Автор работы исследует историю создания способа сохранения музыки от первых попыток записать музыкальные произведения до создания нот.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_temu.ppsx | 2 МБ |
Слайд 1
Презентация на тему « История музыкального письма» ученицы 6 «в» класса гимназии № 53 г. Нижнего Новгорода Кирьяновой ЕкатериныСлайд 2
С ейчас трудно представить, что было время, когда на свете не существовало нотной записи. Музыка передавалась только устно или с помощью рисунков . Образцы таких записей обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся в Древнем Вавилоне. Для записи использовались иероглифы, обозначавшие небесные светила. Среди них - Солнце, Луна и звезды. Острая потребность найти способ сохранения музыкальных напевов привела к созданию нотной записи. Изначально развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Со временем буквы греческого алфавита заменяются латинскими. И сейчас можно встретить обозначение звука «до» латинской буквой «с», звука «ре» — буквой « d » и т. д.
Слайд 3
Многие поколения создавали все более удобные системы перевода « живой» музыки на язык графической записи — нотации . Музыка фиксируется с помощью специальных знаков . Они менялись на протяжении всего развития музыкальной культуры, были различны у разных народов, и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той единой форме нотной записи, которая используется сейчас. В средние века появляется невменная нотация, характерная для культовой музыки. Одна из ее разновидностей — русское крюковое, или знаменное, письмо. Условные обозначения — невмы (на Руси они назывались крюки, знамена) состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или обороты мелодии, повышение или понижение голоса , повторение одного и того же звука, способ исполнения.
Слайд 4
П озднее в западно-европейской музыке они стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм . Так постепенно зарождалась линейная нотация , объединявшая наглядность и высоту записанного знака.
Слайд 5
Гвидо д'Ареццо – основоположник нотной записи . Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и между ними. Все четыре линии объединились в единую систему, ставшую прообразом современного нотного стана, образовались ключи — условные знаки, определяющие высоту расположенных на нем нот. П остепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты. В целом нотная запись значительно упростилась. Г видо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий — Ut , Re , Mi , Fa , Sol , La . Основой являются начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна. В конце XVI в. для обозначения VII ступени в звукоряде был введён слог "си" (сокращение от « Sancte Ioannes »; Х. Вальрант , около 1574 года). Во 2-й половине XVII в. неудобный для распевания слог " ут " был заменён слогом "до« ( итальянцем Дж. Дони , около 1540 года). Эти названия сохранились и сейчас и обозначают высоту звука.
Слайд 6
И так, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо , дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной.
Слайд 7
Р ешение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация . В отличие от хоральной , она позволяла фиксировать не только высоту, но и длительность звуков. Значительные изменения происходили в написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные ноты округлились, появились нотные штили . Произошло разделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "чёрные" (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные длительности. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная).
Слайд 8
Современная нотная запись. С овременное нотное письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить «живое» звучание музыки. В нем присутствует развитая система условных знаков - пятилинейный нотный стан; ключи; знаки альтерации ключевые и «случайные», различные акколады; специальные знаки, уточняющие длительность звуков, оттенки, разнообразные штрихи и т. д.
Слайд 9
С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы. Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Нотная запись не остается неизменной. Дополняется и уточняется система условных обозначений, появляются новые способы записи, в соответствии с новыми музыкальными направлениями.
Слайд 10
С овременная нотация несколько изменилась, обогатилась новыми обозначениями. Так, в начале 20-го века русский композитор А. Скрябин впервые в мире ввёл в партитуру симфонической поэмы "Прометей" строчку " Luce " (свет). Записанная обычными нотами партия предназначалась для инструмента " tastiera per luce " ("световой клавир"). В торая половина 20-го века ознаменовалась активным развитием во всём мире электромузыкальных инструментов, а также созданием различных шумовых и ударных инструментов, это требовало изобретения новых символов для записи . Представители данных направлений в искусстве практически полностью отказались от какой-либо бумажной записи своих сочинений. Вся музыка композиторов электронной музыки записана на магнитные ленты, грампластинки или электронные носители в звуковых или цифровых форматах .
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Серебряное копытце
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Валентин Берестов. Аист и соловей