Биографии и параллели в жизни и творчестве двух великих композиторов С.С.ПРОКОФЬЕВА и Д.Д.ШОСТАКОВИЧ А
Вложение | Размер |
---|---|
sovremenniki_19.08.2014g.doc | 83.5 КБ |
МОУ ДОД КИРИШСКАЯ ДШИ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«СОВРЕМЕННИКИ»
С.С.ПРОКОФЬЕВ и Д.Д.ШОСТАКОВИЧ
Автор: Ковалёва Н.
7 класс музыкального отделения
преподаватель Кузовникова Р.М.
2011г.
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)
РЕБЕНКУ БОГОВ, ПРОКОФЬЕВУ
К. Бальмонт
Ты – солнечный богач.
Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет.
Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять
В спешащем разговоре
Цветов загрезивших певучий аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад.
Там где-то далеко рассыпчатые зори
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет в угрозном гуле сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши свет
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной,
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной луной.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С. С. ПРОКОФЬЕВА
1891 год – 23 апреля в имении Сонцовка Екатеринославской губернии в семье управляющего родился С.С. Прокофьев. Мальчик любит природу. Мать занимается с сыном музыкой, иностранными языками. Сережа пытается фантазировать на рояле, сочиняет. Среди первых его произведений – «Индийский галоп».
1900 год – Поездка в Москву. Посещение Большого театра. Пишет оперу «Великан» на собственное либретто.
1901-1902 годы – Постановка оперы «Великан» с автором в главной роли в доме дяди Прокофьева. Пишет оперу «На пустынных берегах».
1909 год – Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор. На выпускном экзамене представил Шестую сонату и финал оперы «Пир во время чумы».
Прокофьев едет в Лондон, Рим, Неаполь. В Лондоне состоялась первая встреча композитора с С. Дягилевым. С успехом проходят фортепианные вечера Прокофьева. Композитор возвращается на родину и активно принимается за творчество, пишет балет «Ала и Лолий», впоследствии переработанный в «Скифскую сюиту», фортепианный цикл «Сарказмы», вокальную сказку «Гадкий утенок», оперы «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», Третий фортепианный концерт.
1921 год - Прокофьев перебирается в Париж, оттуда совершает гастрольные поездки. Сближается с композиторами Онеггером, Мийо, Пуленком, Рахманиновым, Равелем, композиторами «Шестерки», художниками Пикассо и Матиссом, Чарли Чаплиной, дирижерами Стоковским, Кусевицким, Тосканини. Продолжает сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре».
1927, 1929, 1932 годы – Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Концерты проходят с триумфом.
1933 год – Прокофьев возвращается на родину, в Россию. Первые пять лет ездит на гастроли, затем выезжать из страны ему запретили. Резко меняется тематика творчества Прокофьева. Композитор пишет музыку к кинофильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», оперы «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», ораторию «На страже мира», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья»), фортепианные произведения.
1941 год – С началом Великой Отечественной войны Прокофьев эвакуируется на Кавказ.
1943 год – Прокофьев возвращается в Москву. Резко ухудшается здоровье. Прокофьев попадает в жерло советской идеологии. Музыка Прокофьева признана критикой формалистической (поверхностной) и антинародной. Работа над оперой «Война и мир». Работа занимает много лет. Последнее произведение композитора - Седьмая симфония. Гениальный симфонический цикл - настоящее завещание великого Мастера потомкам.
1953 год — Прокофьев умер 5 марта, в один день со Сталиным. Смерть композитора на фоне официальной скорби прошла совершенно незамеченной. Хоронили его лишь самые близкие друзья.
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)
Музыка А.Ахматова
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Д. Д. ШОСТАКОВИЧА
1906 год – Дмитрий Шостакович родился 25 сентября в Петербурге в интеллигентной семье. Мама будущего композитора имела музыкальное образование. Отец был инженером-химиком. Начал заниматься музыкой поздно. Успехи были ошеломляющие не только по фортепиано, но и в композиции.
