Саратов издавна известен как один из крупнейших культурных центров России. Постепенно складывались богатые и своеобразные традиции народного творчества, и это привело к тому, что его саратовский пласт составил примечательное явление в общерусской сокровищнице фольклора.Поэтому я и мои ученики решили узнать и ознакомить учащихся с историей музыкальной жизни города Саратова.
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальная культура Саратовского края | 46.62 КБ |
Моя малая Родина | 732.15 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ТЕРСА
ВОЛЬСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Выполнили работу: ученики 7 класса
Лабутина Екатерина, Розанова Яна
Руководитель: учитель МОУ СОШ с. Терса
Сахаутдинова Лариса Владимировна
2012
Оглавление.
1. Введение.
2. Саратов - центр художественной культуры Поволжья.
3. Деятели отечественного музыкального искусства.
4. Развитие музыкального искусства в Саратове.
5. Консерватория - важнейший базис развития музыкальной культуры города.
6. Выпускники консерватории.
7.Народное творчество.
8.Создание отделения Союза композиторов СССР.
9.Развитие музыкальной культуры города Вольска.
10.Вольское музыкальное училище.
11. Заключение.
12. Литература.
Аннотация.
Саратов издавна известен как один из крупнейших культурных центров России. Постепенно складывались богатые и своеобразные традиции народного творчества, и это привело к тому, что его саратовский пласт составил примечательное явление в общерусской сокровищнице фольклора.
Введение
В 1781 году Саратов получает официальный статус города, что явилось стимулом для более интенсивного вызревания зачатков профессиональной художественной культуры. И в черте города, и в отдельных больших поместьях происходило это главным образом благодаря существованию крепостных театров, хоров и оркестров.
Таковы были далекие истоки — истоки подчас малоприметные, однако именно они стали той почвой, на которой впоследствии выросло во многих отношениях примечательное музыкальное искусство сегодняшнего Саратова.
Цель работы: познакомить учащихся с историей музыкальной жизни Саратова и Вольска.
Задачи:
1. Развивать интерес к изучению музыкального наследия малой Родины.
2. Изучить историю музыкальной жизни малой Родины.
3. Воспитывать любовь к музыкальному наследию малой Родины.
Саратов - центр художественной культуры Поволжья
Ныне город является признанным центром художественной культуры Поволжья и России в целом. Он имеет всеохватывающую сеть музыкального образования, венчаемую одной из старейших в стране консерваторий, располагает оперным театром и театром оперетты, филармонией с двумя большими оркестрами, а также великолепной хоровой капеллой и множеством других художественных коллективов. Здесь проводятся всевозможные музыкальные конкурсы и фестивали, наиболее значительные из которых приобрели ранг международных. Плодотворно развивается творчество местных композиторов, и не случайно Саратов стал центром межрегионального объединения четырнадцати композиторских организаций Среднего и Нижнего Поволжья.
Деятели отечественного музыкального искусства.
О многом и красноречиво говорит тот факт, что саратовская земля взрастила таких деятелей отечественного музыкального искусства, как композиторы Виктор Пасхалов, Константин Листов, Альфред Шнитке и Елена Гохман, певцы Алевтина Пасхалова, Лидия Русланова, Елизавета Шумская, Ольга Бардина, Галина Ковалева, Юрий Попов, Владимир Щербаков и Леонид Сметанников и многие другие.
Остановимся на некоторых из них: (см. Приложение 1,2,3,4).
Развитие музыкального искусства в Саратове.
К концу XVIII века музыкальное искусство в Саратовском крае, помимо развитой фольклорной традиции, было представлено также небольшими хорами и оркестрами в нескольких поместьях наиболее просвещенных и состоятельных дворян. В первые десятилетия XIX столетия они продолжали играть заметную роль. Высокие творческие задачи ставил перед своими музыкантами губернский предводитель дворянства Николай Иванович Бахметев (1807–1891). К примеру, в сезоне 1842/1843 года он привез в Саратов из родового имения Бахметевка Аткарского уезда хор и оркестр, в исполнении которых прозвучали фрагменты из опер и ораторий, в том числе из «Сотворения мира» Гайдна. Позже он давал уроки музыки в Саратовском Мариинском институте благородных девиц, писал музыку (в том числе известные в свое время романсы).
Говоря о второй половине ХIХ века, прежде всего следует упомянуть о такой примечательной личности тех десятилетий, как Иван Петрович Ларионов (1830–1889), который положил начало музыкально-критической деятельности в Саратове. Писал он музыку (силами любителей в Саратове и Петербурге ставилась его опера «Барышня-крестьянка»), оставшись для многих безвестным автором популярнейшей песни «Калинка» на собственный текст. И в последующем, уже в первой половине ХХ столетия, саратовская земля дарила России песни, приобретавшие всеобщую известность — «Над полями, да над чистыми» Елизаветы Гориной, «Весной Волга разольется» Ольги Ковалевой, «Валенки» Лидии Руслановой и т.д.
Помимо песенного творчества создавалась и музыка в академических жанрах. Среди ее авторов — Н.И.Ершов (в его наследии выделяются хоровые и оркестровые сочинения конца 1860-х) и особенно Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885).
Написал ряд романсов, которые пользовались широкой известностью («Под душистою ветвью сирени», «Дитятко, милость Господня с тобой», «Нивушка» и др.).
Консерватория - важнейший базис развития музыкальной культуры города.
Важнейшим базисом дальнейшего развития музыкальной культуры города стала консерватория и, говоря об этом, прежде совершенно необходимо очертить фигуру Станислава Каспаровича Экснера.
Наилучшим образом наладив работу музыкальных классов, он к 1895 году добился их преобразования в музыкальное училище и стал его первым директором. В связи с быстрым ростом числа учащихся вскоре встал вопрос о собственном здании для него. Стараниями Экснера и с помощью князя П.М.Волконского, в 1902-м было возведено новое трехэтажное здание с прекрасным концертным залом (теперь здесь размещается консерватория).
В стенах училища, отметившего в 2005 году свое 110-летие, начинали творческий путь многие видные деятели отечественной музыкальной культуры: композиторы В.Пушков, К.Листов, Ю.Кочуров, Е.Гохман, В.Бикташев, музыковеды, пианисты, скрипачи, певцы В.Петрова Званцева и Н.Сперанский; джазовые исполнители Н.Левиновский, Б.Золотарев, С.Пронь, эстрадные певицы А.Апина, О.Ярешко и т.д., и т.д.
