В работе проводится анализ колокольных звонов.
Вложение | Размер |
---|---|
zvonyat_kolokola.rar | 1.07 МБ |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….12
Введение
Колокола... Если присмотреться внимательно, мы увидим, что они окружают нас повсюду. Большие церковные колокола зовут на церковную службу, колокола средних размеров отбивают время на кораблях, маленькие колокольчики используют рыбаки и пастухи, наши бабушки и дедушки садились за школьные парты под звук маленького колокольчика. А полевые колокольчики? Этот список можно продолжать бесконечно. Колокола и колокольный звон являются неотъемлемой частью нашей Российской истории. И мне захотелось поподробнее узнать, откуда же берут свое начало колокола, и каково их значение в жизни человека.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Звонят колокола!»
Сравнивая звучание маленького колокольчика и большого церковного колокола, можно заметить, что звук церковного колокола очень сильный, важный, а маленький колокольчик звучит намного тише и нежнее. В своей работе я попытался выяснить, почему так различаются звуки колоколов разных размеров.
Цель исследования: исследовать влияние размера и материала колокола на его звучание.
Объектом исследования являются колокола и колокольчики, а предметом исследования - звук колоколов и колокольчиков.
Гипотеза: звук колокола и колокольчика зависит от размера и от материала, из которого он сделан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения колоколов и колокольчиков;
2. Познакомиться с видами колокольных звонов и устройством колокола;
3. Проверить, каким образом размер колокола и материал, из которого он изготовлен, влияет на его звучание.
В ходе исследования использовались следующие методы:
анализ научной литературы,
наблюдение,
эксперимент,
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, колокольчик – это маленький колокол, а колокол – металлическое (из меди или из медного сплава) изделие в форме полого усечённого конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звонка.
Древняя легенда гласит, что в IV веке до н. э. заболел один монах. Он пошел в лес за целебными травами и прилег на траву. В дреме сквозь сон он услышал удивительную музыку, которая очень походила на перезвон. Внезапно монах почувствовал, что от этого чудесного перезвона болезнь отступает, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок – маленький колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
Изготовление и применение колоколов относится к глубокой древности. Ученые до сих пор спорят относительно родины и возраста колокольчика. Колокольчики и бубенцы использовались в быту многих народов: китайцев, евреев, скифов, египтян, греков. А бронзовое литье существовало c 4-го тысячелетия до н.э. на территории южного Ирана, Турции и Египта. Однако самый древний литой колокольчик, сохранившийся до наших дней, родом из Китая.
По одной из версий именно в Китае появились первые колокольчики. Доказательством этому служит тот факт, что именно в Китае появилось первое бронзовое литье и там же были найдены самые древние колокольчики 23-11 веков до н.э размером 4,5 – 6 см и более.
Применение колокольчиков на Руси было разнообразно. Благодаря приятному и несильному звуку, их использовали, как сигнальный инструмент: подвешивали на шею пасущихся домашних животных, это был сигнал для прислуги, извещение о приходе гостей…
Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик. Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем. Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека. Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Но кроме сигнальной функции этот мелодичный звук радовал слух путников, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.
В народе колокольчики называют по-разному: звоночки, звонцы, балаболки, чеботочки, бубны, орлики, голубки, горланчики, пичужницы.
Веселый маленький колокольчик – «младший брат» больших бронзовых колоколов.
Колокол как человек имеет уши, плечи, язык и туловище. В старину ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь, Лебедь и др.
К колоколам относились как к живым существам: за провинность могли наказать, сослать в ссылку, высечь розгами. Первым таким ссыльным колоколом был угличский колокол, возвестивший о смерти царевича Димитрия в 1591 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в Сибирь в г. Тобольск. В наказание у колокола был вырван язык. В настоящее время этот ссыльный колокол хранится в музее г. Углича.
На Руси колокольные звоны стали известны с Х века, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.
Начиная с XV в., колокольные звоны на Руси стали особенно интенсивно развиваться, и по размаху колокольно -литейного дела, величине колоколов, их силе звучания Россия превзошла все остальные европейские страны.
