Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1 Историческая справка…………………………………….……....4
Глава 2. Основная часть ………………………….......................................4
2.1 Русская народная культура………………...………….………...4
2.2 Чувашская народная культура………..………………..…….....8
2.3 Схожие обряды и праздники………………………………...13
Глава 3.Описание исследования…………................................................14
Заключение и выводы……………………………………..……………...17
Используемая литература и интернет-ресурсы……………..…………..17
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_muzyke_3alina.doc | 124.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №128
имени Героя Советского Союза А.А Тимофеевой-Егоровой г. о. Самара
«Сравнительный анализ народной культуры чувашей и русских Самарской области»
Выполнили:
ученицы 7 «А» класса
МБОУ СОШ № 128
г.о. Самара
Кировского района
Маклакова Алина, Иватина Евгения.
Научный руководитель:
учитель музыки и МХК Кормишенкова Елена Михайловна.
Самара, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1 Историческая справка…………………………………….……....4
Глава 2. Основная часть ………………………….......................................4
2.1 Русская народная культура………………...………….………...4
2.2 Чувашская народная культура………..………………..…….....8
2.3 Схожие обряды и праздники………………………………...13
Глава 3.Описание исследования…………................................................14
Заключение и выводы……………………………………..……………...17
Используемая литература и интернет-ресурсы……………..…………..17
Введение
Музыкальное искусство является величайшим памятником духовной культуры и истории любого народа. Самарский край исторически многонациональный. В настоящее время на территории региона
проживают более 100 национальностей. Самые многочисленные национальности это русские и чуваши. В нашем современном мире люди забыли свои истоки и, к большому сожалению, перестали исполнять народные песни. Возникает проблема, как привлечь внимание людей к нациям, проживающим в Самарской области? Обсуждая этот вопрос на уроках искусства, мы увидели необходимость в огрублении своих знаний по этой теме. [1]
Цель:
Выявить сходства и различия в народной культуре чувашского и русского народа.
Задачи:
1. Изучить историю культуры чувашского и русского народа.
2. Провести исследование о сходствах и различиях двух культур.
3. Создать презентацию по теме: «Сравнительный анализ народной культуры чувашей и русских в Самарской области»
4. Полученную информацию и презентацию апробировать на уроках искусства 7 классах.
Объект исследования: Русский и чувашский народ
Предмет: Культура чувашского и русского народа
Гипотеза:
Мы предположили, что население Самарской области, а именно чуваши и русские имеют схожую культуру. Хотим рассказать и напомнить о русской и чувашской национальностях, проживающих в Самарской области, выявлением сходств и различий между ними.
Мы провели опрос, перед нашим сообщением полагаясь на знание культур национальностей, учащихся 7 классов. (см. приложение таблица №1)
Глава 1. Историческая справка
В середине - 2-ой половине XVII в., в связи с замирением Русским государством и постепенным освоением бывшего Дикого поля (Среднее и Нижнее Поволжье, в основном, правобережье Волги) чувашские переселенцы начали активно переселяться в Самарскую землю, затем пошли на Урал (особенно в Оренбургский край), в Западную и далее в Восточную Сибирь. Этот чувашский переселенческий поток был очень силен. В 1551 году чуваши были присоединены к Русскому государству. От русских чуваши восприняли усовершенствованные орудия труда, типы жилищ, одежды. До установления Советской власти чуваши жили сельскими общинами, сохранялись патриархальные пережитки в общественном и семейном быту. Из традиционных народных искусств широкое развитие получили: хоровое пение, вышивка, художественное ткачество, резьба по дереву.[9]
Глава 2. Основная часть
2.1Русская народная культура.