Прошло немногим более десятилетия после основания музыкального училища, и с 1907 года неутомимый С.К.Экснер начинает предпринимать усилия по открытию в Саратове консерватории, которую открыли 21 октября 1912-го. Третья по счёту в стране и первая в провинции.
Свидетельством самоочевидной плодотворности работы консерватории уже в начальные годы ее существования может служить перечень первых студентов, ставших впоследствии видными деятелями музыкальной культуры. Это композиторы Г.Сметанин, А.Митюшин, К.Листов, В.Пушков, Ю.Кочуров (класс сочинения вели в основном Л.М.Рудольф и Г.Э.Конюс), музыковеды И.Способин, М.Михайлов, А.Дмитриев, скрипачи Я.Рабинович, Д.Цыганов, виолончелист С.Кнушевицкий, певица Ф.Мухтарова. Остановимся вкратце на некоторых из этих имен.
Выпускники консерватории.
Константин Яковлевич Листов (1900–1983) окончил Саратовскую консерваторию в 1922 году по двум классам — композиции и фортепиано. В 1919–1923 годах был пианистом, а позже дирижером Саратовского театра миниатюрВенедикт Венедиктович Пушков (1896–1971) родился в Саратове, в 1922–1925 годах занимался в Саратовской консерватории, а после ее реорганизации был переведен в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1929-м и с 1935-го преподавал там же.
Народное творчество.
Еще один пласт музыкальной культуры, в полной мере оформившийся к началу ХХ века, был связан с народным творчеством. Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия.
Свой вклад в фольклористику внесли и некоторые из живших здесь композиторов. А.Эйхенвальд, преподававший в Саратовском музыкальном училище, участвовал в нескольких этнографических экспедициях, собрал свыше 4000 народных мелодий Поволжья и Средней Азии.Кроме прочих в Саратове долгое время, с 1907 по 1920 год, жил крупнейший фольклорист Александр Михайлович Листопадов, прославившись впоследствии исследованиями песнетворчества донских казаков, в нашем регионе он собирал и изучал русские и татарские песни.
В 1935 году консерватории было присвоено имя Л.В.Собинова.
Создание отделения Союза композиторов СССР.
В 1939 году в числе первых периферийных городов Саратов создает у себя отделение Союза композиторов СССР. Председателем был избран Михаил Кесаревич Михайлов (1904–1983). Своим главным поприщем исследователь избрал историю русской музыки XIX–ХХ веков; его многочисленные труды посвящены творчеству Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова, Танеева, Лядова, Аренского, Скрябина, Стравинского, Мясковского. В числе итоговых работ — книга «Стиль в музыке» (Л., 1981). Кроме того, он является автором симфонических и камерно-инструментальных сочинений, романсов, песен, музыки к театральным спектаклям.
Как уже приходилось многократно убеждаться, саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из первых послевоенных лет в числе наиболее значительных следует назвать уроженцев Саратова, профессоров Московской консерватории заведующего кафедрой хорового дирижирования Бориса Григорьевича Тевлина и главного дирижера Большого театра Юрия Ивановича Симонова, а также композитора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934– 1998).
Шнитке родился и провел детские годы в городе Энгельсе. Его творческое наследие составляют девять симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов (в том числе в жанре возрожденного им сoncerto grosso), оперы («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо»), балеты («Лабиринты», «Пер Гюнт»), кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60). В ряде сочинений явственно угадываются отголоски впечатлений детства, проведенного на волжских берегах. Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский государственный институт музыки. При Саратовской консерватории основан Шнитке-центр.
Развитие музыкальной культуры города Вольска.
Говоря о Малой Родине мы можем обратиться к городу Вольску.
Несмотря на то, что дореволюционный Вольск являлся одним из крупнейших и наиболее развитых городов Саратовской губернии, богатой культурной жизнью, в частности большим количеством театров, похвастать он не мог.
Долгое время центрами музыкальной культуры в городе были Дворец культуры, Дом молодёжи и кино, детская музыкальная школа № 1 и драматический театр. Необходимость открытия в городе среднего профессионального музыкального учебного заведения зрела постоянно.
Вольское музыкальное училище.
В 1970 году открылось Вольское музыкальное училище. Первый набор составил 50 человек. Обучение осуществлялось на четырех отделениях: фортепианном, дирижерско-хоровом, отделении народных инструментов (по классу баяна), оркестровых (струнных и духовых) инструментов.
С 1990 года директором училища является Заслуженный работник культуры России О.Л. Осипова.
Около 1700 специалистов были подготовлены здесь и получили дипломы о среднем специальном образовании. Выпускники Вольского музыкального училища: директор Самарского театра оперы и балета Ю. Зудов, директор Саратовского областного училища культуры, кандидат педагогических наук Р. Мухамедьяров, директор СПО при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И. Статник.
В мае 1995 года учебному заведению было присвоено имя композитора-земляка, Заслуженного деятеля искусств России В.В. Ковалева.
В училище работают творческие коллективы: ансамбль русских народных инструментов «Русский напев» под руководством Н.Ф. Ващевой, дуэт баянистов-преподавателей (В. Крашенинников, А. Гудков), фольклорный ансамбль «Русский праздник», руководимый Н.Н. Кузнецовой, хореографический ансамбль «Созвездие» (руководитель – М.В. Янковская), женский хор дирижерско-хорового отделения под управлением Е.Е. Маркеловой; ансамбль скрипачей, вокальные ансамбли отделения «Хоровое дирижирование», оркестры духовых инструментов, народных инструментов, камерный оркестр.
В 2010 году Вольскому музыкальному училищу им. В.В. Ковалева исполнилось 40 лет.
Заключение
В заключении мы с гордостью можем сказать, что саратовская земля является родиной выдающихся деятелей музыкального искусства: композиторов, исполнителей, педагогов. Наша малая Родина - родина не только выдающихся музыкантов, но и известных музыкальных коллективов, которые заслуживают исследовательского внимания.
ЛИТЕРАТУРА
Вардугин В. Легенды и жизнь Лидии Руслановой. - Саратов, 1999.
Вардугин В. Саратовская азбука: великие земляки и достопримечательности родного края. - Саратов, 2003.
Беседы с А. Шнитке. - М., 1994.
Большая саратовская энциклопедия 2010-2011 гг.
Приложение 1.
Сметанников Леонид Анатольевич.
