Рассказ об истории старинного русского инструмента гусли с начала появления до наших дней. Роль гуслей в современном мире.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_buslaevoy_d.a.docx | 28.45 КБ |
« СТАРИННЫЙ РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГУСЛИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ»
Буслаева Д.А.
г. Егорьевск, МОУ СОШ №3 с УИОП
Сохранение, распространение культурного наследия является, как известно, одной из важнейших целей культурной политики страны. Традиционные музыкальные инструменты представляют принципиально значимый компонент культурного наследия России. Музыкальный инструмент – это своего рода выразитель национального характера. Гусли общепризнанно считаются символом русской музыкальной культуры. Они могут быть поставлены в один ряд с древнейшими формами струнных музыкальных инструментов – арфой, лирой, кифарой.
Как же формировался, закреплялся образ гуслей в культурной памяти народа; почему и сегодня не исчезает определенный интерес к столь древнему музыкальному инструменту? На эти вопросы я постараюсь ответить. Обратимся к происхождению этого инструмента.
Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место рождения гуслей. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века.
По одной из версии, название этого инструмента, связано со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук. В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Это и стало основной версией возникновения названия инструмента гусли. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип устройства этого щипкового инструмента.
Судьба гуслей надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом, и царями.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда и пошло укоренившееся название гуслей – яровчатые (изначально – яворчатые). Именно на таких гуслях играл былинный новгородский музыкант Садко. Исполнитель клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».
Гусли применялись в качестве сольного, ансамблевого инструмента, для аккомпанемента пению во всех областях культурной жизни русского народа: бытовой, обрядовой, духовной, светской, праздничной, военной музыке. Звук гуслей обладал целительным воздействием.
В древности этот инструмент был в руках наших былинных богатырей — искусных игроков на гуслях. Вспомним Добрыню Никитича, Соловья Будимировича, боярина Ставра Годионовича. В народном сознании умение играть на гуслях было такой же неотъемлемой чертой положительных былинных героев, как смелость, сила, ловкость, удаль богатырская.
Гусельная музыка была неизменной принадлежностью княжеского и дружинного быта, сопровождая веселые пиры и торжественные официальные церемонии. Музыкой заполнялись часы досуга в княжеском тереме и в домах богатых горожан. Особый вид музыкально-поэтического творчества представляли собой княжеские славы – хвалебные песнопения с перечислением доблестей и заслуг князя, которые исполнялись под аккомпанемент гуслей. На таких звончатых гуслях играл и аккомпанировал своему пению “вещий Боян”, талантливый певец-музыкант древней Руси. От его лица ведется повествование в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве», созданном в конце XII века.
«Боян же, братья, не десять соколов
На стаю лебедей напускал.
Но свои вещие персты на живые струны воскладал.
Они же сами князьям славу рокотали…»
На протяжении всей истории своего развития гусельное искусство не было социально однородным.
Гусли находились и в руках бродячих трупп затейников-скоморохов. В 15-17 веках скоморохи были, что называется, на пике популярности - народ чтил и привечал веселых людей за их опыт, полученный в странствиях, да и от забавы был не прочь. Но Православная церковь инструментальное музицирование осуждала и преследовала как наследие язычества. Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем " кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Гусли отнимали, ломали, жгли. В XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” этот инструмент почти исчезает.
Но нелюбовь к скоморохам вовсе не мешала представителям церкви изображать гусли в книгах церковного содержания. В древнерусской рукописи того же Кирилла Туровского «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя, играющего на гуслях. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли во Владимирской области России.
С 18 века гусли стали использовать при хоровом пении, причем такие гусли даже назывались «поповскими». Под гусли же кàлики - странники, нищенствующие по Руси, традиционно исполняли духовные стихи, в которых поэтически выразилась самая душа русского православия.
Таким образом, исторические письменные памятники, а также фольклор единодушно свидетельствуют о популярности гуслей на Руси.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях.
Принципиальных различий в способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать медиатором.
Число струн на древних славянских гуслях было не постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Форма гуслей тоже менялась. В Древней Руси были распространены гусли шлемовидной формы. На таких гуслях играли скоморохи, но после гонений их вид почти полностью исчезает. В XIV-XV веках появились крыловидные гусли с открылком. Открылок – это часть корпуса гуслей, выступающая за колковым рядом и играющая роль усиления звука. Такой вид гуслей был распространен в Новгородской и Псковской областях. Этот инструмент считается самым часто встречающимся, из сохранившихся по сей день в народном быту гуслей. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.
В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их называли тогда „столовыми” или настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя – шире, чем на гуслях звончатых.
В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Николаем Ивановичем Приваловым (1868-1928), руководителем различных ансамблей и оркестров. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола стало постоянным. Привалов создал гусли четырёх размеров, от самых маленьких до очень крупных – пикколо, приму, альт и бас. Гусли из разряда архаичного, чисто народного инструмента, превратились в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные советским композитором Николаем Петровичем Фоминым (1869- 1943) в 1914 году. У них большой диапазон – от пяти до семи октав. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях, как на аккомпанирующем инструменте.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — настольные (столовидные) и гусли клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
Гусли и в наше время живут самой полноценной жизнью. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Гусли продолжают служить своей цели - помогать говорить о том, о чем от веку гусляр говорил: о жизни невидимой, но знаемой, более справедливой, правильной и чистой.
Но... гусли звучат, и будут звучать вечно!
Гусли – инструмент гармонизации Вселенной.
С.В. Жарникова.
Список литературы
Хитрость Дидоны
Каргопольская игрушка
Ель
Вода может клеить?
Швейня