Русские —самый многочисленный коренной народ Самарской области (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 83,1 % -2 645 124ч населения. В основном исповедуют православие, также существенна доля людей, не относящих себя ни к какой религии. Национальный язык — русский. Можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций:
Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни, частушки. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной. С принятием христианства появляется богослужебное пение. Церковь издавала специальные рукописные книги с песнями и гимнами в честь отечественных святых. Наряду с церковным существовало и светское песнопение. Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В «Повести временных лет» упоминаются скоморохи, игравшие на трубах, гуслях, сопелках и бубнах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата. [15] Также русская песня имеет множество стилей: южный стиль, западный, северной и центральной России, стили Сибири и Урала. Стили от области к области меняются, в каждом селе песня звучит по-разному (локальная традиция). Русская песня – это живое существо. В ней каждый участник – творец. Хоровод – то главное определенное место, где создается песня. Русская песня живет, пока она в хороводе, в ней необходимо участвовать, а не просто слушать со сцены. Развитие русской песни – это развитие народного мировоззрения о собственном процессе становления. Для возрождения русской песни необходимо возродить самосознание русского человека, показать народу его собственную, подлинную культуру, и в том появится естественная сопричастность к русской песне. Песня становится народной, через время, пройдя исторический отбор, ее должен поддержать сам народ, передавать ее живым способом.[12]
Русский народный костюм является памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. Народный костюм представляет художественный образ. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.[2] Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненых стеклышек и др. [13]
Русские народные инструменты
Домра- струнный инструмент. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора. |
Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.[16] |
Гусли - прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью. [16] |
Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. |
Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться«барабаном". Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников_отрядов. В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.[16] |
Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году. Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру. O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей. |
В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.[16] |
2.2 Чувашская народная культура
Чуваши – народ суваро-булгарского происхождения. Численность около 3% - 84 105ч согласно результатам переписи 2010 года по Самарской области.[2] Сегодня чуваши являются третьим по численности народом Самарской области. Чуваши в основном проживают компактно в северных, северо-восточных районах Самарской области –от населения района: Шенталинском (34,69 %),
Челно-Вершинском(29,72 %),
Исаклинском (42,6 % от населения района),
Кошкинском(27,69 %),
Клявлинском(30,6 %),
Похвистневском (23,25 %) районах. [9]
Есть чувашские села в Борском, Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах село Коноваловка, Борский район, село Кошки, Кошкинский район. Под «самарскими чувашами» или чувашами Самарского Поволжья» имеют ввиду чувашей, расселенных с конца XVII в. в бассейне Большого Черемшана, Кондурчи, Сока, Большого Кинеля и Самары, на территории будущих Самарского Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского уездов Самарской губернии (с 1851 г.).
Музыка и музыкальные инструменты присутствовали у них всегда, они сопровождали человека от рождения до конца его жизни и непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях. В литературе об этом сказано: «У чуваш, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка». Известно, например, что когда умирал чуваш, то «в гроб хоть понемногу клали, что покойник любил, чем забавлялся и чем занимался...»[4]. Среди нескольких десятков чувашских божеств, которым приписывались различные функции, наряду с богиней красоты, хранителем скота, «покровительницей невесты» и т.д., названа «покровительница скрипки». Фигурки «покровительницы скрипки», собранные среди чувашей в XIX – начале XX вв., хранятся в фондах Музея антропологии и этнографии Академии наук. Национальный костюм символизирует грандиозный путь древней культурной традиции, созданной чувашским народом. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления. [8]
Все обряды проводились в определенной одежде. А так как многие обряды у русских, чувашей, схожи, то сходны элементы их национальных костюмов. Таким образом, первые две причины (территория проживания и происхождение), скорее всего являются причинами различия в национальных костюмах указанных народов, а третья – сходные верования, обычаи и обряды – причиной сходства в их костюмах. Сравнение показало, что сходными элементами всех изучаемых нами национальных костюмов являются рубаха, пояс, головной убор и лапти.[3]Почему? Обратимся к обрядовой одежде.
