Научно- исследовательская работа. Тема: "Художник, композитор о весне". Работу можно использова на конференции.(Секция МХК).
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.rar | 1.54 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
Научно-исследовательская работа
«Художник, композитор о весне»
(П.Чайковский «Апрель. Подснежник». А.Саврасов «Грачи прилетели»)
Работу выполнил
Антипова Арина,
учащаяся 5 класса «Б»
МБОУ «СОШ №56»
Научный руководитель:
Лыченкова Ирина Витальевна,
учитель музыки
1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ №56»
Новокузнецк, 2014
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………2
2. Основная часть…………………………………………………………………..3
3.Заключение………………………………………………………………….8
4. Список литературы………………………………………………………………………..9
1.Введение.
Нет такого человека на Земле, который хоть раз в жизни не восхищался бы красотой природы. Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Какие прекрасные произведения посвящали композиторы и художники родной стороне. Мне тоже хочется показать своё отношение к природе.
Я провела анкетирование среди учащихся 5 –х классов МБОУ «СОШ №56»по теме: «Произведения искусства русских композиторов и художников, посвященные родной природе».
Использовала следующие вопросы: (слайд 2)1. Каких, русских композиторов, вы знаете? 2. Назовите музыкальные произведения и их авторов, связанные с природой. 3. Каких, русских художников, вы знаете? 4. Назовите художников и их полотна, в которых они отобразили красоту русской природы? 5. Для чего нужны произведения искусства, отражающие красоту родной природы? 6. Любишь ли ты рассматривать пейзажи? 7. Любишь ли ты слушать музыкальные произведения, связанные с природой?
Анализ результатов диагностики.
Было опрошено 105 учащихся. Исходя, из результатов анкет выяснилось
На вопрос, (Слайд 3)каких русских композиторов вы знаете? Ответили 100%. Отметили Петра Чайковского - 63% , Сергея Рахманинова - 23%, Николая Римского – Корсакова - 12% и 2% - Модеста Мусоргского. На вопрос, назовите музыкальные произведения и их авторов, связанные с природой? Ответили 100%. Отметили Петра Чайковского. Цикл пьес « Времена года» - 63%, Николая Римского – Корсакова. Опера « Снегурочка» - 12%, Петра Чайковского. Симфония № 4 -25%. Дети назвали произведения, которые изучали на уроках музыки.
На вопрос, (Слайд 4) каких русских художников вы знаете? Ответили 70%. Отметили И. Шишкина- 23% , И. Левитана - 20%, 4% - А. Саврасова, 15% - Айвазовского, Васнецова- 2% и 6% - Репина. На вопрос, назовите художников и их полотна, в которых они отобразили красоту русской природы? Ответили всего 20%. Скорее всего, дети отреагировали на ранее услышанные, на уроках запомнившиеся фамилии, так как уверенных ответов с названиями полотен этих художников не назвали. Отметили И. Шишкина «Зима» - 6%, И.Шишкина «Корабельная роща» - 4%, И. Левитана «Золотая осень»- 3%, И. Левитана «Март»- 7%. На вопрос, для чего нужны произведения искусства, отражающие красоту родной природы? Отметили «Чтобы передать ее красоту» - 79 %, « Чтобы видеть, понимать, ценить и беречь красоту» - 11 %, « Чтобы люди соприкоснувшись с искусством стали другими, более чувствительным и доброжелательными» - 10 %. На вопрос, любишь ли ты рассматривать пейзажи? 97 % ответили «да» и 3% ответили – «нет». На вопрос, любишь ли ты слушать музыкальные произведения, связанные с природой? 98 % ответили «да» и 2% ответили – «нет».
Исследуя работы, я пришла к выводу:
Актуальность выбранной темы.
Все реже школьники стали обращать внимание на то, как красива природа нашей Родины. Какие прекрасные произведения искусства были посвящены родной стороне. Поэтому мной была выбрана данная тема. (Слайд 5)
Цель работы: проанализировать произведения Чайковского и Соврасова, выявить особенности изображения весны в данных произведениях.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
и картину Саврасова «Грачи прилетели».
Объект исследования: особенности изображения весны в произведениях Чайковского и Соврасова.
