой Родины.
Пятая часть «Ледовое побоище» - исполняется на пределе эмоций, Мелодия взволнованная, как и сам бой. Вновь видим образ врага из третьей части, но здесь он другой. Каждый раз слушая, восхищаюсь композитором, как можно так показать музыкой, груз и тяжесть рыцарских доспехов. Я будто ощущаю на своих плечах этот вес металла и ощущение неизбежного и печального финала. Так эмоционально и музыкально Сергей Прокофьев рассказывает о тевтонских рыцарях, облаченных в доспехи. Им противопоставляется русский воин – легкий, почти невесомый, который уверенно и даже игриво скачет навстречу врагу. Начинается битва и мы видим уже не того страшного и грозного врага, а покореженное, обессилившее войско, которое только само шагнуло в пустоту благодаря своему облачению.
Шестая часть «Мертвое поле» самая трагичная и самая символическая для меня. Особенное впечатление производит женский голос в сопровождении оркестра. Лирическая составляющая дает возможность отпустить тяжелое ощущение после боя. Но «Мертвое поле» - это тот печальный результат, на который мы были обречены. С первых нот, композитор, как художник прорисовывает по штриху горестной картины. Мы видим павших в бою, героев своей страны, благородных и честных людей, которые отдали свои жизни за то, что они любили. Среди этого хаоса, бесчисленных тел, смрада, смерти «проплывает» девушка (гнетущий момент). Это невеста и она ищет своего жениха, но нашла ли она его….
Символизм данной части в том, что девушка – это живое воплощение Родины. Страшно представить, что творилось у нее на душе после потери любимого человека или представьте мать, потерявшую сына, но стоит задуматься, а каково стране терять своих сыновей….
Великая жертва – достойная награда! После дождя выглядывает солнце, вот и в кантате седьмая часть для того, чтобы мы могли возрадоваться, понять и оценить цену этой победы.
Седьмая часть именуется - «Въезд Александра во Псков». Финал не может быть другим и поэтому мелодия здесь торжественная и радостная. Мы можем слышать, как ликует толпа. Так звучит победа.
Сергей Сергеевич Прокофьев в кантате использовал все возможные приемы, которые выделяют его как композитора, так скажем особый слог и ритм. Но он сумел покорить слушателя необычайным звуковым рядом, который будто оживал и превращался в картины тех стародавних времен. Он сотворил нечто большее, чем просто музыку, он создал вечный образ русского победителя. Только так и никак иначе можно отдать дань бессмертному подвигу и героизму русского человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аверьянова О. «Отечественная музыкальная литература XX века»
Издательство «Музыка» Москва, 2002г.
2.«Музыкальный энциклопедический словарь»
Издательство «Москва», Советская энциклопедия,1990г.
3.Прохорова И., Скудина Г. «Советская музыкальная литература»
Для 7 класса детской музыкальной школы, под редакцией Поповой Т.
Издательство «Музыка» Москва, 1972г.
4.Савкина Н. «Сергей Сергеевич Прокофьев»
Издательство «Музыка» Москва, 1981г.
5.Шорников М. «Музыкальная литература; Русская музыка XX века»
Издательство «Феникс» Ростов на Дону, 2008г.
Упрямый зяблик
Ёжикина Радость
Неньютоновская жидкость
Без сердца что поймём?
Как нарисовать лимон акварелью