Данное исследование нацелено на изучение вопроса о влиянии пения на здоровье человека. Такое оздоровление доступно всем, оно не требует дополнительного времени и материальных затрат, а значит знания о том, как этого достигать, необходимы всем. Это и обеспечило актуальность данного проекта. Научный руководитель: учитель музыки Фролова Татьяна Александровна.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-issledovanie_poyte_na_zdorove.doc | 108.13 КБ |
Научно-исследовательская работа на тему:
«Пойте на здоровье!»
Автор: Чиркова Надежда Владимировна, ученица 5-В класса
Научный руководитель: Фролова Татьяна Александровна, учитель музыки
Россия, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.М.П.Кочнева»
II. КАК ВЛИЯЕТ ПЕНИЕ НА ШКОЛЬНИКОВ 5
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 (Результаты анкетирования учащихся)
Приложение 2 (Памятка «Пойте на здоровье!»)
Человек наделён от природы чудесным даром – голосом. Именно голос помогает нам общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к разным явлениям жизни. Но каким красивым становится человеческий голос в пении!
С первого класса я занимаюсь в школьной вокальной студии «Калейдоскоп». Мне нравится петь и выступать на сцене. Я с удовольствием пою дома и в школе, с друзьями и одна. Когда мне сказали, что петь - это не только приятно, но и полезно, я заинтересовалась: «В чём польза пения?».
При работе над проектом я использовала информацию из сети Интернет, изучила статьи Размашкиной Н.В., педагога по вокалу Наталии Княжинской, академика и певца Попова Анатолия Ивановича.
Петь может каждый здоровый ребёнок. Этот процесс доступен всем и не требует от нас каких-либо материальных или временных затрат. Но не каждый знает, насколько полезно петь и как воздействует пение на организм человека. Мне захотелось больше узнать о пользе пения и познакомить других. Это и определило актуальность данного проекта.
Цель проекта – выявить особенности влияния пения на состояние здоровья человека.
Задачи проекта:
Предмет исследования: влияние пения на здоровье человека.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме проекта, систематизация материала, анкетирование, анализ полученных данных, компьютерная обработка информации.
База исследования: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ №1 им.М.П.Кочнева.
Практическая значимость: материалы нашего проекта могут быть использованы в целях распространения информации о полезном влиянии пения на здоровье человека. Созданная памятка «Пойте на здоровье!» будет интересна учащимся, учителям, родителям и всем, кто заботиться о своем здоровье и любит петь.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучая литературу по теме проекта, мы узнали, что медики уже давно обратили внимание на благотворное влияние пения на здоровье человека. Оказывается, совсем необязательно быть профессиональным певцом, чтобы получать пользу от пения. Важно петь самим, это полезнее, чем просто слушать музыку.
У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается уровень простудных заболеваний.
Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от шлаков. Пение снижает артериальное давление, нормализует сердцебиение.
Оказалось, что когда человек поет, активно работает не только его голосовой аппарат, но и легкие, которые усиливают приток крови и снабжают кислородом все ткани и органы. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины, лимфоузлы, что повышает иммунитет организма.
Таким образом, регулярные занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.
Пение очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека. Оно помогает расслабиться, справится со стрессом и нервным напряжением. Песня снижает нервозность, придает бодрость, энергию, возвращает душевные силы. Именно поэтому специалисты рекомендуют петь хотя бы пять минут в сутки, приравнивая пение к физическим упражнениям.
Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость.
Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Если человек имеет сильное нарушение речи, врачи рекомендует больному больше петь, так намного легче произносить трудное слово.
Часто поющие люди лучше выглядят, цвет лица у них свежее, а спина – прямее.
Замечено, что, люди, которые выбрали профессию певца, или занимаются пением, продлевают свою жизнь в среднем на 15 лет. Среди певцов много долгожителей.
Таким образом, занятия пением – это один из путей к здоровью, и этот путь доступен каждому из нас.
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы перешли к практической части исследования.
На первом этапе мы решили провести среди учащихся 5-х классов анкетирование с целью узнать, нравится ли ребятам петь и знают ли они о пользе пения.
