Цель исследования - выяснить, как влияет музыка Моцарта на организм человека
Задачи:
• Проанализировать музыкальные произведения Моцарта, изучив литературные источники.
• Рассмотреть значение музыкальных произведений Моцарта в нашей жизни
• Установить, зависит ли эмоциональное и физическое здоровье от прослушивания музыкальных произведений Моцарта.
• Провести и описать практическое исследование.
• Обобщить полученные результаты.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
• поисковый метод;
• метод наблюдения;
• метод анализа и синтеза;
• метод беседы и опроса;
• метод обобщения.
В ходе работы была изучена литература по данной теме, проведены анкетирование учащихся 4-5 классов и проведёны музыкальные эксперименты.
Вложение | Размер |
---|---|
effekt_motsarta.docx | 32.6 КБ |
effekt_motsarta.pptx | 876.82 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2 г.Новоузенска Саратовской области»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнила: Давлетьярова Зайна
ученица 5 класса
МОУ ООШ №2
г.Новоузенска
Саратовской области
Руководитель: Солдатова Елена Ивановна
2013-2013 уч.г.
(СЛАЙД 2)В ней часто чудотворное горит,
И вся она немыслимо лучится,
Она сама со мною говорит
И утешить мне душу не боится.
Анна Ахматова.
Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слёзы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Одна музыка заставляет нас вскакивать на ноги и танцевать,, другая грустить, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями. . А с 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. Произведения Моцарта мы слушали на уроках музыки. И мне захотелось понять, почему же музыка Моцарта столь значима для человека и имеет над ним такую власть?
(СЛАЙД 3)Цель моего исследования - выяснить, как влияет музыка Моцарта на организм человека
Перед собой поставила задачи:
В ходе исследования были использованы следующие методы: (СЛАЙД 4)
• поисковый метод;
• метод наблюдения;
• метод анализа и синтеза;
• метод беседы и опроса;
• метод обобщения.
В ходе работы мною была изучена литература по данной теме, проведены анкетирование учащихся 4-5 классов и проведёны музыкальные эксперименты.
КАКОВО ЖЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА?
"Музыка лечит душу и тело" - такую надпись можно увидеть на некоторых итальянских инструментах эпохи ренессанса. О благотворном влиянии музыки на человеческий организм было известно еще в глубокой древности.
(СЛАЙД 5)Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.
греческий врач Эскулап больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» — одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки. Вот лишь некоторые факты из мира медицины, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье и организм человека:
Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, чтобы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало.
Научно доказано, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека.
Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание, укрепляет иммунитет. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, как средство-успокоение, даже лечения.
Основываясь на знаниях о воздействии музыки на наш организм, можно создать свою домашнюю аптеку. В приложении1 представлена «Музыкальная аптека»(Приложение 1)
Но самая необыкновенная, самая исцеляющая и благотворно влияющая на здоровье – это музыка Моцарта.(СЛАЙД 6)
Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии, Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. . Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
Всё это очевидно и повлияло на его чудотворную музыку.
В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта как никакой другой.
В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как известно, не обладают эмоциональной реакцией на музыку). Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине. Данный эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм” воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет как доминантную — нейробиологическую, а не эмоциональную природу.
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться”, распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена. Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным” композитором.
Эффект Моцарта заключается не просто в благотворном воздействии музыки на здоровье человека, а на развитии его интеллекта, его умственных способностей. Но наиболее благотворно музыка Моцарта влияет на детей.
Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер. А вот у детейпрослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. У детей, получавших уроки музыки в течение 2 лет подряд, значительно улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем.
Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами. Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений г. Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка. Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.
Музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит) - доказали европейские ученые. Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).
В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резкоснизить в своей стране раннюю детскую смертность.
По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта – исчезнут многиепроблемы с пищеварением.
Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле “подарила” человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.
Эти и другие факты побудили меня провести собственный эксперимент и определить, действительно ли музыка Моцарта может оказывать благотворное влияние на учащихся .
Сначала было проведено анкетирование «Влияние музыки на поведение учащихся»
В эксперименте я попросила участвовать ребят 4 и 5 класса
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений и как музыка влияет на поведение и настроение учащихся.
Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
Результаты анкетирования (СЛАЙД 7)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни):
Классическая - 4
поп-музыка - 24
рок-музыка - 1
Эксперимент № 1 (СЛАЙД 8)
«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Эксперимент проходил в 2 этапа. На 1 этапе учащимся 4и 5 классов нашей школы было предложено выполнить математические задания в полной тишине, а на 2 этапе эти - же учащиеся выполняли аналогичные задания под музыку Моцарта (сонату до мажор для двух фортепиано). Задания были одинаковые по сложности и проводились в разные дни 2 уроком. Результаты получились следующие:
1.При решении математических заданий в тишине учащиеся получили следующие оценки:
«5» - 6 учащихся
«4» - 15 учащихся
«3» - 5 учащихся
«2» - 1 учащийся
2.При решении сложных математических заданий под музыку Моцарта учащиеся получили следующие оценки:
«5» - 10 учащихся
«4» - 15 учащихся
«3» - 2 учащихся
«2» - 0
Таким образом, процент качества и успеваемости получился следующим:
выполнение заданий в тишине – 77%качества и 96 %успеваемости, под музыку – 92% качества и 100% успеваемости.
Эксперимент №2
Мы выяснили, что классическая музыка благотворно влияет на человека.
Специалисты в области музыкотерапии составили перечень музыкальных произведений для гармонизации различных состояний человека.
Для наблюдения я выбрала «Маленькую ночную серенаду» В.А.Моцарта. Ученые утверждают, что музыка Моцарта – это отличная «гимнастика» души, чудесное средство для улучшения самочувствия после эмоционального напряжения.
Участниками наблюдения стали учащиеся 5 класса, которые пришли в класс после контрольной работы. Перед учащимися была поставлена задача:
слушая музыкальные фрагменты, выбрать из семи основных цветов цвет, который соответствует их настроению и состоянию.
Получились следующие результаты: (СЛАЙД 9)
красный 29 %
желтый 38%
синий 20%
зеленый 13 %
коричневый 0 %
черный 0 %
Психологи утверждают, что: (СЛАЙД 10)
Красный цвет означает – активность, жизненная энергия, стремление к успеху;
Желтый – ожидание, расслабление, стремление к новому, неопределенное или мечтательное настроение;
Синий – покой, гармония, эмоциональная стабильность, нейтральное настроение;
Зеленый – настойчивость, уверенность в себе, спокойное или пассивное настроение;
Коричневый - тревога, взволнованное настроение;
Черный – отвержение, протест, недоверие, неприятие, унылое настроение.
Таким образом, мы видим, что предлагаемые музыкальные примеры оказали благоприятное воздействие на душевное состояние большинства учащихся.
Выводы:
Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.
После изучения литературы и по итогам экспериментов я провела классный час для одноклассников, где рассказала о музыкотерапии, дала рекомендации «Как лечиться музыкой»
Рекомендации «Как можно использовать волшебное воздействие музыки в школе» (СЛАЙД 11)
1) В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал
2) Рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время
3) Музыкальную терапию можно применять во время сна. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей
4) Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка
3.Заключение (СЛАЙД 12)
По итогам исследовательской работы о влиянии музыки на человека сделаны следующие выводы:
1.Музыка положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников, улучшает память и обучаемость.
2.Для стимуляции умственной деятельности рекомендуется лучше слушать классические произведения, а именно музыку В.А.Моцарта, К.В.Глюка, Л.Бетховена, Э.Грига, а не тяжёлый рок.
3.Классическая музыка снимает мышечное напряжение, создаёт пространство успокоения и отдыха, делает окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и приятной, снижает чувство одиночества.
4. Музыка благотворно влияет на пищеварительную систему: повышает аппетит, стимулирует пищеварение.
5. Музыка влияет на сердечные ритмы и стабилизирует артериальный пульс и кровяное давление.
6. Музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания.
7. Музыка обладает волшебной силой, являясь мощнейшим источником энергии для человека.
Значит предположение, что слушание классической музыки оказывает положительное влияние на учебный процесс в школе, а именно активизирует мышление, позволяет лучше сосредоточиться перед уроком и выполнением домашнего задания, наполняет энергией перед новым учебным днём и снимает напряжение и усталость между уроками, верно.
И для психологического и физического здоровья обучающихся нашей школы, для наполнения их волшебной силой необходимо регулярное прослушивание классической музыки, как в школьном образовательном учреждении, так и в домашней обстановке.
