Данная работа актуальна, так как её результаты служат духовному воспитанию подростков. Целью работы стало: изучение традиции колокольного звона на территории Среднеахтубинского района и его влияния на человека. Работа состоит из теоретической и практической частей. В данной работе использованы следующие методики: сбора и анализа информации, анкетирования, интервьюирования. Работа была представлена на областном фестивале презентаций учебных проектов и отмечена Дипломом за 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sekrety_kolokolnogo_zvona.docx | 44.9 КБ |
МКОУ Бурковская СОШ
Областной фестиваль презентаций учебных и педагогических проектов
Исследовательская работа
Тема: «Секреты колокольного звона»
Выполнила:
ученица 11класса
Кащеева Анастасия
Руководитель:
Осипова Т. П. – учитель музыки.
2014г.
Содержание работы
1 | Введение | 3 |
2 | Методика исследования
| 4 |
Глава 1 – Теоретическая часть 1.1. История возникновения колокола и колокольного звона. 1.2.Значение колокола и колокольного звона на Руси. | 4 | |
Глава 2 – Практическая часть 2.1. История возрождения традиции колокольного звона на территории Среднеахтубинского района. 2.2.Классификация колокольных звонов. | 5 | |
3 | Результаты проекта
| 8 |
4 | Сферы реализации проекта | 8 |
5 | Заключение
| 8 |
6 | Библиография | 9 |
7 | Приложение | 10 |
Тема «Секреты колокольного звона»
Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Изменения, происходящие в нашей стране, нацелены на духовное возрождение общества. Сегодня духовно-нравственное развитие личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, так как это один из факторов духовного единения народа, а значит, обеспечения политической и экономической стабильности нашего государства. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, а в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Поэтому сегодня так актуален выбор средств, способствующих нашему духовному развитию и воспитанию.
Самая большая опасность сегодня, в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счёт снижения истинных духовных, культурных ценностей и традиций своего русского народа. На мой взгляд, у моего поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. А этому воспитанию способствуют многие факторы. Это знание своих собственных традиций, умение жить по этим традициям и продолжать их. А что ещё может способствовать воспитанию нашей духовной культуры? Задавшись этим вопросом, я предположила, что это может быть звуковая атмосфера, окружающая нас. Что мы слушаем сегодня?
В наше время звуковое пространство вокруг заполнено в большей степени звуками, некомфортными для нас. (Шум и сигналы проезжающих машин, работа строительной техники, громкая поп- музыка на дискотеке и т.д.). Такая звуковая информация не несёт ни духовного, ни нравственного содержания и пагубно влияет на формирование внутреннего мира человека, особенно, подростка. Поэтому необходимо создавать вокруг нас такую звуковую атмосферу, которая способствовала бы нормализации эмоционального состояния человека и формированию его духовного мира. Лично мне очень нравятся колокольные звоны. Внутренний мир современного школьника формируется сегодня преимущественно под воздействием массовой культуры или даже под воздействием какой-либо музыкальной субкультуры. А можно ли способствовать духовному росту личности при помощи другой музыки, родной нам и близкой? По моему, настало время более широко открыть для нас традиционное искусство колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть жизни человеческого общества, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования. Поэтому объектом исследования я выбрала церковный колокол, а предметом исследования особенности восприятия человеком звуков, издаваемых колоколом.
Цель исследования: Изучить историю возникновения традиции колокольных звонов на территории Среднеахтубинского района и их влияния на формирование духовного мира человека.
Для достижения этой цели поставила следующие задачи:
1. Изучить материал по истории возникновения колокольных звонов на Руси.
2.Собрать сведения о храмах и колоколах Средней Ахтубы и Краснослободска, подтверждающие существование традиции колокольных звонов на нашей земле.
3.Исследовать влияние колокольного звона на эмоциональное состояние человека.
Гипотеза:
Традиция колокольного звона жива на территории нашего Среднеахтубинского района, каждому колокольному звону соответствует определённое эмоциональное состояние. Слушание колокольного звона способствует личностному духовному росту.
2. Методика исследования.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методики:
- сбора и анализа информации
- Наблюдения, анкетирования, интервьюирования
- методику эмоционально-звуковой аналогии (методика А.Н. Лутошкина).
Глава 1 – Теоретическая часть
1.1. История возникновения колокола и колокольного звона.