Рубаха является главным элементом обрядового костюма. Рукава рубахи должны быть длинными, полностью скрывающими руки. Красной тесьмой должны быть обшиты все края одежды, красный цвет отпугивает всякую нечисть. Оберегом служила вышивка. Основной используемый материал - белый лен. Белый цвет - абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей; разрешение проблем, новое начало. [2]
Женщины носили тканые и вязаные пояса. С древнейших времен пояс был оберегом. Снимали его только на ночь, в бане или когда гадали. [2]
Головной убор незамужних и замужних женщин был разным. Волосы незамужних женщин были распущены или заплетены в косу. На голове лента или обруч, так чтобы не закрывать темя. [3]
Лапти – самый древний и самый распространенный вид обуви. Лапоть плелся крестом, что считалось в древности охранительным знаком. [3]
Вышивка была сильным оберегам. Полотно считалось символом жизни, где сплетенные нити - это судьбы людей, а вышитый узор - божественная помощь. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, но так же использовались черные, синие и зеленые. [10]
Чувашские народные инструменты
Сĕрме купăс (скрипка)
Один из наиболее популярных инструментов самодельного или кустарного производства. В Чувашии несколько сотен лет назад бытовали различные названия и формы этого инструмента, в совокупности характеризующие скрипку как деревянный совок, звук которого извлекается путем трения и напоминает жужжание. В древности, если музыкант играл сидя, то скрипку держали, опирая на колени. Если же музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позже возник плечевой способ игры. Строй открытых струн – общепринятый, однако у некоторых чувашей, живущих на территории Татарии, четвертая струна настраивалась не в квинту, а в кварту по отношению к третьей. На скрипке играли чаще всего только небольшие танцевальные мелодии.[4]
Кĕсле (гусли)
На этом инструменте играли и женщины, и мужчины, и дети. Чувашские гусли могли быть разных размеров и соответственно иметь разное количество струн – от 15 до 40. Чаще всего встречались инструменты с 20-28 струнами. Корпус изготавливали из досок хвойных или лиственных пород. Играли на инструменте сидя, держа гусли в наклонном положении на коленях и упирая вершиной в грудь. Левой рукой извлекались более низкие звуки, правой – более высокие. Репертуар гусляров был разнообразен и обширен: старинные и современные народные песни и плясовые молоди, частушки. В музыкальном быту чувашского народа гусли занимали очень значительное место, являясь любимым инструментом на пирушках, посиделках, ярмарках и в особенности на свадьбах.[4]
Тăмра (балалайка)
Чувашская тăмра напоминает аналогичные музыкальные щипковые инструменты многих тюркских и других евроазиатских народов и отличается от купăс отсутствием смычка. Играли на ней путем «пощипывания» струн, как на русской балалайке. На инструменте могло быть от двух до четырех струн. Корпус также мог иметь разную форму: круглую в виде полусферы или грушевидную. Для изготовления корпуса древних инструментов использовался цельный кусок древесины липы, отдельные детали изготавливались из древесины хвойных пород.[4]
Шăхлич (дудка)
Это продольная флейта из твердой древесины, один из самых распространенных чувашских музыкальных инструментов. Материал, из которого изготавливается шăхлич – липовая кора, клен, камышевый тростник, жесть. Играла на нем преимущественно молодежь (мужчины) в весеннюю и летнюю пору. Чаще всего можно было услышать игру на нем по окончании весеннего сева и в период сенокоса. Мелодии, исполняемые на инструменте, преимущественно лирического или танцевального происхождения, песенные мелодии исполняются редко. Каждый исполнитель обычно сочиняет мелодии сам.[4]
Палнай (многоствольная флейта)
Состоит из набора закрытых с одной стороны трубок разной длины в количестве 5-7 штук. Трубки изготавливались из тростника или древесины и соединялись нитками или на клею. Иногда палнаем называют губную гармошку. Строй инструмента может регулироваться. Звучание палная имитировал основоположник чувашского музыкального профессионального искусства Ф.П. Павлов в своей балетной фантазии «Сарнай и палнай».[4]
Нахра (труба)
Инструмент изготавливали из латуни, меди, серебра. Предположительно, он имел военное назначение и использовался как сигнальный инструмент для сообщений на расстоянии, им могли сопровождаться торжественные мероприятия и парады. Размеры могли быть разными – от 30 см до двух метров. Небольшая нахра изображена на картине неизвестного художника XIX века «Чувашский праздник».[4]
Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина)