В начале XX в. колокола на Руси наряду с храмами и иконами стали настоящими мучениками. Но прошло время, и колокола и колокольные звоны вновь возродились.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Ударная часть колокола называется языком, именно поэтому колокольный звон приравнивается к живому голосу.
Звон сразу нескольких колоколов превращается в настоящую возвышенную музыку, способную пробудить человеческие души.
Русский народ всегда очень любил колокольный звон и соединял с ним и торжественные, и печальные события. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Колокольные звоны можно разделить на четыре вида:
Для того чтобы колокольный звон был слышен далеко, строили высокие звонницы и колокольни. Русские колокола имеют свои отличительные особенности, благодаря чему они очень звучные и певучие.
Как уже говорилось ранее, части колокола соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней – уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Внутри колокола подвешивается язык – металлический стержень с утолщением на конце (яблоком), которым бьют по краю колокола, он называется губой. Колокол может быть украшен поясками и бороздками, различным орнаментом, выпуклыми надписями, иконами.
Рис.1 Устройство колокола.
Колокольный звон использовался не только в православных храмах. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Отсюда и звоны были: «метельные», «сполошные», «вечевые», «осадные», «позывные», «ратные» и т.д.
Как уже говорилось ранее, каждый колокол имеет свой неповторимый голос.
Для сравнения звука колокольчиков и колоколов, у меня были в наличии маленький колокольчик для рыбаков, колокольчик средних размеров, являющийся уменьшенной копией настоящего церковного колокола и настоящие церковные колокола, в которые мне довелось звонить на праздник Пасхи. Сравнив звучание этих колоколов и колокольчиков, мы услышали, что самый тихий звук у маленького колокольчика По мере увеличения размера колокола звук становился громче и важнее. Также мы услышали, что звук от маленького колокольчика длится примерно 3-4 секунды, тогда как большой колокол звучит гораздо дольше, 10-12 секунд. Таким образом, действительно звук колокола зависит от его размера.
Для проверки гипотезы, что звук колокольчик зависит еще и от материала, из которого изготовлен колокольчик, мне пришлось искать колокольчики одинакового размера, но сделанные из разных материалов. Мне удалось послушать, как звучит колокольчик из хрусталя, металлический колокольчик был у меня в наличии, а третий колокольчик я решил сделать из глины Сравнив звучание этих трех колокольчиков, я услышал, что самый звонкий и мелодичный звук у хрустального колокольчика и длится он 7 секунд. Звук от металлического колокольчика тоже очень красивый, но не такой нежный, как у хрустального, и звучит он всего 4 секунды. А вот колокольчик из глины вообще не издал никакого звука. Таким образом, звук колокольчика действительно зависит от материала, из которого он изготовлен.
Заключение
Звонят колокола святой Руси,
Сердца и души счастьем наполняют,
В надежде землю грешную спасти,
Нас исцеляют радугою рая.
В результате проделанной работы мне удалось познакомиться с историей возникновения колоколов и видами колокольных звонов.
Колокольный звон во все времена для русской души обладал особым значением, являлся знаком важных, существенных для жизни событий. Колокольный звон взывал к глубинам души человека: при звуке колокола взор человека невольно обращался к горним высям. Без всякого преувеличения можно утверждать, что колокола, колокольный звон, музыка колоколов – часть души русской, часть духовного мира русского народа.
В исследовательской части моей работы, мне удалось убедиться в том, что звук колокольчика и колокола действительно зависит от размера и материала, из которого он сделан.
Во время работы над темой исследования, я узнал много интересного про колокола и колокольчики. Оказывается, что колокольный звон и звон колокольчика обладает ещё и целительными свойствами. Их звоны помогают приобрести человеку физическое, психическое и духовное здоровье. Именно в этом направлении я бы хотел продолжить свое исследование и экспериментально проверить этот факт.
Список литературы
Рисуем ананас акварелью
Валентин Берестов. Аист и соловей
Цветок или сорняк?
Иван Васильевич меняет профессию
Фильм "Золушка"