Решая первую задачу, я изучила следующую литературу и интернет ресурсы:
Книга содержит ряд статей, составляющих основу необходимых знаний в области практического применения колоколов начинающим звонарям и всем интересующимся православными колокольными звонами.
2. Задубовская Е., Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006
В книге собраны легенды, сказы, предания народов мира о колоколах и их чудесных свойствах; приведены результаты исследований современных ученых – кампанологов, подтверждающие традиционные, порой совершенно невероятные, выводы о влиянии колоколов и колокольного звона на жизнь людей; рассмотрены способы лечения с помощью колокольного звона, “колокольной” воды, энергетики колоколов.
3.Дмитриева О. А., История Свято-Никольского прихода г. Краснослободска – Ленинск: ООО «Ленинская типография»,2013-204стр.
В книге рассказывается об истории г. Краснослободска и Никольского прихода на протяжении всей истории существования.
4.Архивные материалы Среднеахтубинского районного краеведческого музея. Эти материалы позволили мне узнать о довоенной истории храмов Средней Ахтубы.
Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что единственный музыкальный инструмент в храме - колокол. По преданию его изобретение приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или начале V века. Св. Павлин во сне увидел полевые цветы- колокольчики, которые издавали приятные звуки. Проснувшись, епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но он не ввёл их в практику Церкви и только в начале VII века Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. В течение VIII -IX веков колокола прочно вошли в практику христианского богослужения в Западной Европе.
1.2. Значение колокола и колокольного звона на Руси.
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства Св. Владимиром в конце X века. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Колокол воспринимали как живой организм (Примеры: «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол»). Звон сопровождал всю жизнь православного человека (рождение, крещение, венчание, отпевание и т.д.) За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными.… После изучения истории возникновения звонов, я приступила к решению второй задачи.
Глава 2 – Практическая часть.
2.1. История возникновения и возрождения традиции колокольного звона на территории Среднеахтубинского района.
Из бесед со священнослужителями, прихожанами храмов, работниками районного краеведческого музея я узнала, что целых три поколения в России не помнили, что есть такое чудо – колокольный звон. Лишь в восьмидесятых годах XX века началось возрождение, стали строить новые храмы. Например, обратимся к истории появления храмов в г.Краснослободске. Из «Астраханских Епархиальных ведомостей» за 1914 год узнаём, что домовая церковь х. Букатин построена и освящена 13 декабря 1903года. Колокольни в ней ещё не было, а колокола, отлитые в честь Николая Чудотворца, были подвешены около храма под навесом. Здание церкви было деревянным и примыкало к училищу. Его строили на пожертвования жителей х. Букатин. Сегодня в этом здании располагается МБОУДОД Краснослободский ЦДТ, а о том, что здесь была, церковь свидетельствует характерная архитектура здания. Впереди мы видим круглый пристрой для Алтаря (Слайд №9). Из рассказа матушки Елены из Никольского храма я узнала, что эта церковь была центром духовного общения прихожан, а после революции внутри церковь была частично разграблена, а Батюшка и Матушка этого прихода были зверски замучены большевиками во время Гражданской войны. Их останки были захоронены на территории церкви. Позже в этом здании находились сначала изба-читальня, а затем школа. И только в 1944 году на пожертвования прихожан был построен деревянный храм (молитвенный дом) В конце 1945 года прихожане собрали металл и отлили колокола хозяйственным способом с участием специалистов (Слайд№10). В этом храме колокольни тоже ещё не было. В 1990г. было начато строительство ныне действующего Никольского храма вместе с колокольней, а в 2003г. на Пасху в новом храме отслужили первую службу и впервые зазвучал колокол, который был торжественно освящён. С тех пор звон колокола можно услышать со звонницы Никольского храма (Слайды11-12). Второй храм Живоначальной Троицы был построен и торжественно освящён в 2009г. прямо на берегу Волги. Этот храм находится под патронажем храма Сергия Радонежского г. Волгограда (Слайд№13). Далее, со слов настоятеля храма отца Виктора, (Слайд№15) здесь планируется строительство мужского Монастыря и ещё одного храма на 1000 мест. Планируется разместить здесь духовный просветительский центр. На колокольне храма Живоначальной Троицы располагаются 6 колоколов (Слайды16-17). Их звон торжественно плывёт над матушкой Волгой, возвещая о возрождении старинной духовно-музыкальной традиции нашего края.
