Беседа о композиторе.
Рассказ о его биографии, оперном творчестве и в особенности - об оперной реформе.
Ссылка на презентацию - https://yadi.sk/d/9FO1j_yHUG4of
Вложение | Размер |
---|---|
glyuk.doc | 58 КБ |
Беседа о композиторе
«Кристоф Виллибальд Глюк и его оперная реформа»
Ученицы II курса
Детской музыкальной
школы №2 г.Подольска
Григорян Сусанны
(руководитель – преподаватель
теоретических дисциплин
Мамушкина О.И.)
Подготовка: Презентация с материалами о композиторе, ноутбук, проектор, экран.
Ход мероприятия:
Слайд 1:
Здравствуйте, дорогие друзья, любители классической музыки. Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о творчестве замечательного композитора XVIII века. Его имя - Кристоф Виллибальд Глюк.
Вспоминаем великого композитора мы еще и потому, что в 2014 году отмечаем 300-летие со дня его рождения.
Слайд 2:
Посмотрите на портрет композитора и запомните этого светлого, улыбчивого музыканта с необычайно добрым взглядом. Годы его жизни – с 1714 по 1787.
Слайд 3:
Мы запоминаем Глюка как великого немецкого композитора эпохи Просвещения, который вошел в историю музыки прежде всего как основоположник нового оперного стиля, яркий реформатор оперы.
Слайд 4:
Глюк родился в городке Эрасбах, который ранее принадлежал Австрии, а теперь принадлежит Германии. Отсюда – споры о происхождении композитора. Детство мальчика прошло в частых переездах: отец служил лесничим то в одном, то в другом дворянском угодье.
В 1717 г. семья обосновалась в Чехии. Средств к существованию было мало, и мальчику приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям сына, который был старшим в семье.
Слайд 5:
Но уже с детства начала проявляться тяга Глюка к знаниям, благодаря которой он позднее стал одним из самых образованных людей своей эпохи. Он занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель).
Слайд 6:
14-летним подростком Глюк ушел из дома, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением и мечтая получить хорошее образование. По окончании иезуитской коллегии в Комотау в 1731 г. он поступил в Пражский университет, где стал изучать философию, богословие, древние языки. Его музыкальным наставником в эти годы был Богуслав Черногорский, имеющий прозвище «Чешский Бах».
Слайд 7:
Ко времени первого приезда в Вену в 1736 году Глюк уже был разносторонним музыкантом — певцом, виолончелистом, скрипачом, клавесинистом, органистом и композитором. Благодаря этому он стал Домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене.
Слайд 8:
В 1737 году на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане. Композитор согласился. (КАПЕЛЛА - Хор певчих, а с XVIII в. - смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах)
Слайд 9:
За четыре года, прожитые в Италии, Глюк сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини, стал его учеником, а позднее — близким другом.
Появились первые оперы Кристофа Виллибальда:
26 декабря 1741 г. придворный театр «Реджио-Дукаль» в Милане с большим успехом открыл новый сезон оперой «Артаксеркс» Глюка на текст знаменитого либреттиста Пьетро Метастазио, вдохновлявшего своей поэзией многих композиторов XVIII в. (АРТАКСЕРКС - почетный титул персидских царей)
Слава Глюка начала быстро расти. На следующий год Глюк сочиняет музыку на либретто Пьетро Метастазио «Демофонт» (ДЕМОФОНТ – по одной версии, мифологический сын Тесея, по другой – сын царя Келея).
Затем одна за другой в городах Северной Италии ставятся новые оперы Глюка на античные и мифологические сюжеты: «Тигран» — в Кремоне, «Софонисба» и «Ипполит» — в Милане, «Гипермнестра» — в Венеции, «Пор» — в Турине.
В ноябре 1745 г. Глюк приезжает в Лондон, сопровождая князя Ф. Лобковица. Премьера двух его опер, скомпонованных из ранее сочиненной музыки - так называемых «пастиччо» — «Падение гигантов» и «Артамен» — прошла без особого успеха. Зато Глюк познакомился с Генделем, творчество которого произвело на него большое впечатление.
Слайд 10:
В 1748 году в Вене, куда Глюк вернулся, в придворном театре с пышным великолепием прошла премьера «Узнанной Семирамиды». Опера принесла композитору подлинно большой успех.
Следующей оперой Глюка стала «Аэцио» — ее заказал в Праге для своей труппы Джованни Баттиста Локателли (итальянский антрепренёр - т.е. владелец частного театра). Глюк заключил новый оперный контракт с труппой Локателли.
Но в 1750 г. 36-летний композитор вступил в брак с 18-летней Марианной Пергин — дочерью богатого венского купца. Солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему всецело посвятить себя творчеству. Семья окончательно обосновалась в Вене, Глюк выезжал теперь только для присутствия на премьерах своих опер в других городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.
Летом 1752 г. Глюк пишет на либретто Пьетро Метастазио оперу «Милосердие Тита» для театра «Сан-Карло» в Неаполе, что приносит ему большой успех. После триумфального исполнения «Тита» в Неаполе Глюк возвращается в Вену общепризнанным мастером итальянской оперы-сериа (опера-сериа — буквально «серьезная опера», то есть опера на героический или мифологический сюжет).