Родился на Урале 1943 г. В Челябинске. Леонид пел в хоре, соло, радуясь музыке, наслаждаясь звучанием голоса. К середине 70-х гг. имя Леонида Сметанникова становится известным почти в равной степени и оперным слушателям, и ценителям камерно-вокальной музыки, и любителям песни. В 1973 г.Леонид Сметанников стал лауреатом VI Всесоюзного конкурса имени Глинки. С удовольствием поёт он русские народные песни в сопровождении Оркестра народных инструментов имени Осипова, а также песни народов мира на языке оригинала, которые всегда привозит из своих зарубежных поездок. В этом человеке соединились внешняя простота и внутренний интеллект, природная одарённость и мощная работоспособность.
Приложение 2.
Ли́дия Андре́евна Русла́нова.
Настоящее имя прославленной певицы- Прасковья Андриановна Лейкина. Родилась она в деревне Александровка Петровского уезда Саратовской губернии, в Саратове в 1914-1916гг. брала уроки пения у ведущего педагога консерватории М. В. Медведева. С 1925г. являлась артисткой театрального бюро Центрального Дома Красной Армии. Русланова обладала ярким, сильным голосом могла передавать тончайшие оттенки музыкально - поэтической интонации и в совершенстве владела искусством импровизации. Благодаря ей народные песни заняли достойное место на отечественной эстраде.
Приложение 3.
Гохман Елена Владимировна.
Родилась 1935 г. Среди её педагогов были народные артисты Ю.А. Шапорин и Р.К. Щедрин, Елена Гохман всю жизнь провела в Саратове и с 1662г. Преподаёт на кафедре теории музыки и композиции в Саратовской консерватории. Неизменными качествами её творчества являются органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Гохман Е.В. Была удостоена Государственной премии (1991) и звания Заслуженного деятеля искусств России(1994).
Приложение 4.
Ковалёва Ольга Васильевна.
Ольга Васильевна Ковалёва - певица (контральто), исполнительница русских народных песен. Народная артистка РСФСР (1947). Ольга Васильевна родилась 4 августа 1881 года в деревне Любовка Саратоской губернии в большой крестьянской семье. Училась в музыкальных классах в Саратове. Три года занималась на курсах петербургского певца и педагога И.П.Прянишникова. В составе частной оперной труппы гастролировала в разных городах России. Пела в оперных театрах провинции. Гастролировала за рубежом. Однако её истинным призванием было исполнение русских народных песен. Ольга Васильевна - автор песен "Ой, цвети, кудрявая рябина" и "Волжские мотанечки", принимавшихся за народные. 15 февраля 1925 года состоялось её первое выступление на радио, которому она до конца жизни была преданна и благодарна за возможность расширить аудиторию своих слушателей. Ольга Васильевна Ковалёва скончалась 2 января 1962 года.
Приложение 5.
Выпускники консерватории.
Константин Яковлевич Листов (1900–1983) окончил Саратовскую консерваторию в 1922 году по двум классам — композиции и фортепиано. В 1919–1923 годах был пианистом, а позже дирижером Саратовского театра миниатюр. Основной сферой творчества стала для него песня — среди его восьми сотен песен широкую популярность приобрели «Песня о тачанке», «В землянке», «Ходили мы походами» и др. Значительное место в творческом наследии Листова занимает музыкальная комедия (наиболее известна оперетта «Севастопольский вальс»). В Саратове были поставлены его оперы «Олеся» (по А.Куприну, 1959), «Дочь Кубы» (1962) и оперетта «Копилка» (по Э.Лабишу, 1939).
Венедикт Венедиктович Пушков (1896–1971) родился в Саратове, в 1922–1925 годах занимался в Саратовской консерватории, а после ее реорганизации был переведен в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1929-м и с 1935-го преподавал там же. В числе его наиболее примечательных произведений крупной формы — Струнное трио (1927), Скрипичный концерт (1965), опера «Гроза» (по А.Островскому, пост. 1972). Значителен вклад Пушкова в области киномузыки — он «озвучил» более 40 фильмов, в том числе «Семеро смелых» (1936), «Тайга золотая» (1937), «Учитель» (1939), «Большая семья» (1954), «Дорогой мой человек» (1958). Для его песенного творчества характерны искренность, напевность, простота и естественность; лучшие образцы получили широкую известность («Лейся, песня, на просторе», «Тайга золотая»).
Еще один пласт музыкальной культуры, в полной мере оформившийся к началу ХХ века, был связан с народным творчеством. Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия.
Свой вклад в фольклористику внесли и некоторые из живших здесь композиторов. А.Эйхенвальд, преподававший в Саратовском музыкальном училище, участвовал в нескольких этнографических экспедициях, собрал свыше 4000 народных мелодий Поволжья и Средней Азии, частично обработал их и некоторые использовал в своих сочинениях.
Кроме прочих в Саратове долгое время, с 1907 по 1920 год, жил крупнейший фольклорист Александр Михайлович Листопадов, прославившись впоследствии исследованиями песнетворчества донских казаков, в нашем регионе он собирал и изучал русские и татарские песни.
В 1935 году консерватории было присвоено имя Л.В.Собинова. Тогда же была учреждена существующая доныне стипендия его имени, а много позже, с 1986 года, Саратовский оперный театр стал проводить Собиновский музыкальный фестиваль, который становится всё более авторитетным и престижным.
Приложение 6.
Создание отделения Союза композиторов СССР.
После недолгого перерыва деятельность местной композиторской организации возобновилась в 1951 году, который считается официальной датой ее рождения.
Ярко заявил о себе с конца 1950-х годов Виктор Владимирович Ковалев (1919–1993). По окончании музыкальной школы в городе Вольске он поступил в 1937-м в музыкальное училище при Московской консерватории (класс композиции Б.С.Шехтера), которое после демобилизации из Советской Армии закончил в 1950 году (по классу Г.С.Фрида). Образование завершил на музыковедческом отделении Саратовской консерватории в 1957-м и преподавал в Саратовском музыкальном училище, где долгое время руководил теоретическим отделом. Ковалев избирался председателем Саратовской композиторской организации (с 1960), был членом правления Союза композиторов РСФСР. Работал он преимущественно в вокально-хоровых жанрах (кантаты и циклы «Волга — песнь моя!», «Девичьи песни», «Земля моя» и др.); в своем творчестве опирался на песенные истоки, в том числе на волжский фольклор; его музыке присущи лирическая задушевность, романтическая приподнятость. Большим его достижением стало создание балета «Девушка и Смерть» (1961), который шел на сценах Саратовского и Куйбышевского театров оперы и балета, был показан в Москве и удостоен диплома первой степени на Всесоюзном смотре спектаклей (на местной сцене с большим успехом возобновлен в новой редакции в 2007-м).
