ГУСЛИ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ.
Работу выполнила Красильникова Дарья, 5А класс.
Учитель Лукьянченко И.М.
Гусли в течение долгого времени, начиная с языческих времён, были самым любимым и наиболее распространённым музыкальным инструментом русского народа. Названием «гусли» (от слова «гудеть») первоначально обозначали вообще все струнные инструменты. Позже гуслями стали называть только многострунный инструмент с полым корпусом – резонатором.
Судьба этого инструмента надолго связалась с народно-песенной и эпической традицией. Исполнение былин сопровождалось игрой на гуслях; гусли были неотъемлемой частью многих сказок и былин. Народ с любовью относился к этому инструменту, украшая его резьбой, росписью, инкрустацией. История развития гуслей, как мне кажется, очень интересна и заслуживает внимания.
Цель моей работы – рассказать о появлении и развитии этого замечательного инструмента, показать его разнообразие. В работе я выделяю три вида гуслей:
Хотя, нужно отметить, мир гуслей, конечно же более разнообразен. Гусли щипковые, гусли клавишные, предназначенные для игры в оркестре; цимбалы – инструмент очень похожий на псальтиривидные гусли.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры – сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.
Таким образом, можно сделать вывод что гусли, являясь самым древним народным инструментом, представляет интерес в наши дни и заслуживает внимания.
Вложение | Размер |
---|---|
gusli_i_ikh_raznovidnosti.doc | 206.5 КБ |
Научное общество учащихся МАОУ «СОШ №24»
Музыка
ПОЯВЛЕНИЕ ГУСЛЕЙ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
Работу выполнила:
ученица 5А класса
Красильникова Дарья
Руководитель:
Учитель музыки
Лукьянченко И.М.
Содержание.
Введение
Гусли и их разновидности
1. Гусли звончатые
2. Гусли-псалтирь
3. Усовершенствованные хроматические гусли
Сходство и различие гуслей
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Цель моей работы – рассказать о появлении и развитии гуслей, наиболее распространённых среди народа, показать их разнообразие. Исходя из данной цели, я поставила следующие задачи:
Гусли в течение многих веков, начиная ещё с языческих времён, были самым любимым и наиболее распространённым музыкальным инструментом русского народа. Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера-умельцы передавали столетиями секреты изготовления гуслей, украшали их резьбой, росписью, инкрустацией. Гусельные наигрыши, песни певцов были любимы народом и царями.
Гусли часто упоминаются в произведениях фольклора. В частности, в былине «Садко» богатырь Садко прославился своей замечательной игрой на гуслях, покорив даже царя морского.
История гуслей очень интересна и заслуживает внимания. Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что в наше время гусли не имеют популярности, их вытеснили другие инструменты. Проведя опрос среди одноклассников, какой народный музыкальный инструмент вам известен, большинством была названа балалайка. Хочется верить, что интерес к гуслям всё-таки возродится.
Новизна моей работы в том, что материал, к которому я обратилась очень скудный и не собран воедино. Это представляло особую трудность в написании реферата.
Названием «гусли» (от слова «гудеть») первоначально обозначали вообще все струнные инструменты, подобно тому как названием «бубна» обозначали все ударные, названием «сопели» – все духовые инструменты. Игра на струнных инструментах вообще и на гуслях в частности называлась гудением (гужением); исполнитель – игрец, гудец (гудлец), гусляр, гуслист. Позже название «гусли» было присвоено только многострунному инструменту с большим полым корпусом – резонатором.
В музыкальной жизни народа были употребительны следующие разновидности гуслей:
Звончатые гусли являются древнейшим из всех когда-либо употреблявшихся в России музыкальных инструментов. Сведения об употреблении у славян музыкального инструмента под названием гусли встречаются в письменных памятниках начиная уже с VII века.
Корпус первобытных гуслей (или так называемой в древности «гусельной доски») представлял собой широкий плоски ящик, делавшийся в старину из явора (белого клёна), откуда название этих гуслей – яровчатые, или яворчатые. Явор растёт только в южных местностях, и на Кавказе, откуда, повидимому, гусли и были перенесены на север, к великороссам; на юге же гусли, вероятно, были заимствованы славянами из Византии, где употреблялись в древности струнные инструменты, весьма сходные с первобытными русскими гуслями. Наименование гуслей «звончатыми» получилось благодаря употреблению на них металлических струн (из тонкой меди): «золочёные», «звончатые». Число струн на гуслях не было постоянным и колебалось от 3 до 13. например, гусли, бывшие в употреблении среди русского народа ещё в конце XVIII и начале XIX веков, имели 5, 7 и 9 струн.
