Эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на психологическую и физиологическую деятельность организма через звук, ритм и эмоции.
Существует и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать ту или иную композицию.
Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует.
Вложение | Размер |
---|---|
музыка и эмоции человека | 116.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением
иностранных языков»
города Северодвинска Архангельской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ
«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА»
подготовила
Завгородняя Валерия Павловна
ученица 9 А класса
МАОУ «СОШ №6»
Руководитель: Годына Ирина Геннадьевна,
учитель музыки первой
квалификационной категории
Северодвинск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эмоции в жизни человека…………………………………………………..4
Глава 2. Влияние эмоций на физиологическое состояние человека………………4-5
Глава 3. Влияния музыки на психологическое состояние человека…………………5-6
Глава 4. Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние
человека………………………………………………………………………………….7-8
Заключение………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………..10
Приложение 1…………………………………………………………………………….11
Приложение 2…………………………………………………………………………….12
Приложение 3…………………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало еще из Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор.
В современной медицине все большее распространение получает термин «музыкотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
В ходе изучения литературы мы обратили внимание на тот факт, что в учебниках по психологии описываются больше физиологические процессы, связанные с восприятием звука, а не его отражение в эмоциях.
Из этого следует, что влияние музыки на эмоциональную сферу людей разных возрастов, образа жизни, образования недостаточно изучено. Данный факт вызвал у нас интерес и привел нас к теме исследования «Влияние музыки на эмоциональную сферу человека».
Цель исследования – изучение влияния музыки на эмоциональное состояние обучающихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;
- провести анкетирование по выявлению музыкальных предпочтений обучающихся;
-провести практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние;
-проанализировать эмоциональные изменения, происходящие у обучающихся под воздействием музыки разных направлений.
Под рабочей гипотезой мы предполагаем, что музыка разных направлений способна вызывать эмоциональные изменения у обучающихся.
Объект исследования – изучение эмоционального состояния человека.
Предметом исследования являются обучающиеся в возрасте 15 лет.
В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.
Работа состоит из теоретической и практической части.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человек не может себе представить жизнь без эмоций. Ведь эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [1, 23-24].
Эмоции — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей [2, 941].
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о значимости происходящего.
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать.
Эмоциональное состояние, сопровождающееся физиологическими изменениями организма, говорит о тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма. В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость [1, 26]
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. "Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются" [1, 56-57.].
Таким образом, эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на деятельность организма человека.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Всякое эмоциональное состояние сопровождается физиологическими изменениями в организме. Не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями. Ч. Дарвин доказал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни (книга "Выражение эмоций у человека и животных" 1872 г). Дальнейшее развитие мыслей Ч. Дарвина получило в теории У. Джемс и К. Ланге. В ней соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса–Ланге являются первопричинами эмоций. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция [1, 66.].
Впоследствии появились теории описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека, в зависимости от характера и интенсивности эмоционального воздействия.
Таким образом, влияние эмоций на физиологическое состояние человека находит свое подтверждение в работах ученых.
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯННИЯ МУЗЫКИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В мире человека окружает много разных звуков и ритмов. Но только музыкальные звуки связаны между собой определёнными гармониями. А мелодии, написанные в ритмах 4/4, 2/4, 3/4, 6/8 … имеют прямое соответствие ритмам жизненных процессов человека. Так, например, ритм вальса (3/4) близок сердцебиению человека и является важнейшим жизненным ритмом.
Организм человека, как уникальный и тонко настроенный инструмент, способен не только улавливать эти звуки и ритмы, но и излучать свои частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни. Музыка, в которой частоты и ритмы совпадают с ритмами и частотами человека, действует по принципу глубокого массажа на атомном и молекулярном уровнях. Так как в тканях человека высокое содержание воды, звуковые волны свободно проникают в тело человека, оказывая многостороннее воздействие практически на все его функции (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на эмоции, желания, чувства [3, 56].
Важно отметить, что на организм человека музыка оказывает не только прямое воздействие (воздействие звука и ритма на клетки, органы, функциональные процессы), но и воздействует на эмоции, которые в свою очередь влияют на множество физиологических процессов.
Примером положительного воздействия является народная и классическая музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии. Именно музыка этих жанров оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Приведем несколько примеров отрицательного воздействия музыки, при котором происходит искажение душевного и физического здоровья:
Удовольствие, которое получает человек от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает в пучину животных чувств и страстей, агрессии, злобы, нигилизма, наркотиков (в том числе шоколада и сахара), алкоголя, никотина, безответственных отношений.
Не малую роль в воздействии музыки на человека играет и содержание произведения, его духовность. Аристотель говорил: "Всегда надо остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада" [3, 75].
Творчество великих композиторов всегда направлено на нравственное, физическое и духовное здоровье человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет "сделать их лучше".