Как уже приходилось многократно убеждаться, саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из первых послевоенных лет в числе наиболее значительных следует назвать уроженцев Саратова, профессоров Московской консерватории заведующего кафедрой хорового дирижирования Бориса Григорьевича Тевлина и главного дирижера Большого театра Юрия Ивановича Симонова, а также композитора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934– 1998).
Шнитке родился и провел детские годы в городе Энгельсе. Его творческое наследие составляют девять симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов (в том числе в жанре возрожденного им сoncerto grosso), оперы («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо»), балеты («Лабиринты», «Пер Гюнт»), кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60). В ряде сочинений явственно угадываются отголоски впечатлений детства, проведенного на волжских берегах. Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский государственный институт музыки. При Саратовской консерватории основан Шнитке-центр.
Разнонаправленность творчества представителей среднего поколения композиторов Саратова характерно преломляется в исканиях выпускников Саратовской консерватории Владимира Григорьевича Королевского (род. 1960), Владимира Станиславовича Мишле (род. 1960), Алексея Вячеславовича Павлючука (род. 1970) и выпускника Новосибирской консерватории Сергея Павловича Полозова (род. 1963). В.Королевский отличается высокой продуктивностью и большим разнообразием разрабатываемых жанров (симфонии, квартеты, сонаты, инструментальные и хоровые сюиты), причем не менее широк и диапазон его образной палитры — от подчеркнутой концепционности до юмора и звукового озорства (с наибольшей очевидностью в музыке к многочисленным театральным спектаклям). А.Павлючук, тяготея к подчеркнуто проблемному образному строю, настойчиво и широко экспериментирует с самыми сложными звуковыми техниками второй половины ХХ века, всё более приближаясь к манере вполне оригинальной, но достаточно коммуникативной, поэтому не случайно ряд его последних работ был выделен на композиторских фестивалях и конкурсах (Фортепианное трио, «Ветер» для голоса и фортепиано, симфоническая картина «Памяти Сергея Беринского» и др.) С.Полозов, не придерживаясь какого-либо определенного из современных музыкальных течений, свободно использует их возможности для воплощения своих художественных замыслов, которые он реализует в основном в камерно-инструментальных и хоровых жанрах, а также в сочинениях для оркестра русских народных инструментов (струнные квартеты, кантата «Песни Стеньки Разина», «Сказ», написанный по мотивам П.Бажова.
Многие члены Саратовской композиторской организации успешно работают в массовых жанрах. Широким признанием пользуются песни народного артиста России Евгения Михайловича Бикташева (род. 1939), почерк которого отличают яркое мелодическое дарование, разнообразие гармонического языка, корректное использование национального фольклора. Среди наиболее популярных образцов — «Спасибо, Волга», «Снега России», «Гюзаль», «Вальс при свечах», «Песня льется над Саратовом», «Вот моя деревня», «Не ревнуй». Среди исполнителей песен Бикташева — Валентина Толкунова, Александра Стрельченко, Маргарита Суворова, Геннадий Белов, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Леонид Серебренников, Леонид Сметанников и Нина Калашникова.
С давних пор трудится в песенном жанре заслуженный деятель искусств России Юрий Владимирович Массин (род. 1941), который ведет настойчивый поиск нестандартной интонации, часто вкладывает в песню мощный публицистический заряд, сохраняя при этом ноту задушевности (цикл «Музыка над Волгой» и серия «Сны и были», записанная на компакт-диск Николаем Караченцовым). Игорь Николаевич Дороднов (род. 1958) в своем творчестве инициативно развивает многообразные традиции отечественной массовой песни (среди разноплановых образцов — «Помни их, Россия», «На Байконуре», «Погоны», «Игра», «Снежинки», «Серебряное танго»). Виталий Алексеевич Окороков (род. 1962), напротив, целиком обращен к новейшим видам музыкальной эстрады, активно сотрудничая с лидерами поп-музыки (А.Пугачева, М.Распутина, А.Апина, Ф.Киркоров, группа «На-На» и др.).
Названные композиторы отнюдь не замыкаются в рамках массовых жанров. Так, перу Е.Бикташева принадлежат оперетта «А было это на Волге», вокально-оркестровые сюиты «Сабантуй» и «Поволжье», хоровые произведения, музыка к телефильмам. Ю.Массин проявил себя практически во всех жанрах — от симфонии и балета до струнного квартета и вокального цикла (особенно ощутимы его достижения в жанре кантаты — «Приутешница», «Безымянная высота», «Путешествие вокруг земного шара» и др.).
Суммируя сказанное, необходимо сказать, что в творчестве членов Саратовской композиторской организации представлены все существующие жанры — от музыки для детей и массовой песни до масштабных ораториальных и музыкально-театральных полотен, сложнейших симфонических и камерных партитур, написанных в полном спектре художественных манер (от традиционной до авангардной). И если, к примеру, появляются такие вершинные достижения, как лучшие оркестрово-концертные композиции Арнольда Бренинга, Олега Моралева, Михаила Симанского, Бориса Сосновцева или принадлежащие перу Елены Гохман вокальный циклы «Бессонница» и «Благовещенье», балет «Гойя», оратория «Ave Maria», то это как нельзя более красноречиво говорит о потенциале местных композиторов.
Приложение 7.
Развитие музыкальной культуры города Вольска.
Говоря о Малой Родине мы можем обратиться к городу Вольску.
Несмотря на то, что дореволюционный Вольск являлся одним из крупнейших и наиболее развитых городов Саратовской губернии, богатой культурной жизнью, в частности большим количеством театров, похвастать он не мог и сильно отставал от культурной столицы Саратова. Большая часть современных учреждений этой сферы появились в Вольске уже в советские годы.
Другими традиционными центрами культурной жизни с советских времён являются городской Дворец культуры с художественными кружками и секциями, Дом молодёжи и кино.
Небольшой по российским масштабам город Вольск издавна славится народными талантами. Долгое время центром музыкальной культуры в городе была детская музыкальная школа № 1 и драматический театр, на сцене которого выступали приглашенные и местные исполнители. Необходимость открытия в городе среднего профессионального музыкального учебного заведения зрела постоянно. Такая возможность появилась благодаря стараниям целого ряда людей, заботившихся о культурном развитии города.
Приложение 8.
Вольское музыкальное училище.