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Эффект Моцарта» Выполнила: Давлетьярова Зайна ученица 5 класса МОУ ООШ №2гГ.Новоузенска Саратовской области Руководитель: Солдатова Елена ИвановнаСлайд 2
В ней часто чудотворное горит, И вся она немыслимо лучится, Она сама со мною говорит И утешить мне душу не боится … Анна Ахматова
Слайд 3
Цель исследования: Выяснить, как музыка Моцарта влияет на организм человека Задачи : Проанализировать музыкальные произведения Моцарта, изучив литературные источники. Рассмотреть значение музыкальных произведений Моцарта в нашей жизни Установить, зависит ли эмоциональное и физическое здоровье от прослушивания музыкальных произведений Моцарта. Провести и описать практическое исследование. Обобщить полученные результаты .
Слайд 4
Методы исследования: поисковый метод; метод наблюдения; метод анализа и синтеза; метод беседы и опроса; метод обобщения
Слайд 5
ПИФАГОР Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых .
Слайд 6
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Слайд 7
Результаты анкетирования: № Вопрос Да Нет Не знаю 1 Нравится ли тебе слушать музыку? 29 - - 2 Меняется ли твоё настроение, когда слушаешь музыку? 29 - - 3 Нужна ли музыка в повседневной жизни? 16 11 2 4 Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то уч-ся будут меньше уставать за учебный день? 4 10 15 5 Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? 2 5 22 6 Какая музыка вам больше нравится? Классическая Поп-музыка Рок-музыка 4 24 1
Слайд 8
Эксперимент №1 «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся» В полной тишине Под музыку Моцарта «5» - 6 учащихся «4» - 15 учащихся «3» - 5 учащихся «2» - 1 учащийся «5» - 10 учащихся «4» - 15 учащихся «3» - 2 учащихся «2» - 0
Слайд 9
Эксперимент №2 красный 29 % желтый 38% синий 20% зеленый 13 % коричневый 0 % черный 0 %
Слайд 10
Красный цвет означает – активность, жизненная энергия, стремление к успеху; Желтый – ожидание, расслабление, стремление к новому, неопределенное или мечтательное настроение; Синий – покой, гармония, эмоциональная стабильность, нейтральное настроение; Зеленый – настойчивость, уверенность в себе, спокойное или пассивное настроение; Коричневый - тревога, взволнованное настроение; Черный – отвержение, протест, недоверие, неприятие, унылое настроение.
Слайд 11
Рекомендации «Как можно использовать волшебное воздействие музыки в школе» В школах рекомендуют очень тихо включать музыку во время уроков, это помогает лучше усвоить материал Рекомендуется проигрывание музыки Моцарта во время перемен. Важно помнить, что музыка оказывает своё воздействие не сразу, а постепенно, через некоторое время Музыкальную терапию можно применять во время сна. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Именно такое использование музыки особенно рекомендуется для детей Желательно, чтобы музыка звучала ненавязчиво; необходимо обращать внимание на реакции детей, выбирая громкость музыки. Даже тихая, «фоновая» музыка уже оказывает воздействие на ребёнка. Поэтому нет необходимости включать её громко. Главное, чтобы она просто играла, не отвлекая на себя много внимания ребёнка
Слайд 12
Выводы: Музыка положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников, улучшает память и обучаемость . Для стимуляции умственной деятельности рекомендуется лучше слушать классические произведения, а именно музыку В.А.Моцарта. Классическая музыка снимает мышечное напряжение, создаёт пространство успокоения и отдыха, делает окружающую обстановку в глазах воспринимающего светлой и приятной Музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания. Музыка обладает волшебной силой, являясь мощнейшим источником энергии для человека.
Слайд 13
Ресурсы: Психология. Т.И.Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345-380. Музыка в нашей жизни. Автор – Н.Д. Зельницкая.1998. Астрель .Тула. Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004 Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. \ Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999. Монро Д. «21 урок Мерлина . Магические знания друидов» - Киев, 1996г. Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры» - Аллегро-пресс,1994г. Журналы: «Чудеса и приключения» - 1/96 «Будь здоров» - 1/95 «Семейный доктор» - 6/96 «Целительные силы» - 1/96 «Независимая газета» №12 от 23.06.2000г. статья «Не слушайте тяжёлый рок» 6. Интернет – ресурсы: http://bio.1september.ru/ http://www.gorodfm.ru/ http://www.medsport.ru/ http://www.medart.ru / http://www.hifinews.ru/ http://www.potrebitel.ru/ http://www.sciam.ru/
Кто чем богат, тот тем и делится!
Какая бывает зима
Проказы старухи-зимы
Лиса-охотница
Цветущая сакура