Есть храмы и в Средней Ахтубе. Деревянная церковь Покрова Божьей Матери находилась за балкой (Слайд№18).
Троицкая церковь с колокольней была заложена в 1802г (Слайды19-20). В1933г. она была полностью разрушена и сейчас на её месте стоит Поклонный крест в парке у Вечного огня в самом центре Средней Ахтубы (Слайд№21). А колокольные звоны в Средней Ахтубе слышны со стороны храма Покрова Божьей Матери в дни служб и престольных праздников (Слайд№22). В Среднеахтубинском краеведческом музее я обратила внимание на витрину с небольшими колокольчиками (Слайд№23). Это значит, что колокольчики использовались жителями нашего края издавна для бытовых целей.
2.2. Классификация колокольных звонов.
Из беседы со звонарём храма Живоначальной Троицы Михаилом я узнала, что в русской Православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: Благовест, Трезвон, Перезвон и Перебор.
Благовест - одиночные удары в большой колокол. Этот звон предназначен возвещать о начале богослужения.
Трезвон - одновременный звон во все колокола.
Перезвон - медленный звон в каждый колокол, по очереди начиная с самого большого, а затем удар во все колокола одновременно.
Перебор - траурный звон.
Со слов звонаря Михаила (в миру Чеботарёв Михаил Геннадьевич) я узнала, что он учился в Свято – Духовом монастыре у отца Григория в г. Волгограде. При обучении ему показывали разные виды звонов и давали характеристику каждого типа и время его звучания (например: благовест: праздничный, воскресный, будничный, постный – в зависимости от вида богослужения). (Слайд№14).
Звонарь Михаил рассказал о своих ощущениях, переполнявших его, когда он впервые позвонил в колокол в 14-летнем возрасте. «Это была радость от общения с Богом и ощущение Красоты». Он отметил, что если ему приходится долгое время звонить в колокола, то у него проходят все болевые ощущения и он никогда не болеет простудными заболеваниями. Значит, колокольные звоны воздействуют не только на душу человека, но и на его физиологическое состояние. Чтобы подробнее узнать об этом явлении, мною была изучена соответствующая литература.
Из литературных источников я выяснила, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в сердца и исцеляющая человека физически и духовно. Колокольный звон стал неотъемлемой частью жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее людей. Подтверждением этого стала моя встреча со звонарём Михаилом (Слайд№14). Меня несколько удивила и обрадовала его общительность. Он, после двухчасовой службы, любезно согласился побеседовать со мной и даже, поднявшись на колокольню, продемонстрировал все виды известных ему звонов. Значит, воздействие колокольных звонов делает людей добрее, общительнее, любвеобильнее. По словам настоятеля храма Живоначальной Троицы отца Виктора: «Колокол – это голос Божий, он пробуждает душу, заставляет людей задуматься над смыслом жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе должно что-то измениться» (Слайд№25). В душах людей колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Чтобы убедиться в этом я приступила к решению третьей задачи и провела исследование влияния колокольного звона на эмоциональное состояние человека. Было проведено анкетирование учеников 4 класса и их родителей. Результаты анкетирования показали, что большинство людей воспринимают колокольный звон как нечто возвышенное и облагораживающее душу человека.
Для изучения эмоционального состояния учеников 2 класса под воздействием разных типов звонов использовала цветовой тест. В цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Необходимый материал: лист белой бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги должны быть нарисованы 3 колокола и пронумерованы для каждого ребёнка. Эти листы раздаются детям с предложением закрасить цветным карандашом соответствующий колокол после прослушивания определенного типа звона. Чтобы найти материал для звуковых тестов я обратилась к учителю музыки нашей школы с просьбой помочь мне. Вместе с Осиповой Татьяной Павловной мы отобрали музыкальный материал (примеры разных видов звонов). Кроме того составили композицию колокольных звонов и записали её в виде партитуры. Затем разучили её с детьми 4 класса. Дети с удовольствием исполняют эту композицию, получая от этого огромное удовольствие и массу положительных эмоций. Они помогли мне провести звуковое тестирование с учениками 2 класса. Дети 2 класса прослушали фонограммы 3-х видов звона (благовест, перезвон, трезвон) и имитацию колокольного звона. Учащиеся закрашивали соответствующий колокол цветным карандашом, изображая своё состояние, то есть то, что в данный момент переживают. После обработки звуковых тестов были получены определённые результаты (Приложение 6.3). При обработке и анализе результатов использовался ключ (Приложение6.2).