Новое учебное заведение расположилось в небольшом двухэтажном здании по улице Революционной. Первый набор составил 50 человек. Это были молодые музыканты – жители не только Вольска, района и Саратовской области. Сюда приехали студенты из отдаленных районов страны. Обучение осуществлялось на четырех отделениях: фортепианном, дирижерско-хоровом, отделении народных инструментов (по классу баяна), оркестровых (струнных и духовых) инструментов.
Уже ко второму году существования в молодом учебном заведении были созданы и успешно работали творческие коллективы: оркестр народных инструментов, оркестр баянистов, малый симфонический оркестр, женский хор. Студенты училища и творческие коллективы стали постоянными участниками праздничных мероприятий на предприятиях города, в селах Вольского района. Неизменно широкую аудиторию собирали отчетные концерты и концерты, посвященные различным событиям. Любители музыки города получили возможность постоянного общения с высоким искусством.
Благодаря душевному горению, высокому профессионализму педагогического коллектива и руководства, училище крепло и развивалось. С 1990 года директором училища является Заслуженный работник культуры России О.Л. Осипова.
С первых шагов и по сей день коллектив учебного заведения ведет активную педагогическую, концертную, научную и просветительскую работу. Около 1700 специалистов были подготовлены здесь и получили дипломы о среднем специальном образовании. Училище стало прочной ступенью для многих, кто захотел продолжить музыкальное образование в высших музыкальных учебных заведениях, таких как: Саратовская, Астраханская, Казанская, Московская консерватории; музыкальные вузы Санкт-Петербурга, Тамбова, Самары, Волгограда, Ростова, Хабаровска и др.
Выпускники Вольского музыкального училища успешно преподают в музыкальных школах, училищах, вузах, возглавляют самодеятельные, профессиональные коллективы, военные оркестры, занимают высокие руководящие посты. Имена последних можно выделить особо. Это директор Самарского театра оперы и балета Ю. Зудов, директор Саратовского областного училища культуры, кандидат педагогических наук Р. Мухамедьяров, директор СПО при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И. Статник.
Постоянный поиск администрации и педагогического коллектива, стремление не останавливаться на достигнутом, позволили открыть в училище новые отделения. Уже в 1976 году был осуществлен набор на теоретическое отделение. В этот же период появился I курс в классах домры и гитары. За короткий срок с 1999 по 2002 год открылись класс ударных инструментов, отделения «Руководитель народного хора», «Актерское искусство», «Хореографическое творчество».
В 1992 году училище получило новое недостроенное здание. Незавершенная стройка потребовала больших организационных, физических усилий и значительных финансовых вложений. Благодаря энергичности и настойчивости руководства были внесены изменения в проект и перепланированы уже построенные помещения.
1992 – 1993 учебный год начался в новом «доме». В 1994 году был открыт Большой концертный зал, на сцене которого дарят свое творческое мастерство именитые мастера, проводятся концертные выступления студентов и преподавателей училища.
За достижения в области профессионального образования и вклад в развитие культуры города и района в мае 1995 года учебному заведению было присвоено имя композитора-земляка, Заслуженного деятеля искусств России В.В. Ковалева.
Коллективу училища посчастливилось дважды встречаться с самим композитором. Первая встреча состоялась в 1972 году. Именно с этого момента началось его тесное сотрудничество с женским хором, которое увенчалось произведением, написанным специально для него по случаю 200-летия города Вольска в 1980 году.
В педагогическом коллективе учебного заведения трудятся свыше 60 преподавателей и концертмейстеров, многие из которых являются выпускниками родного училища. За многолетний труд и педагогические достижения некоторые педагоги были удостоены правительственных наград. Звания «Заслуженный работник культуры России» получили директор О.Л. Осипова, старший преподаватель ЦМК «Хоровое дирижирование» Н.Д. Сидорова, председатель ЦМК «Руководитель народного хора» Н.Н. Кузнецова; председатель ЦМК «Актерское искусство» Н.К. Зверева и преподаватель ЦМК Н.А. Белодворцева имеют звание «Заслуженная артистка России». Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» награждены завуч Г.И. Милюкова, преподаватель О.В. Абросимова.
В училище работают творческие коллективы известные далеко за пределами города Вольска. Это ансамбль русских народных инструментов «Русский напев» под руководством Н.Ф. Ващевой, дуэт баянистов-преподавателей (В. Крашенинников, А. Гудков), фольклорный ансамбль «Русский праздник», руководимый Н.Н. Кузнецовой, хореографический ансамбль «Созвездие» (руководитель – М.В. Янковская), женский хор дирижерско-хорового отделения под управлением Е.Е. Маркеловой. Перечисленные коллективы имеют звания лауреатов и дипломантов областных, региональных, Российских и Международных конкурсов. Кроме того, активную концертную работу ведут ансамбль скрипачей, вокальные ансамбли отделения «Хоровое дирижирование», оркестры духовых инструментов, народных инструментов, камерный оркестр.
Студенты училища ежегодно участвуют в исполнительских фестивалях и конкурсах различных уровней. Их успехи отмечены почетными званиями лауреатов и дипломантов.
Многолетние творческие связи имеет Вольское музыкальное училище с Саратовской государственной консерваторией им. Л.В. Собинова и Саратовской областной филармонией им. А.Г. Шнитке. В Большом зале училища вольские меломаны могли услышать такие блистательные коллективы, как симфонический оркестр, концертный духовой оркестр «Волга-Бенд», струнный квартет, ансамбль Трио-соната. Здесь дарят свое искусство солисты Саратовского театра оперы и балета. Доброй традицией стали творческие встречи с мэтрами исполнительского искусства – преподавателями кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.
В 1995 году было принято решение о проведении регионального фестиваля студентов фортепианных отделений музыкальных училищ. Честь проведения этого мероприятия была доверена сцене Вольского музыкального училища. География фестиваля оказалась очень широка, она далеко выходила за рамки региона. Уровень исполнительства участников был настолько высок, что уже в ходе работы фестиваля родилась идея реорганизовать его во Всероссийский конкурс.
Студенческие и педагогические коллективы знают не только в Вольске, но и в Вольском районе. Особую благодарность слушателей заслуживает просветительская работа коллектива: лекции и лекции-концерты собирают аудитории учащихся музыкальных и общеобразовательных школ.
Проявляя заинтересованность в деятельности подрастающего юного поколения музыкантов, училище ежегодно проводит зональный конкурс учащихся ДШИ «Весна музыкальная». В рамках этого конкурса соревнуются юные пианисты, скрипачи, духовики, баянисты, гитаристы, хоровые и вокальные коллективы. Уже два года успешно проводится конкурс хореографических коллективов «Танцевальная мозаика», а в текущем году впервые состоялся конкурс актерского мастерства.