Мы составили анкету и предложили ребятам ответить на следующие вопросы:
Нами были опрошены 89 учащихся. Ответы были разные. Мы их проанализировали, и некоторые результаты представили в виде диаграмм (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Большинство ребят ответили, что любят петь. Отметили, что с удовольствием поют дома и в школе, на уроках и переменах, на праздниках и на улице, с друзьями и самостоятельно. Нравится петь караоке. Но были ребята, которые ответили, что петь не любят или поют редко. Эти ответы нас удивили и озадачили.
Хочется поделиться интересными высказываниями ребят на 3 вопрос:
Симонова Настя (5-А): «ощущаю себя настоящей певицей», Баркова Настя (5-В): «испытываю разные чувства, хочется выйти в полёт», Гутров Андрей (5-Б): «я чувствую, что голос становится чище, настроение лучше», Минеева Мария (5-Д): «испытываю чувства к музыке», Александрова Анна (5-Д): «чувствую переживание этой песни», Иванова Алина (5-Д): «чувствую, что ещё чуть-чуть, и я взлечу», Чойжинимаев Анжи (5-Д): «прибавляются силы, и хочется петь ещё и ещё», Савенко Влад (5-В): «чувствую красоту звука», Панова Таня (5-В): «я становлюсь энергичней, сильной и хочется танцевать».
Интересно, что больше всего ребятам нравится петь веселые и современные песни. Мальчики отдают предпочтение военным, в стиле рэп, рок, хип-хоп, а девочкам нравятся песни современные, иностранные, про любовь.
Пояснение ответа на последний вопрос анкеты вызвал у многих ребят затруднение. Большинство ребят считают, что пение полезно для здоровья, но не знают какое влияние оно оказывает на организм.
Но есть ребята, которые считают, что пение помогает здоровью человека. Например,
Гутров Андрей (5-Б): «Конечно. Произносятся лучше слова, человек четче говорит», Орехова Вероника (5-Б): «Да. Развивается голос и артикуляция», Гавриленко Дарья (5-В): «Да. Пение укрепляет голос», Савенко Влад (5-В): «Да. Пение делает голос сильнее, чище и красивее», Тарасова Виолетта (5-А): « Да, оно помогает органам дыхания».
Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу о том, что большинство ребят не знают о пользе пения. Мы решили, что необходимо поделиться своими познаниями и рассказать о полезности пения.
Во второй четверти мы планируем провести информационные «пятиминутки» среди учащихся 5-х классов, где представим материал о полезном влиянии пения на здоровье человека.
Чтобы заинтересовать своей информацией ребят, мы создали рекламную памятку «Пойте на здоровье!» для распространения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В неё мы включили такие разделы:
Мы считаем, что наша разработка будет полезной, и надеемся, что она понравится ребятам.
Изучив и проанализировав литературу по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
1) Голос – это уникальный инструмент общения, которым обладает каждый человек. Особую красоту он обретает в пении.
2) Пение – это гимнастика для нашего организма. Знать о пользе пения и использовать возможности своего голоса может каждый человек.
3) Пение – это путь к здоровью. Оздоровление пением не требует каких-либо затрат и доступно каждому из нас.
На начальном этапе практической части исследования (анализа анкетирования ребят) мы получили результаты, которые нас немного огорчили. Ребята мало что знали о пользе пения, некоторые признались, что поют редко или не любят петь вообще. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо создать и представить информационный материал о полезности пения.
Нами была создана рекламная памятка «Пойте на здоровье!». Она будет интересна и полезна не только любителям пения, но и тем, кто поёт редко. Рекомендации по бережному отношению к своему голосу помогут сохранить красоту и своеобразие каждого тембра, повысить иммунитет и оздоровиться.
Благодаря работе над темой проекта, я больше узнала о влиянии пения на здоровье человека, о том, какие правила при пении надо соблюдать, как сделать свой голос ярче и выразительнее.
Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. М., «Советский композитор». 1989.
Княжинская Н. Голосовые психотехники – теория и практика. www.knyazhinskaya.ru
Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки // Образование в современной школе. 2005. №9. С.44-57.