Творчеством Глюка заинтересовался принц Йозеф фон Хильдбургхаузен — фельдмаршал и музыкальный меценат. Фельдмаршал пригласил Глюка возглавить в качестве «концертмейстера» музыкальные «академии», еженедельно проводившиеся при его дворце, и скоро под руководством Глюка эти концерты стали одним из наиболее интересных событий музыкальной жизни Вены (КОНЦЕРТМЕЙСТЕР – руководитель группы инструментов). Выдающиеся вокалисты и инструменталисты считали честью для себя выступить здесь.
В 1756 г. Глюк отправился в Рим для выполнения заказа знаменитого театра Арджентина: ему предстояло написать музыку к либретто все того же Пьетро Метастазио «Антигона». В то время выступление перед римской публикой для любого оперного композитора было серьезнейшим испытанием.
К счастью, «Антигона» имела в Риме очень большой успех, и Глюку был пожалован орден «Золотой шпоры» — древний по своему происхождению знак поощрения выдающихся представителей науки и искусства.
Слайд 11:
В то время 50-летний маэстро был автором множества опер, написанных в традиционном декоративном стиле, когда искусство певцов-виртуозов достигло своей вершины, а связь музыки с драмой была утрачена. Казалось, композитор, всю жизнь работавший в этом русле, не сможет открыть в музыке новые горизонты...
И вот на рубеже 1760-х годов в его произведениях появились отступления от условного оперного стиля. Сначала в опере «Оправданная невинность» (1755) намечается отход от принципов, господствовавших в итальянской опере-сериа: непременно возвышенный, трагический сюжет, герои — цари или полководцы. За ней следует балет «Дон Жуан» на сюжет Мольера (1761) — еще один предвестник оперной реформы.
Глюк понял, что основными в опере должны стать музыка, развитие сюжета и театральное действо, а вовсе не артистичное пение, подчиненное единому шаблону.
Первым произведением, в котором Глюк осуществил новые идеи, стала опера «Орфей и Эвридика».
Слайд 12:
Премьера «Орфея и Эвридики» в Вене в 1762 г. положила начало оперной реформе:
Разгадка чудесной неповторимости «Орфея и Эвридики» прячется в ее «итальянской» музыкальности. Драматургическая структура основывается здесь на законченных музыкальных номерах, которые подобно ариям итальянской школы пленяют своей мелодической красотой и завершенностью.
Слайд 13:
В 1767 году Глюк завершает «Альцесту» (либретто Р. Кальцабиджи по трагедиям Еврипида). Гражданская тема здесь проводится через конфликт между общественной необходимостью и личными переживаниями.
В 1774 г. Глюк переезжает в Париж. Здесь, в атмосфере предреволюционного подъема, его оперная реформа получила завершение.
Под влиянием французской театральной культуры родилась опера «Ифигения в Авлиде» (по Расину). В следующей опере «Армида», написанной в 1779 г. (либретто Ф. Кино), Глюк «старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом». Он хотел возродить приемы французской придворной оперы на основе новейшего, развитого музыкального языка, новых принципов оркестровой выразительности и достижений его собственной реформаторской драматургии. Героическое начало в «Армиде» переплетается с фантастическими картинами.
И, наконец, удивительная «Ифигения в Тавриде», сочиненная в том же 1779 г. (по Еврипиду): Конфликт между чувством и долгом выражен в ней в психологическом плане.
Слайд 14:
Эти пять оперных шедевров образуют новый стиль в музыкальной драматургии XVIII в., вошедший в историю под названием оперной реформы Глюка.
Высокие страсти и острые драматические столкновения разрушили идеальную упорядоченность и изящество придворного оперного стиля.
Каждое отступление от ожидаемого Глюк аргументировал глубоким анализом движений человеческой души. Рождались смелые музыкальные приемы, которые предвосхитили искусство «психологического» XIX века.
Прогрессивные усилия Глюка внедрялись в практику не просто: началась так называемая война пиччинистов (сторонников старых оперных традиций) и глюкистов.
Судя о новаторстве Глюка с исторической отстраненностью, можно убедиться в том, что он бережно сохранял те художественные приемы, которые вырабатывались в оперном театре на протяжении предшествующего полуторавекового периода и образовали «золотой фонд» его выразительных средств.
В музыкальном языке Глюка очевидна преемственная связь с выразительной мелодичностью итальянской оперы, с изящным инструментальным стилем французской лирической трагедии. Однако «истинная цель музыки», на его взгляд, состояла в том, чтобы «дать поэзии больше новой выразительной силы».
Стремясь с максимальной полнотой и правдивостью воплотить в музыкальных звуках драматическую идею либретто, композитор отвергал противоречившие этому декоративные приемы. «Не на месте примененная красота не только теряет большую часть своего эффекта, но и вредит, сбивая с пути слушателя, который не находится уже в расположении, нужном для того, чтобы с интересом следить за драматическим развитием», — говорил Глюк.
Новые выразительные приемы композитора максимально расширяли драматические возможности музыки.
В оперной и инструментальной музыке разных стран Европы внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы оперное и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, ораториальное искусство позднего Гайдна. Очевидна преемственность между Глюком и Бетховеном.
Слайд 15:
В 1779 г. Глюк возвратился в Вену, где и провел последние годы жизни. Он скончался 15 ноября 1787 г. и был похоронен на одном из окрестных кладбищ. Впоследствии прах великого композитора был торжественно перенесен на центральное городское кладбище, где покоятся выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.
Слайд 16:
Таким образом, Кристоф Виллибальд Глюк нам запоминается как великий немецкий композитор – классик, автор более 40 опер, положивший начало оперной реформе в музыке.
"Морская болезнь" у космонавтов
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Кто чем богат, тот тем и делится!
Рисуем космос