В 2010 году Вольскому музыкальному училищу им. В.В. Ковалева исполняется 40 лет. Но, несмотря на трудное время, коллектив живет полноценной жизнью, активно трудится, растит новых музыкантов и готов всегда дарить почитателям высокого искусства свою горячую и искреннюю любовь к музыке.
Слайд 1
Музыкальная Культура Саратовской области. Выполнили работу: ученики 7 класса Лабутина Екатерина Розанова Яна Руководитель: учитель МОУ СОШ с. Терса Сахаутдинова Л.В.Слайд 2
Цель работы: Познакомить учащихся с историей музыкальной жизни Саратова и Вольска. Задачи: 1. Развивать интерес к изучению музыкального наследия малой Родины. 2. Изучить историю музыкальной жизни малой Родины. 3. Воспитывать любовь к музыкальному наследию малой Родины.
Слайд 3
Саратов издавна известен как один из крупнейших культурных центров России.
Слайд 4
В 1781 году Саратов получает официальный статус города, что явилось стимулом для более интенсивного вызревания зачатков профессиональной художественной культуры.
Слайд 5
Ныне город является признанным центром художественной культуры Поволжья и России в целом. Он имеет всеохватывающую сеть музыкального образования, венчаемую одной из старейших в стране консерваторий, располагает оперным театром и театром оперетты, филармонией с двумя большими оркестрами, а также великолепной хоровой капеллой и множеством других художественных коллективов. Здесь проводятся всевозможные музыкальные конкурсы и фестивали, наиболее значительные из которых приобрели ранг международных. Плодотворно развивается творчество местных композиторов, и не случайно Саратов стал центром межрегионального объединения четырнадцати композиторских организаций Среднего и Нижнего Поволжья.
Слайд 6
О многом и красноречиво говорит тот факт, что саратовская земля взрастила таких деятелей отечественного музыкального искусства, как композиторы Виктор Пасхалов , Константин Листов, Альфред Шнитке и Елена Гохман , певцы Алевтина Пасхалова , Лидия Русланова, Елизавета Шумская , Ольга Бардина, Галина Ковалева, Юрий Попов, Владимир Щербаков и Леонид Сметанников и многие другие. Остановимся на некоторых из них:
Слайд 7
Сметанников Леонид Анатольевич. Родился на Урале 1943 г. В Челябинске. Леонид пел в хоре, соло, радуясь музыке, наслаждаясь звучанием голоса. К середине 70-х гг. имя Леонида Сметанникова становится известным почти в равной степени и оперным слушателям, и ценителям камерно-вокальной музыки, и любителям песни. В 1973 г.Леонид Сметанников стал лауреатом VI Всесоюзного конкурса имени Глинки. С удовольствием поёт он русские народные песни в сопровождении Оркестра народных инструментов имени Осипова, а также песни народов мира на языке оригинала, которые всегда привозит из своих зарубежных поездок. В этом человеке соединились внешняя простота и внутренний интеллект, природная одарённость и мощная работоспособность.
Слайд 8
Русланова Лидия Андреевна. Настоящее имя прославленной певицы- Прасковья Андриановна Лейкина. Родилась она в деревне Александровка Петровского уезда Саратовской губернии, в Саратове в 1914-1916гг. брала уроки пения у ведущего педагога консерватории М. В. Медведева. С 1925г. являлась артисткой театрального бюро Центрального Дома Красной Армии. Русланова обладала ярким, сильным голосом могла передавать тончайшие оттенки музыкально - поэтической интонации и в совершенстве владела искусством импровизации. Благодаря ей народные песни заняли достойное место на отечественной эстраде.
Слайд 9
Гохман Елена Владимировна. Родилась 1935 г. Среди её педагогов были народные артисты Ю.А. Шапорин и Р.К. Щедрин, Елена Гохман всю жизнь провела в Саратове и с 1662г. Преподаёт на кафедре теории музыки и композиции в Саратовской консерватории. Неизменными качествами её творчества являются органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, высокая духовность, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Гохман Е.В. Была удостоена Государственной премии (1991) и звания Заслуженного деятеля искусств России(1994).
Слайд 10
Ковалёва ольга васильевна Ольга Васильевна Ковалёва - певица (контральто), исполнительница русских народных песен. Народная артистка РСФСР (1947). Ольга Васильевна родилась 4 августа 1881 года в деревне Любовка Саратоской губернии в большой крестьянской семье. Училась в музыкальных классах в Саратове. Три года занималась на курсах петербургского певца и педагога И.П.Прянишникова. В составе частной оперной труппы гастролировала в разных городах России. Пела в оперных театрах провинции. Гастролировала за рубежом. Однако её истинным призванием было исполнение русских народных песен. Ольга Васильевна - автор песен "Ой, цвети, кудрявая рябина" и "Волжские мотанечки ", принимавшихся за народные. 15 февраля 1925 года состоялось её первое выступление на радио, которому она до конца жизни была преданна и благодарна за возможность расширить аудиторию своих слушателей. Ольга Васильевна Ковалёва скончалась 2 января 1962 года.
Слайд 11
К концу XVIII века музыкальное искусство в Саратовском крае, помимо развитой фольклорной традиции, было представлено также небольшими хорами и оркестрами в нескольких поместьях наиболее просвещенных и состоятельных дворян. В первые десятилетия XIX столетия они продолжали играть заметную роль. Высокие творческие задачи ставил перед своими музыкантами губернский предводитель дворянства Николай Иванович Бахметев (1807–1891). К примеру, в сезоне 1842/1843 года он привез в Саратов из родового имения Бахметевка Аткарского уезда хор и оркестр, в исполнении которых прозвучали фрагменты из опер и ораторий, в том числе из «Сотворения мира» Гайдна. Позже он давал уроки музыки в Саратовском Мариинском институте благородных девиц, писал музыку (в том числе известные в свое время романсы).
Слайд 12
Говоря о второй половине ХIХ века, прежде всего следует упомянуть о такой примечательной личности тех десятилетий, как Иван Петрович Ларионов (1830–1889), который положил начало музыкально-критической деятельности в Саратове. Писал он музыку (силами любителей в Саратове и Петербурге ставилась его опера «Барышня-крестьянка»), оставшись для многих безвестным автором популярнейшей песни «Калинка» на собственный текст. И в последующем, уже в первой половине ХХ столетия, саратовская земля дарила России песни, приобретавшие всеобщую известность — «Над полями, да над чистыми» Елизаветы Гориной, «Весной Волга разольется» Ольги Ковалевой, «Валенки» Лидии Руслановой и т.д.