Таким образом, опытным путём было подтверждено, что колокольные звоны вызывают эмоции спокойствия, умиротворения, восторга, что благотворно влияет на психику ребёнка.
4. Результатами моего проекта явились:
- уроки-лекции на тему «Секреты колокольного звона» для 5-6 классов.
-овладение практическими навыками имитации колокольного звона на треугольниках, выступления на районных мероприятиях.
-заинтересованность учащихся школы в изучении традиции колокольного звона на территории нашего края и приобщения к ней (посещение колокольни храма Живоначальной Троицы и игра на настоящих колоколах).
3.Сферы реализации проекта
Результаты моей работы позволили применить полученные мной знания в следующих сферах:
-участие в школьном открытом фестивале творческих проектов учащихся (диплом победителя);
-выступление на районном методическом объединении учителей музыки на тему
«Искусство как содержание для духовно нравственного воспитания школьников»;
-выступление на районной краеведческой конференции в номинации «Наш дом и нам тут жить» (Грамота 2 место);
-выступление на районном фестивале презентаций школьных ученических проектов (Грамота за вклад в формирование духовно-нравственного мира подростка).
-участие в « Рождественских встречах» и уроках музыки (беседы с детьми о духовной музыке и её значении)
-планирую поучаствовать в реализации проекта «Возвращение к духовным истокам» православного Прихода храма Святителя Николая Чудотворца.
5.Заключение
Опираясь на результаты проведённой работы, я сделала Вывод:
Вместе со строительством новых храмов в нашем районе возрождается сегодня традиция колокольных звонов Колокол-это голос Божий. Он пробуждает душу, заставляя задуматься о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон в душе что то меняется. Я думаю, эту традицию нужно продолжать, так как она приводит к приобщению к культуре своего народа, воспитанию патриотизма, любви к своему родному краю и в конечном итоге личностному духовному росту.
Звонят, звонят колокола России
Благую весть несут во все края
Любовью к ближнему живёт Россия
И молодость свою хранит в веках.
5.Литература:
1. Задубовская Е. Лечение колокольным звоном: Колокола-целители. Звукотерапия. Колоколотерапия и др. – Ленинград: Лениздат, 2006.
2. Плешанов Е.В. Протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901). // Протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901). Труды. Публикации. Исследования. М., 2001. С. 13-35.
3. Преображенский Г. К воспоминаниям об отце протоиерее Аристархе Александровиче Израилеве // Ярославские епархиальные ведомости. 1902. Часть неоф. № 27. С. 414-420; № 28. С. 431-436; № 29. С. 446-454.
4. Прибыловский А. Колокола и колокольные звоны // Перезвоны. 1927. № 28. С. 898-899.
5. Православный колокольный звон. Теория и практика / Сост. И.В. Коновалов, Н.И. Завьялов.- М.: Триада плюс, 2002.
6.Сыненко В. Я. Духовно нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы. Семья, школа, церковь.
7.Словарь русского языка. С. И. Ожегова, М.1989г.
8. Дмитриева О. А., История Свято-Никольского прихода г. Краснослободска – Ленинск: ООО «Ленинская типография»,2013 С.204
9.Архивные материалы Среднеахтубинского районного краеведческого музея
10.Интернет-ресурсы.
1. kirkino.ru
2. danilovbells.ru
6.Приложение
1. Презентация к исследовательской работе «Секреты колокольного звона»
2. Ключ по методике Лутошкина Н.А и таблица результатов исследования.
Методика эмоционально-цветовой аналогии
Автор методики А.Н. Лутошкин. Методика разработана на основе существующей специфической связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоциональных состояний - отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности и её состояний. В цветопсихологии установлено соответствие определённых цветов различным проявлениям эмоциональных состояний человека. Существует традиционная эмоциональная оценка цветов:
3.Таблица результатов исследования влияния разных видов колокольных звонов на эмоциональное состояние человека.
Кол-во детей | Цвета | |||
красный | зеленый | черный | желтый | |
15 | 9 | 1 | 1 | 4 |
Вывод: Колокольные звоны благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Привередница
А теперь — мультфильм
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Астрономический календарь. Май, 2019