Предмет исследования: произведение Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» и картина Алексея Соврасова «Грачи прилетели». (Слайд 6)
Гипотеза - Я предполагаю, что представленная к анализу картина, может звучать. Совмещаются ли музыкальные и художественные образы.
Практическая значимость состоит в получении и внедрении результатов исследования в практику музыкально-просветительской деятельности школьников МБОУ «СОШ №56» Орджоникидзевского района г. Новокузнецка (проведение лекций – концертов в школьной, музыкальной гостиной). (Слайд 7) Произведения искусства развивают образное мышление, воображение, расширяют кругозор. И хотелось бы отметить, все-таки, что происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, он становится другим!
2. Основная часть.
Необычайно тонкое ощущение поэзии русской природы присуще П. И. Чайковскому, великому русскому композитору ХIХ века. (Слайд 8) Поводом к написанию фортепианного цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Николая Матвеича Бернарда. Академик Б. Асафьев назвал цикл «Времена года» образцом «поэтической звукописи», циклом «картинок настроения». (Слайд 9)
В цикле «Времена года»12 пьес, столько сколько месяцев в году. Как отобразил весну Чайковский в этом произведении? Чтобы образ весны у вас до конца сложился, мы послушаем музыку, сделаем анализ произведения.
Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину. (Слайд 10)
Слушая музыку я увидела, как подснежник тянется к солнцу, выглядывая из - под тающего снега.
А вот подснежник качается на легком весеннем ветерке и не яркое солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Чтобы нарисовать эти картины композитор использовал музыкальные краски.
(Слайд 11) Перед вами один из шедевров русской живописи – картина Алексея Константиновича Саврасова “Грачи прилетели”.
На картине изображен март месяц. Пасмурный день. Окраина села. На переднем плане березы кривые и корявые. Не яркое солнце. Облупившаяся церковь. Краски не яркие серовато – коричневые с голубизной. - Что здесь привлекательного? Даже не привлекательные задворки могут показать поэтичность русской природы.
Возникает вопрос: может ли эта картина звучать? Стоит взглянуть, и уже слышишь: пение птиц, шум воды, капель, треск льда. Звуки окружающие нас весной необычны…Я попробовала озвучить картину музыкальными инструментами. В продолжение эксперимента стало желание смастерить свои музыкальные инструменты. (Слайд 12) Оказывается, есть предметы, которые звучат или могут звучать. И вот что у меня получилось.
Дуновение ветерка (пакеты)
Шелест веток (погремушки, сделанные своими руками)
Сейчас мы увидели картины – весенние пейзажи, которые приводят в восторг и художников, и зрителей, и критиков.
Чья картина получилась удачнее? В ходе исследования я попробовала объединить два вида искусства картину и музыку. (Слайд 13)
Каждый по – своему увидел и изобразил картину весенней природы, используя свои средства выразительности. (Слайд 14)
Музыка | Картина |
Трепетная, взволнованная, вальсовая. Регистр средний, высокий. Мажорный и минорный лад. Короткие длительности. | Краски не яркие серовато – коричневые с голубизной. Пасмурный день. Окраина села. Березы кривые и корявые. Не яркое солнце. |
У композитора весна - трепетная, нежная. У художника – серая, не яркая серовато – коричневая с голубизной. Только на первый взгляд природа весной однообразна. Все солнце, да капель, а то мороз ударит. Снова оттепель! А какой день разный, то сверкающий, звонкий, то серенький мягкий.
Заключение.
Проводя исследование, я поняла, что природа творит с художниками, композиторами чудеса, и вдохновляют их на яркие, красочные произведения, но и более жизненные, реалистичные полотна, которые трогают тебя до глубины души.
Природа дарит чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем.
Сегодня, когда вы будете идти домой, посмотрите на природу глазами Чайковского, Саврасова. На этом мое выступление закончено, но хотелось бы доставить еще одну маленькую радость всем присутствующим. Я хочу подарить Вам подснежники. (Слайд 15)
- До свидания, до встречи с музыкой! (Слайд 16)
(Слайд 17) Список литературы:
1. Альшванг А. П. Чайковский. М., 1970.
2. Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.
3. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997.
Усатый нянь
Сказки пластилинового ослика
Невидимое письмо
Пейзаж
Интересные факты о мультфильме "Моана"