Это сделанный из обожженной глины духовой инструмент в форме животных или птиц. Размеры инструмента различны: от 5 до 10 см. По обе стороны корпуса расположены два игровых отверстия. В настоящее время окарины имеют распространение только в качестве детских игрушек.[4]
Хут купăс (гармонь)
Термин «купăс» иногда обозначал собирательное значение музыкальных инструментов, причем не только струнных. Под названием «хут купас» имелась в виду гармоника, которая стала распространяться у чувашей в XIX веке. Сохранились плясовые напевы, нередко звучащие на свадьбах.[4]
2.3 Схожие обряды и праздники
Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и
праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа. Чуваши и русские – православные христиане, но до принятия христианства все они были язычники. Работая с литературой, мы обнаружили сходные языческие обряды у данных народов. Например, в земледельческих обрядах встречаются праздники сева и урожая, моления дождю и богам плодородия, к календарным обрядам относились праздники солнцестояния, Масленица, праздники - соответствующие современным христианским праздникам, а также поклонение предкам. [6]
Новогодний праздник сурхури
Сурхури — старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Позднее этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). [6]
Крещение - кашарни
Кашарни новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от Рождества (раштав) до Крещения. После введения христианства совпал с русскими святками и крещением. Первоначально этим праздником отмечался период зимнего солнцестояния. [6]
Масленица - cаварни
Cаварни — веселый праздник проводов зимы и встречи весны, соответствует русской масленице. Празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей cаварни продолжался две недели. «большая масленица»и «малая масленица». Позднее, в связи с распространением христианства, чувашский cаварни совпал с русской масленицей, и его начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья. [6]
Манкун
Манкун — праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Название манкун переводится как «великий день». После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской Пасхой. [6]
Акатуй
Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. [6]
Симёк
Симёк — летний праздник, посвященный поминовению усопших родственников с посещением кладбищ. Соответствует христианской Троице, так же как на Руси этот праздник отмечался в четверг седьмой недели после Пасхи.[6]
Глава 3. Описание исследования
Определение сходства и различия в культуре двух национальностей 1. Прослушивание плясовой чувашской и русской народной песни 5. Какие музыкальные инструменты схожи по звучанию? 6.В костюмах двух национальностей присутствуют схожие элементы декоративного прикладного творчества ? 7.Видим ли мы схожие цвета и фасоны в нарядах?
|
После прослушивания ряда песен рассмотрим заданные вопросы.
Присутствовало ли сходство в мелодиях песен, чем оно было выражено?
Основные жанры музыкальной культуры чуваш и русских являются: календарные обрядовые песни, эпические, танцевальные.
Так что в прослушанных песнях есть сходство в мелодии и жанре.В чувашской мелодии проникновенная эмоциональная отзывчивость и чуткость.
Русская же мелодия живет в хороводе народного мировоззрения и затрагивает душу проникновенностью слов.[1]
Какие стилистические окраски музыки были слышны?
Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их музыкальные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности.[1]
Характеры двух песен были различны или имели схожесть?
Музыка культуры двух национальностей– неисчерпаемое мелодическое богатство. Развитие русской песни – это развитие народного мировоззрения о собственном процессе становления.
Характеры русской и чувашской песен похожи , потому что в них слышится Единый подход к восприятию, так как русский мотив песен более привычен на слух, чувашские особенности мелодии вносят новую окраску в нашем восприятии.[1]
Какие музыкальные инструменты схожи по звучанию?
Народные музыкальные инструменты — дудка (чуваш. ’’шăхлич’’), волынка из бычьего пузыря (чуваш. ’’шăпăр’’) и сарнай из козьей кожи (чуваш. ’’сăрнай’’), вархан и палнай (язычковые), гусли (чуваш. ’’кĕсле’’), барабан (чуваш. ’’параппан’’), ханкарма (бубен); вошли в быт также скрипка и гармонь.
Исполнение большинства песен и танцев сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Традиционными из них являлись волынка- пузырь (шапар) скрипка (сёрме купас), дуда (шахлич), барабан (параппан). гусли (кесле), гусли занесены в Россию греками; чуваши заимствовали этот инструмент от русских.