Попов А.И. Вокал и здоровье. Интернет.
Размашкина Н.В. Влияет ли пение на здоровье? Интернет-портал ProШколу.ru
Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград, «Учитель». 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ ответов учащихя 5-х классов на вопросы анкеты
1) Любишь ли ты петь?
2) В какой обстановке (ситуации) тебе нравится петь?
3) Что ты испытываешь (чувствуешь), когда поёшь?
4) Какие по характеру песни тебе нравится петь?
5) Как ты думаешь, влияет ли пение на твоё здоровье? Поясни свой ответ.
5-А класс
4. Быстрые, новинки, иностранные, военные, грустные, веселые, разные, школьные, про любовь, современные, рок, хип-хоп, народные, зарубежные, клубные, спокойные, добрые, про здоровье.
5-Б класс
3.Подниматся настроение, чувствую, что голос становится чище, радость, нежность, ничего, веселье, восхищение, удовольствие, облегчение, голос звучит по-другому, счастье.
4. Мечтательные, рок, «Маленький принц», современные, школьные, веселые, «Гимн Лиги чемпионов», спокойные, попса, иностранные, любые, быстрые, попса, рок, военные, грустные.
5-В класс.
5-Д класс
1. Да-10. Нет-4. Иногда-1. Не очень-3.
2. Дома-3. В школе-2. На уроке- 2. С друзьями-2. В караоке-1. В тишине-1. Когда слушают-1. В хорошей-1. На концертах-2. Хорошее настроение-1. Не в какой-4. Подпеваю-1.
3. Веселье, радость грусть, поднимается настроение, любовь, свободу.
4. Веселые, энергичные, спокойные, нежные, грустные, школьные, современные, иностранные, длинные, реп, рок, классические, ритмичные, зарубежные.
ДИАГРАММА №1
ДИАГРАММА №2
ДИАГРАММА №3
ДИАГРАММА №4
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Замечено, что некоторые звуки имеют целительную силу.Прислушайтесь к себе, найдите свою мелодию. Целебные звуки пропеваются, и самочувствие улучшается.
Гласные:
А – лечит сердце и желчный пузырь.
И – укрепляет глаза, уши, кишечник, прочищает нос.
О – активизирует работу поджелудочной железы.
У – улучшает дыхание, работу почек, мочевого пузыря.
Ы – полезен при болезнях ушей, улучшает дыхание.
Э – нормализует работу головного мозга.
Согласные:
В, Н, М – улучшают работу головного мозга. К, Щ – лечат уши.
Х – улучшает, выравнивает дыхание. С – помогает в лечении кишечника, сердца, лёгких.
М – помогает при сердечных заболеваниях. Ш – лечит печень.
Сочетание звуков:
ОМ – помогает снижаться давлению. АЙ, ПА – для сердца.
АП, АМ, ИТ, УТ – исправляют дефекты речи.
УХ, ОХ, АХ – избавят от негативной энергии.
врач-терапевт Витальева К.В. газета «Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь»
ПРАВИЛА ПЕНИЯ
♦ Пойте естественным голосом, без крика и напряжения.
♦ Дыхание надо брать спокойно, не поднимая плеч. Распределяй дыхание до конца фразы.
♦ Во время пения необходимо следить за своей осанкой:
- спина должна быть прямой;
- корпус, голова, шея ненапряженными;
- руки в свободном положении на коленях или опущены.
♦ Гласные в песни тяни, а согласные произноси коротко и отчётливо.
♦ Слушай себя во время пения и следи за тем, чтобы голос звучал красиво.
♦ Думай, о чём поётся в песне и исполняй её выразительно.
♦ Когда поёшь не один, прислушивайся к пению других. Твой голос не должен выделяться.
♦ Во время пения необходимо следить за своей осанкой:
- спина должна быть прямой;
- корпус, голова, шея ненапряженными;
- руки в свободном положении на коленях или опущены.
БЕРЕГИТЕ ГОЛОС
Помните!
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении.
Карандаши в пакете
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Попробуем на вкус солёность моря?
Яблоко