Слайд 13
Помимо песенного творчества создавалась и музыка в академических жанрах. Среди ее авторов — Н.И.Ершов (в его наследии выделяются хоровые и оркестровые сочинения конца 1860-х) и особенно Виктор Никандрович Пасхалов (1841–1885). Написал ряд романсов, которые пользовались широкой известностью («Под душистою ветвью сирени», «Дитятко, милость Господня с тобой», « Нивушка » и др.).
Слайд 14
Важнейшим базисом дальнейшего развития музыкальной культуры города стала консерватория и, говоря об этом, прежде совершенно необходимо очертить фигуру Станислава Каспаровича Экснера .
Слайд 15
Наилучшим образом наладив работу музыкальных классов, он к 1895 году добился их преобразования в музыкальное училище и стал его первым директором. В связи с быстрым ростом числа учащихся вскоре встал вопрос о собственном здании для него. Стараниями Экснера и с помощью князя П.М.Волконского, в 1902-м было возведено новое трехэтажное здание с прекрасным концертным залом (теперь здесь размещается консерватория).
Слайд 16
В стенах училища, отметившего в 2005 году свое 110-летие, начинали творческий путь многие видные деятели отечественной музыкальной культуры: композиторы В.Пушков, К.Листов, Ю.Кочуров , Е.Гохман , В.Бикташев , музыковеды, пианисты, скрипачи, певцы В.Петрова Званцева и Н.Сперанский; джазовые исполнители Н.Левиновский , Б.Золотарев, С.Пронь , эстрадные певицы А.Апина , О.Ярешко и т.д.
Слайд 17
Прошло немногим более десятилетия после основания музыкального училища, и с 1907 года неутомимый С.К.Экснер начинает предпринимать усилия по открытию в Саратове консерватории, которую открыли 21 октября 1912-го. Третья по счёту в стране и первая в провинции.
Слайд 18
Свидетельством самоочевидной плодотворности работы консерватории уже в начальные годы ее существования может служить перечень первых студентов, ставших впоследствии видными деятелями музыкальной культуры. Это композиторы Г.Сметанин , А.Митюшин, К.Листов, В.Пушков, Ю.Кочуров (класс сочинения вели в основном Л.М.Рудольф и Г.Э.Конюс ), музыковеды И.Способин , М.Михайлов, А.Дмитриев, скрипачи Я.Рабинович, Д.Цыганов, виолончелист С.Кнушевицкий , певица Ф.Мухтарова. Остановимся вкратце на некоторых из этих имен.
Слайд 19
Константин Яковлевич Листов (1900–1983) окончил Саратовскую консерваторию в 1922 году по двум классам — композиции и фортепиано. В 1919–1923 годах был пианистом, а позже дирижером Саратовского театра миниатюр. Основной сферой творчества стала для него песня — среди его восьми сотен песен широкую популярность приобрели «Песня о тачанке», «В землянке», «Ходили мы походами» и др. Значительное место в творческом наследии Листова занимает музыкальная комедия (наиболее известна оперетта «Севастопольский вальс»). В Саратове были поставлены его оперы «Олеся» (по А.Куприну, 1959), «Дочь Кубы» (1962) и оперетта «Копилка» (по Э.Лабишу , 1939).
Слайд 20
В енедикт Венедиктович Пушков (1896–1971) родился в Саратове, в 1922–1925 годах занимался в Саратовской консерватории, а после ее реорганизации был переведен в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1929-м и с 1935-го преподавал там же. В числе его наиболее примечательных произведений крупной формы — Струнное трио (1927), Скрипичный концерт (1965), опера «Гроза» (по А.Островскому, пост. 1972). Значителен вклад Пушкова в области киномузыки — он «озвучил» более 40 фильмов, в том числе «Семеро смелых» (1936), «Тайга золотая» (1937), «Учитель» (1939), «Большая семья» (1954), «Дорогой мой человек» (1958). Для его песенного творчества характерны искренность, напевность, простота и естественность; лучшие образцы получили широкую известность («Лейся, песня, на просторе», «Тайга золотая»).
Слайд 21
Еще один пласт музыкальной культуры, в полной мере оформившийся к началу ХХ века, был связан с народным творчеством. Собирание фольклора происходило на территории края с начала XIX столетия. Свой вклад в фольклористику внесли и некоторые из живших здесь композиторов. А.Эйхенвальд , преподававший в Саратовском музыкальном училище, участвовал в нескольких этнографических экспедициях, собрал свыше 4000 народных мелодий Поволжья и Средней Азии, частично обработал их и некоторые использовал в своих сочинениях.
Слайд 22
Кроме прочих в Саратове долгое время, с 1907 по 1920 год, жил крупнейший фольклорист Александр Михайлович Листопадов, прославившись впоследствии исследованиями песнетворчества донских казаков, в нашем регионе он собирал и изучал русские и татарские песни.
Слайд 23
В 1935 году консерватории было присвоено имя Л.В.Собинова. Тогда же была учреждена существующая доныне стипендия его имени, а много позже, с 1986 года, Саратовский оперный театр стал проводить Собиновский музыкальный фестиваль, который становится всё более авторитетным и престижным.
Слайд 24
В 1939 году в числе первых периферийных городов Саратов создает у себя отделение Союза композиторов СССР. Председателем был избран Михаил Кесаревич Михайлов (1904–1983). После недолгого перерыва деятельность местной композиторской организации возобновилась в 1951 году, который считается официальной датой ее рождения.
Слайд 25
Ярко заявил о себе с конца 1950-х годов Виктор Владимирович Ковалев (1919–1993). По окончании музыкальной школы в городе Вольске он поступил в 1937-м в музыкальное училище при Московской консерватории (класс композиции Б.С.Шехтера), которое после демобилизации из Советской Армии закончил в 1950 году (по классу Г.С.Фрида ). Образование завершил на музыковедческом отделении Саратовской консерватории в 1957-м и преподавал в Саратовском музыкальном училище, где долгое время руководил теоретическим отделом. Ковалев избирался председателем Саратовской композиторской организации (с 1960), был членом правления Союза композиторов РСФСР. Работал он преимущественно в вокально-хоровых жанрах (кантаты и циклы «Волга — песнь моя!», «Девичьи песни», «Земля моя» и др.); в своем творчестве опирался на песенные истоки, в том числе на волжский фольклор; его музыке присущи лирическая задушевность, романтическая приподнятость. Большим его достижением стало создание балета «Девушка и Смерть» (1961), который шел на сценах Саратовского и Куйбышевского театров оперы и балета, был показан в Москве и удостоен диплома первой степени на Всесоюзном смотре спектаклей (на местной сцене с большим успехом возобновлен в новой редакции в 2007-м).