1923 год – Шостакович закончил консерваторию по классу фортепиано. Педагогом по фортепиано у композитора был Л. Николаев.
1925 год – Закончил консерваторию по классу композиции. Педагогом по композиции был М. Штейнберг. В качестве дипломной работы Шостакович представляет Первую симфонию, которая принесла ему широкую известность.
1927 год – Шостакович послан на международный конкурс имени Шопена в Варшаву, где получил почетный диплом. Пишет Вторую и Третью симфонии, балеты «Золотой век», «Болт», оперу «Нос», фортепианные сочинения, а также музыку к кинофильмам «Одна», «Золотые горы», «Трилогия о Максиме».
1932 год – Композитор женится на Нине Варзар.
1934 год – В ленинградском Малом оперном театре поставлена опера «Катерина Измайлова» на сюжет Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера прошла с большим успехом. Пишет балет «Светлый ручей», начинает писать Четвертую симфонию, появляются Пятая и Шестая симфонии, фортепианный квинтет.
1937 год – Шостакович приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки.
1948 год – Появилось постановление «Об опере «Великая дружба Мурадели», направленное и против Шостаковича. Его увольняют из консерватории. Пишет много произведений: музыку к кинофильмам, ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над родиной нашей солнце сияет», Первый концерт для скрипки с оркестром, Десятую симфонию, много квартетов, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги».
1950-е годы – Хрущевская «оттепель». Композитор обращается к симфоническому творчеству: пишет Одиннадцатую, Двенадцатую, Тринадцатую, Четырнадцатую, Пятнадцатую симфонии, симфоническую поэму «Казнь Степана Разина».
1961-1970 годы – Здоровье Шостаковича заметно ухудшается. Переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Шостакович подолгу лежит в больнице.
1975 год – В мае Шостакович приезжает в Дом творчества композиторов в Репино под Ленинградом. С трудом передвигается, продолжает сочинять сонату для альта и фортепиано.
9 августа Шостакович умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощения те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в XX в. он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях.
Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Он был сразу возведен в ранг классиков. Зарубежные награды и дипломы были бесспорными – он был почетным членом всевозможных академий, университетов, лауреатом различных международный премий. Советских наград тоже было достаточно. Но это были пряники, которые сполна уравновешивались кнутом: постановлениями ЦК КПСС он не раз буквально уничтожался, обвинялся во всех грехах.
Композитор не был свободен в своем творчестве: он должен был выполнять приказы. Например, после знаменитого постановления 1948 г., в котором его творчество было названо формалистическим и чуждым народу, его послали в командировку за границу, где он должен был объяснять зарубежным корреспондентам, что критика в его адрес была правильной, что он действительно совершил ошибки и его правильно поправляют. Ему приходилось принимать участие в различных форумах, совещаниях, тратить на это много времени вместо того, чтобы сочинять музыку.
А это было главным для Шостаковича. Ей отдавал он все возможное время, сочинял повсюду – за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Композитор обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре ни пробовал он свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения: балеты, оперы, инструментальные пьесы, концерты, песни, романсы, музыка к кинофильмам. Но прежде всего Шостакович – гениальный симфонист. Именно в его симфониях воплотилась история XX в., его трагедия, его страдания и бури.
С. Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составили славу русской музыки XX в. Он был выдающимся пианистом, дирижером, композитором, который работал во всех жанрах и в каждом оставил образцы непревзойденного совершенства. Начало столетия – взрывчатое, бурное время, и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто неповторимое и новаторское. Неудивительно, что представители «серебряного века» (так называли этот период в искусстве) не поняли его музыку, и только немногие смогли увидеть в нем создателя нового искусства. Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве.
Прокофьев был творцом светлого, жизнелюбивого искусства. Иносказательным портретом композитора могут служить строки из поэмы Маяковского «Облако в штанах»:
От вас, которые влюбленностью мокли,
От которых в столетья слеза лилась,
Уйду я, солнце моноклем
Вставлю в широко растопыренный глаз.