Играли на гуслях двояким способом: или их ставили немного наклонно на колени, прижимая корпус к животу и ударяя указательным пальцем правой руки по всем струнам зараз (бряцая по струнам), а пальцами левой руки зажимая звук тех струн, которые не должны были звучать; или – клали горизонтально на колени и перебирали струны пальцами обеих рук.
В начале XX века звончатые гусли были усовершенствованы. Количество струн таких гуслей было 13. на этих инструментах стала возможна коллективная игра. Однако эти «усовершенствованные» гусли, в следствии своих ограниченных музыкальных возможностей, широкого распространения не получили и вскоре были заменены в оркестрах более совершенными клавишными гуслями.
Начиная с XIV века в России появляются музыкальные инструменты, называемые то гуслями, то псалтирями, и реже – песневцами. Сохранившиеся изображения этих инструментов говорят о большом сходстве последних с одной из разновидностей старинного струнного инструмента, известного в Западной Европе под названием psalterion или psalterium – псалтирь.
Этот инструмент был занесён на Запад с Востока во время крестовых походов; сходство же его с гуслями-псалтирём указывает на несомненное заимствование русскими с Запада как самого инструмента, так и его название.
Гусли-псалтирь первоначально имели две формы: треугольную и овальную, с закруглёнными сторонами.
По сравнению с первоначальными досковидными гуслями, гусли-псалтирь были более совершенным инструментом, почему вскоре и получили в России довольно широкое распространение, частично заменив звончатые гусли. Этому способствовало в особенности то обстоятельство, что начиная с XV века в хоромах богатых бояр и при дворе царей появляются иноземные инструменты – органы, клавикорды, скрипки и цимбалы – и иноземные музыканты, с которыми вынуждены были конкурировать русские гусельники.
Звук получался путём защипывания или перебирания обеими руками (как при игре на лежачей арфе). Русские псалтиревидные гусли вместе с русским названием распространились и среди других народов: татар – гусли, черемисов – кюселе, чуваш – гюсла и прочее. Между прочим, инструмент под названием «чувашские гусли» с хроматическим строением был введён Г.П. Любимовым в оркестр 4-х струнных домр.
В XVIII веке псалтиревидные гусли начали изготовлять в виде большого ящика на ножках. Жильные струны были заменены стальными, отчего звук стал более сильным. Приём игры остался прежним, то есть при помощи защипывания или перебирания струн пальцами обеих рук.
В XVIII и начале XIX века этот инструмент был довольно распространённым в России, особенно среди зажиточных классов русского общества; он сделался также любимым инструментом духовенства, от чего и стал называться поповскими гуслями. Техника игры на таком инструменте была довольно трудной и требовала специального обучения в школах. Под названием щипковые гусли хроматические гусли без всяких изменений были введены в состав великорусского оркестра. Начиная с XIV века на Западе (в России – начиная с XVII века) употреблялся очень похожий на псалтиревидные гусли инструмент под названием цимбалы.
Рассмотрев разные виды гуслей, я заметила, что:
Однако основа у всех гуслей оставалась одинаковой:
Заключение
Таким образом, проведя обзор литературы и публикаций по данной теме, можно сделать следующие выводы:
К сожалению, в настоящее время в России очень мало мастерских, в которых делают гусли. Однако интерес к этому замечательному инструменту растёт. Появляются гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Среди наиболее известных знатоков гуслей в наши дни профессор Петербургской консерватории Анатолий Мехнецов, его сын Алексей Мехнецов – преподаёт на кафедре народной музыки. В Перми – Олеся Владимировна Гладкова (преподаватель ПГПУ, руководитель фольклорного ансамбля «Свестия»), Ольга Ильинична Максимова (руководитель фольклорного ансамбля «Жаворонушка», Нытвенский район, село Шерья).
В Вологодской области есть целые деревни, в которых практически каждый житель владеет игрой на гуслях.
Конечно же, благодаря таким людям, влюблённым в гусли, этот уникальный народный инструмент звучит и будет звучать.
Я считаю, что материалы моего реферата можно использовать на уроках МХК, музыки. Думаю, работа заинтересует и ребят, даст им информацию о гуслях.
Список используемой литературы
Солдатская шинель
Где спят снеговики?
Смекалка против Змея-Горыныча
На горке
Снег своими руками