Со второй половины XIX века чувашам стали известны также русская балалайка (тамра), гармонь (хут купас). [17]
В костюмах двух национальностей присутствуют схожие элементы декоративного прикладного творчества?
Причинами сходства элементов национального костюма являются:
1. Общая территория проживания русских и чувашей.
2. Общее происхождение.
3. Общие обычаи, верования, обряды. [14]
Видим ли мы схожие цвета и фасоны в нарядах?
Надела я рубашку белую,
Рукава, подол в письменах.
Я узор рукавов читала –
Надо идти вечером.
Узор подола прочитала –
Придти надо рано утром.
Старинная народная песня,
записана Н.И. Ашмариным
В этой народной песне поется о знаках, очевидно рунах, используемых в вышивках костюмов. Народный костюм обеих национальностей его колорит и вышивка и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.[5]
Заключение и выводы
Наша страна многонациональна, а том числе и наш Самарский край. Разные народности, живущие рядом, переплетаются и перенимают традиции и культуры друг у друга, но у каждой из них есть, что то свое, особенное, присущие только ей. И каждому из нас надо знать и уважать культуру и традиции других народов. Музыкальная культура Самарской области национальностей чувашей и русских очень схожа, так как тесно связанное проживание передает и оставляет свой след на культуре каждой национальности.
Использованная литература и интернет-ресурсы
1. Этносы Самарского края : ист.-этногр. очерки / Администрация Самар. обл. ; рук.проекта : Н.П. Осипова, М.Г.Федоров; редкол.: Ведерникова Т. И. [и др.]. - Самара : Администрация Самар. обл., 2003. - 288 с.
2. Бородина,Н. В.Народный костюм Самарского края / Н.В.Бородина, Т.И.Ведерникова; рук.и гл.ред.Т.И.Ведерникова; фото : С.А.Осьмачкина, Н.В.Бородина.- Самара : Издат.дом "Агни", 2007. - 236 с.
3. Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности / В. В. Николаев, В.П.Иванов, Г. Н. Иванов- Орков. - М. [и др.], б.и., 2002. - 400 с. - Текст чуваш., рус., англ.
4. Чернов, В.С.Чувашские народные музыкальные инструменты: кн.-альбом / В.С.Чернов.-Чебоксары : Чуваш.кн.изд-во, 2008.- 174 с.
5. Минева, В. А.Чувашское узорное ткачество: кн.-альбом / В. А. Минеева. - Чебоксары : Чуваш.кн.изд - во, 2008. - 182 с.
6. Мадуров, Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей/ Д.Ф.Мадуров. -Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2004.- 287 с.: ил.
7. Чуваши: этническая история и традиционная культура / сост. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Димитриев. - М. : ДИК, 2000. - 96 с. : ил.,карт.
8. Чуваши : история и культура : ист.-этногр.исслед.в 2-х т. / под ред. В. П. Иванова. - Чебоксары : Чуваш.кн.изд-во, 2009.
9. Ягафова, Е. А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки): конец XVII – нач.XX вв. / Е. А. Ягафова. - Самара : ИЭКА «Поволжье», 1998. - 396 с.
10. Искендеров, Ф.В.Азбука чувашских орнаментов и эмблем / Ф.В.Искендеров, И.Ф.Искендеров, Е.Ф.Костина.- Ульяновск, 2006.- 64 с .
11. Русские. Серия «Народы и культуры», Москва: Наука, 1999. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5
12.Самарская область – Официальный сайт. Статья музыкальные инструменты разных народов. URL:
http://www.samregion.ru/press_center/anonses/26.04.2013/skip/2671/8849/
13. Русский народный костюм. Самарская копилка. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F0%E4%E2%E0
14. Чуваши: история и культура. Том 1.URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%F3%E2%E0%F8%E8
15. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890 – 1907. URL: http://www.norma40.ru/articles/russkaya-narodnaya-pesnya.htm
16. Статья «Русские народные инструменты» URL: http://www.radost-moscow.ru/?page=narodnye
17. Чувашская энциклопедия. URL: http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=3933
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рыжие листья
Волшебная фортепианная музыка
Груз обид
"Разделите так, как делили работу..."