Действительно, он был солнечным композитором. Широко известно, что композитор завел альбом с названием «Что вы думаете о солнце?» Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие крупные музыканты, литераторы, художники. Известнейший пианист Артур Рубинштейн написал в этом альбоме такие слова: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: «Государство – это я!» Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: «Солнце – это я!» Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронес его через все коллизии своей нелегкой жизни. Осталось только перечислить основные произведения композитора.
Оперы: «Маддалена» (1911), «Игрок» (1916), «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1919-1927), «Семен Котко» (1939), «Дуэнья» («Обручение в монастыре», 1940), «Война и мир» (1941-1943), «Повесть о настоящем человеке» (1947-1948).
Балеты: «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915-1927), «Стальной скок» (1925), «Блудный сын» (1929), «На Днепре» (1930), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1948- 1950).
Для симфонического оркестра: 7 симфоний (1916—1952), Симфония - концерт для виолончели с оркестром (1952), «Скифская сюита» (1914), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), симфоническая сюита «Вальсы» (Два пушкинских вальса, 1946), сюиты, поэмы, увертюры и т.д.
Вокально-симфонические произведения: «Семеро их» (1917), «Александр Невский» (1938), «Здравица» (1939), сюита «Зимний костер» (1949), оратория «На страже мира» (1950).
Для фортепиано: 9 сонат, «Сарказмы» (1914), «Мимолетности» (1917), «Сказки старой бабушки» (1918), «Детская музыка» (1935).
Для голоса с фортепиано: «Гадкий утенок» (1914), Пять стихотворений А. Ахматовой (1916) и др. романсы и обработки народных песен.
Концерты с оркестром: 5 для фортепиано (1911 — 1932), 2 для скрипки (1917, 1935), 2 для виолончели (1938, 1950)
Музыка для театра и многое другое.
Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой XX века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.
Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала XX века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.
Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. "Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества - во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных", - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.
Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.
Самая первая пьеса Прокофьева - "Индийский галоп". В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу "Великан" на собственное либретто.
Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет. Они назывались: "Траурный марш памяти жертв революции", "Гимн свободе".
Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.
Их появление объясняет тот факт, что в свои 8-11 лет будущий композитор был свидетелем первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. - по классу фортепиано.
Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.
Впервые пересеклись жизненные пути композиторов пересеклись в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями- музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.
В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР.
На протяжении насыщенного и богатого событиями творческого пути и Прокофьеву, и Шостаковичу довелось встретиться со многими талантливыми людьми. Среди них - 2 режиссера: один, Сергей Эйзенштейн - кинорежиссер; другой, Всеволод Мейерхольд - театральный.
В результате их дружеского общения появились совместные проекты, например фильм и кантата "Александр Невский" и "Клоп".
Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры. С.Прокофьев: опера, балет, симфония. Д.Шостакович: симфония, квартет
Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы "Война и мир" по роману Л.Н.Толстого.
Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о "Войне и мире" в журнале "Советская музыка" следующим образом:
"...Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с "Войной и миром". К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все".
Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название "Ленинградская", в 1 части которой звучит знаменитый "эпизод нашествия"...
Еще до начала ВОВ Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. »
...10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.
В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию - занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.
Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, - свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанное - эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери...
Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет (до смерти Сталина в 1953 г.).
Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.
Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно, это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году.
Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки "детской симфонии", но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, "прощальном" произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному.
Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева высказался следующим образом: "Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте... А ведь сочинял эту музыку - нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек - жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника! С невольным преклонением я думаю об этом".
...Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.
P.S. - "Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение".
Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле 1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.
ПРОКОФЬЕВ О ТВОРЧЕСТВЕ …
Я придерживаюсь того убеждения, что композитор; как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства
ШОСТАКОВИЧ О ТВОРЧЕСТВЕ...
Музыка сопровождает человека в течение всей его жизни...
Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Яблоко
Ручей и камень
Любили тебя без особых причин...
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Денис-изобретатель (отрывок)