Слайд 26
Как уже приходилось многократно убеждаться, саратовская земля постоянно «поставляла» стране высокоталантливых музыкантов. Из первых послевоенных лет в числе наиболее значительных следует назвать уроженцев Саратова, профессоров Московской консерватории заведующего кафедрой хорового дирижирования Бориса Григорьевича Тевлина и главного дирижера Большого театра Юрия Ивановича Симонова, а также композитора Альфреда Гарриевича Шнитке (1934– 1998).
Слайд 27
Шнитке Альфред Гариевич. Шнитке родился и провел детские годы в городе Энгельсе. Его творческое наследие составляют девять симфоний, около полутора десятков инструментальных концертов (в том числе в жанре возрожденного им сoncerto grosso ), оперы («Жизнь с идиотом », « Джезуальдо »), балеты («Лабиринты», «Пер Гюнт »), кантатно-ораториальные и камерно-инструментальные композиции, музыка к драматическим спектаклям и фильмам (свыше 60). В ряде сочинений явственно угадываются отголоски впечатлений детства, проведенного на волжских берегах. Его имя носят Саратовская областная филармония и Московский государственный институт музыки. При Саратовской консерватории основан Шнитке-центр .
Слайд 28
Многие члены Саратовской композиторской организации успешно работают в массовых жанрах. Широким признанием пользуются песни народного артиста России Евгения Михайловича Бикташева (род. 1939), почерк которого отличают яркое мелодическое дарование, разнообразие гармонического языка, корректное использование национального фольклора. Среди наиболее популярных образцов — «Спасибо, Волга», «Снега России», « Гюзаль », «Вальс при свечах», «Песня льется над Саратовом», «Вот моя деревня», «Не ревнуй». Среди исполнителей песен Бикташева — Валентина Толкунова , Александра Стрельченко, Маргарита Суворова, Геннадий Белов, Юрий Богатиков , Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Леонид Серебренников, Леонид Сметанников и Нина Калашникова.
Слайд 29
С давних пор трудится в песенном жанре заслуженный деятель искусств России Юрий Владимирович Массин (род. 1941), который ведет настойчивый поиск нестандартной интонации, часто вкладывает в песню мощный публицистический заряд, сохраняя при этом ноту задушевности (цикл «Музыка над Волгой» и серия «Сны и были», записанная на компакт-диск Николаем Караченцовым). Игорь Николаевич Дороднов (род. 1958) в своем творчестве инициативно развивает многообразные традиции отечественной массовой песни (среди разноплановых образцов — «Помни их, Россия», «На Байконуре», «Погоны», «Игра», «Снежинки», «Серебряное танго»). Виталий Алексеевич Окороков (род. 1962), напротив, целиком обращен к новейшим видам музыкальной эстрады, активно сотрудничая с лидерами поп-музыки (А.Пугачева, М.Распутина, А.Апина , Ф.Киркоров , группа «На-На» и др.).
Слайд 30
Названные композиторы отнюдь не замыкаются в рамках массовых жанров. Так, перу Е.Бикташева принадлежат оперетта «А было это на Волге», вокально-оркестровые сюиты «Сабантуй» и «Поволжье», хоровые произведения, музыка к телефильмам.
Слайд 31
Говоря о Малой Родине мы не можем не сказать о городе Вольске. Несмотря на то, что дореволюционный Вольск являлся одним из крупнейших и наиболее развитых городов Саратовской губернии, богатой культурной жизнью, в частности большим количеством театров, похвастать он не мог. Другими традиционными центрами культурной жизни с советских времён являются городской Дворец культуры с художественными кружками и секциями, Дом молодёжи и кино.
Слайд 32
В 1970 году открылось Вольское музыкальное училище Первый набор составил 50 человек. Обучение осуществлялось на четырех отделениях: фортепианном, дирижерско-хоровом, отделении народных инструментов (по классу баяна), оркестровых (струнных и духовых) инструментов.
Слайд 33
Были созданы и успешно работают творческие коллективы: оркестр народных инструментов, оркестр баянистов, малый симфонический оркестр, женский хор. Благодаря душевному горению, высокому профессионализму педагогического коллектива и руководства, училище крепло и развивалось. С 1990 года директором училища является Заслуженный работник культуры России О.Л. Осипова.
Слайд 34
Около 1700 специалистов были подготовлены здесь и получили дипломы о среднем специальном образовании.
Слайд 35
Выпускники Вольского музыкального училища: директор Самарского театра оперы и балета Ю. Зудов, директор Саратовского областного училища культуры, кандидат педагогических наук Р. Мухамедьяров , директор СПО при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И. Статник .
Слайд 36
В педагогическом коллективе учебного заведения трудятся свыше 60 преподавателей и концертмейстеров, многие из которых являются выпускниками родного училища. За многолетний труд и педагогические достижения некоторые педагоги были удостоены правительственных наград. В училище работают творческие коллективы известные далеко за пределами города Вольска. За многолетний труд и педагогические достижения некоторые педагоги были удостоены правительственных наград. Студенты училища ежегодно участвуют в исполнительских фестивалях и конкурсах различных уровней. Их успехи отмечены почетными званиями лауреатов и дипломантов.
Слайд 37
В заключении мы с гордостью можем сказать, что саратовская земля является родиной выдающихся деятелей музыкального искусства: композиторов, исполнителей, педагогов. Наша малая Родина - родина не только выдающихся музыкантов, но и известных музыкальных коллективов, которые заслуживают исследовательского внимания.
Слайд 38
ЛИТЕРАТУРА Демченко А.И. Два столетия музыкальной культуры Саратова. - Саратов, Приволжское издательство, 2006. Манжора Б. Композиторы и музыковеды Саратова.- Саратов, 1982. Вардугин В. Легенды и жизнь Лидии Руслановой. - Саратов, 1999. Вардугин В. Саратовская азбука: великие земляки и достопримечательности родного края. - Саратов, 2003. Беседы с А. Шнитке . - М., 1994. Большая саратовская энциклопедия 2010-2011 гг.
Две лягушки
Растрёпанный воробей
Рукавичка
Зимний дуб
Барсучья кладовая. Александр Барков