Музыка как средство воздействия влияет не только на сознание, но и на подсознание. В научно-экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряда психических функций под действием рока (уменьшение объема краткосрочной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства раздражения и тоски).
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Для исследования влияния музыки на эмоциональное состояние человека с учащимися в возрасте 15 лет были организованы следующие методики: анкетирование «Музыка в моей жизни» и тест Люшера. Группа испытуемых состояла из 10 подростков, отобранных методом случайной выборки.
Описание процедуры исследования:
Анкетирование проводилось индивидуально с каждым испытуемым в конце учебного дня после 6 урока (Приложение 1).
После беседы с каждым участником анкетирования мы выяснили, что ребята слушают музыку ежедневно, двое из них окончили музыкальную школу. Выявились следующие музыкальные предпочтения: Рок музыка – 3 человека, Рэп –2 человека,
RnB – 2 человека, Рок-н-ролл – 1 человек, Металл –2.
С детьми была проведена разъяснительная работа по выполнению следующего задания.
Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков (Приложение 2), которые были распределены по музыкальным жанрам:
1-металл,
2-классика,
3-рок-н-ролл,
4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),
5-рэп,
6- рок,
7-RnB
8-джаз
Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.
После каждого отрывка испытуемому предлагалось оценить отношение к данному произведению и выбрать цвет, соответствующий настроению, вызванному прослушанной музыкой.
Таким образом, мы получили показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов 1 и 2: отношение к музыке (от 0 до 3 баллов) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).
Таблица 1
Музыкальный стиль | испытуемые | баллы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
металл | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 15 |
классика | 0 | 2 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 9 |
рок-н-ролл | 2 | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 | 11 |
поп-музыка | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 |
рэп | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 14 |
рок | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 21 |
RnB | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 20 |
джаз | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 6 |
Таким образом, мы видим, что испытуемые отдают свои предпочтения музыке следующих направлений: рок (21 б.), RnB (20 б.), металл (15б.), рэп (14 б.)
Таблица 2
Музыкальный стиль | испытуемые | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
металл | 0 | 6 | 1 | 5 | 7 | 0 | 1 | 6 | 2 | 1 |
классика | 2 | 2 | 0 | 3 | 2 | 4 | 3 | 0 | 2 | 4 |
рок-н-ролл | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 1 | 3 | 4 | 3 |
поп-музыка | 1 | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 |
рэп | 5 | 4 | 4 | 2 | 5 | 5 | 3 | 1 | 6 | 1 |
рок | 3 | 7 | 7 | 7 | 1 | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 |
RnB | 6 | 6 | 1 | 1 | 6 | 5 | 5 | 1 | 5 | 1 |
джаз | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 0 | 0 | 3 | 3 |
Как видно из таблицы, явно прослеживается зависимость выбора цвета от жанра музыкальной композиции. Так, "тяжелые" музыкальные жанры вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные жанры – со спокойными цветами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам:
эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека и способны влиять на психологическую и физиологическую деятельность организма через звук, ритм и эмоции.
Существует и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать ту или иную композицию.
Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь три (рок-н-ролл, классика и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп).
Работа достигла поставленной цели. Мы изучили влияние музыки на эмоциональное состояние обучающихся.
Гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась.
Прикладная значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для проведения внеклассных занятий с обучающимися и на уроках музыки. Благодаря исследованию, ребята смогут ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями.
Список используемой литературы
1.Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995 С.23-24, С.26, С. 35, С. 56-57, С.66.
2.Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
3 Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С.56, С.57, С.75.
4.Собчик Л.Н. Метод цифровых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. - СПб: Речь,2007. С 3.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://muzofon.com/search/Bring
1. Bring Me The Horizon «Can You Feel My Heart»
2.В.А. Моцарт «Симфония №40»
3.The Beatles «Rock and Roll Music»
4.Michael Jackson «Billie Jean»
5. Eminem «Berzerk»
6.Three Days Grace «I Hate Everything About You»
7.Beyonce «If I Were A Boy»
8.Eddie Fisher «When I Leave The World Behind»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Музыка в моей жизни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список музыкальных фрагментов, предложенных детям.
1. металл - Bring Me The Horizon «Can You Feel My Heart»
2. классика - В.А. Моцарт «Симфония №40»
3. рок-н-ролл - The Beatles «Rock and Roll Music»
4. современная эстрадная музыка (поп-музыка) - Michael Jackson «Billie Jean»
5-рэп - Eminem «Berzerk»
6.рок - Three Days Grace «I Hate Everything About You»
7. RnB - Beyonce «If I Were A Boy»
8. джаз - Eddie Fisher «When I Leave The World Behind»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест Люшера (краткий вариант).
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Характеристика цветов.
Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.
Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.
Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.
Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.
Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.
Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Басня "Две подруги"
Сказка про Серого Зайку
Что общего у травы и собаки?
Любимое яичко