Работа ученицы 7-го класса на учебно-практическую конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_arkhangelskoy_oblasti.doc | 184.88 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветки, но и корни, чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д. С. Лихачев
Сегодня проблема нравственного воспитания учащихся остается актуальной. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической информации. Даже если общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, никакое богатство не сможет заменить доброту и честность.
Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы.
Фольклорные произведения доносятся до учащихся из глубины веков. Народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое.
Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Таким образом, нравственной основой для воспитания школьников могут послужить народные истоки. Это та точка опоры, которая складывалась веками, она близка и понятна каждому человеку. Формируя культурную личность, нужно помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Музыкальный фольклор Архангельской области Музыкальный фольклор и народная танцевальная культура.
Русский Север относится к одной из крупных региональных систем песенного фольклора. Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично музыкально-поэтические традиции Русского Севера продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова.
Русский Север - богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей. Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов "обрастали" северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.
В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная "консервация" песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах - Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.
Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).
В жанровом составе песенного фольклора Архангельской области также преобладают "женские" жанры - протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т.д. песни. "Мужские" жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились "завезенные" солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу ХГХ-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины...
В Архангельской области по сию пору сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора.
Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод - один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: "Дарить столба". "Селезень", "Скоморох" и т.д.
Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют "частыми". Как и хороводные, игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, также одна из любимых тем - высмеивание старого мужа. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно - в сольном, парном переплясе, "перекруживании", в парных плясках ("Сени", "Русского", "Метелица", "Топотуха") и кадрилях.
Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватаяфантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.
В каждом северном районе преобладали "свои" песни. Так, в Мезени - "наулочные", "вечериночные", свадебные, "рождественские"... На Пинеге - песни кашниц, "вечериночные", девичьи, колыбельные... На Онежье - хороводные... Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.
По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник "Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.", в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).
Как и лирические песни, любим и востребован на Архангельском Севере жанр припевок и частушек. Припевки - коротенькие песенки, но не четверостишия-частушки. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.
Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием - ансамблевое или хоровое пение.). Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Эпическое начало очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний.
Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движется плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы "вьются" друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания - это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.
В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.
Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре ("Весной девушки гуляли" - Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре ("Ой, хожу я по травке" - Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре ("Из-за лесу темного" - Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре ("Не спрошёл бы то я" -Виноградовский район).
Никогда в народных песнях на Севре не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику ("Не последний-то годочек я у батюшки живу" - Коношский район), плавное поступенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях - ниспадающий квартовый (IV - I) ("Полно милой сокрушаться" - Шенкурский район, "Соколы, соколы" - Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V -1) ("По мёду, мёду" - Пинежский район).
Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая. Ощущение "оканья" создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные "а", "я", "и".
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее - в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).
Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души.
Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли - излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник - тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках - самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).
В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.
Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.
Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера - хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры -орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу").
В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, "где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями". В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод
"косой столб" бытовал в Пинежском уезде. Под песню "Цвет наш прекрасный, аленький цветочек" девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, "обходили столб" - впереди идущую пару справа и слева.
На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню "Розочка алая" ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню - тещу, свекровь, свекра, свояка...
В хороводе "Негодяй" участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне "ходили" хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.
Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей - одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.
Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.
Фольклорные коллективы Архангельской области:
Государственный академический Северный русский народный хор, клуб Поморской культуры «Сугревушка» (Архангельск), ансамбль народной песни «Беломорье» (Северодвинск), Краснооборский народный фольклорный хор, Лешуконский любительский народный хор, Кушкопальский народный хор (Пинежский район), «Онежские жемчужины», Шенкурский народный хор и фольклорный ансамбль «Кореннушка», фольклорный коллектив «Здарье» (Березник), Мезенский народный хор, народный хор «Вечерянка» (дер. ШотовоПинежского района), фольклорная группа Шалакушскогонародного хора (Няндомский район), Кощеевская фольклорная группа «Зорюшка» (Коношский район), ансамбль народной песни «Беломорье» (Северодвинск), фольклорный ансамбль «Новица» (Архангельск), народный ансамбль песни, музыки и танца «Северянка» (Новодвинск), народный хор русской песни им. Смирновых (Нарьян-Мар).
Государственный академический Северный русский народный хор
Художественный руководитель — Заслуженная артистка России. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Игнатьева;
Главный балетмейстер — Заслуженный работник культуры России Татьяна Гвоздева; Руководитель оркестра русских народных инструментов — Заслуженный артист России — Александр Качаев.
Государственный академический Северный русский народный хор единственный на Северо-Западе России высокопрофессиональный художественный коллектив, представляющий традиционную народную культуру русскоязычного населения практически всех субъектов Северо-Запада России — от Псковской области до Республики Коми. Северный хор — песенная душа Русского Севера!
В 2010 году Северному хору исполнилось 85 лет. История коллектива началась с любительского самодеятельного народного хора, который в 1926 году в г. Великий Устюг Вологодской области организовала сельская учительница Антонина Яковлевна Колотилова. 8 марта 1926 состоялось первое публичное выступление фольклорного ансамбля народных певиц. В 1935 году А.Я. Колотилова вместе с 12 устюжанками, участницами ее хора, переезжает в Архангельск. Вскоре самобытный народный коллектив становится любимым детищем и гордостью Северного края.
В 1957 году коллектив становится лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу на лучшие фестивальные и концертные площадки мира. С 1959 года коллектив стал лауреатом многих международных конкурсов, посетил с гастролями страны Европы, Азии. Африки и Америки. С 1960 по 2008 г.г. хором руководила легендарная Нина Константиновна Мешко. Этот период жизни хора отмечен ростом, как исполнительской культуры, так и поиском новых путей творчества. За высокое мастерство и чистоту стиля в 1976 году хору было присвоено почетное звание академического. С 2008 года коллектив возглавила ученица Нины Константиновны Мешко — Светлана Конопьяновна Игнатьева.
В состав коллектива входят три группы — хоровая, танцевальная и оркестр русских
народных инструментов. Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: веселые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, акапельное пение чередуется с музыкальными произведениями.
В отдельных номерах на сцене, как единый механизм, одновременно работают до шестидесяти артистов, что говорит об уровне и качестве представления. Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы — представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Я провела опрос обучающихся нашего класса. Им были заданы следующие вопросы.
1. Что такое музыкальный фольклор?
50 % ребят ответили, что не знают, а другие 50 % ответили, что это народное музыкальное творчество или легенды, сказания, исполняемые под музыку.
2. Назовите фольклорные коллективы Архангельской области?
В основном отметили, что это Русский народный северный хор, ансамбль «Берёзка», Лешуконский хор.
3. Как к фольклору относятся члены вашей семьи?
Очень маленький процент учащихся ответил, что в их семьях есть такие традиции.
4. Для чего нужно изучать фольклор? Ответы: для общего и духовного развития. Я считаю, что ребята мало знают о традициях северного фольклора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков - трудная и благородная задача.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня.
Издавна славится северный народ своей музыкальностью и поэтическим складом души, красивые мелодичные песни северян обращают на себя внимание выразительными интонациями и тонким психологизмом.
Таким образом - основная ЦЕЛЬ приобщения ребёнка музыкальному фольклору - это формирование у него познавательного интереса к быту и традициям своего народа через историческую память, воспитание любви к малой и большой Родине; развитие творческой личности через развитие музыкальных способностей.
Огонь фламенко
Денис-изобретатель (отрывок)
Ласточка. Корейская народная сказка
Зимний лес в вашем доме
Медведь и солнце