Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. В нашей стране, в том числе в нашем лицее с 2005 года действует программа «Здоровье нации», направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшении психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…»- гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы данного проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
1.proekt_muzyka_i_zdorove.doc | 154.5 КБ |
vvodnaya-prezentatsiya-vliyanie-klassiki.pptx | 1.61 МБ |
IХ городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юниор»
Секция: естествознание
Название работы:
«Влияние классической музыки на здоровье школьника»
Автор работы:
Ульянов Алексей Юрьевич
г.о. Тольятти, МБУ лицей № 51, 3А класс
Научный руководитель:
Дымченко Галина Васильевна,
учитель математики высшей категории, МБУ лицей №51
Саратцева Ольга Ивановна,
Учитель музыки высшей категории, МБУ лицей №51
Тольятти
2013
Цель проекта:
Доказать, что классическая музыка оказывает положительное влияние на школьника, его чувства, эмоции и даже способна исцелить.
Задачи проекта:
1.Изучить теоретический материал по данной теме.
2.Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся 3-х классов до и после прослушивания классических музыкальных произведений.
3.Предложить рекомендации по оздоровлению организма школьника средствами музыкального искусства.
Предмет исследования:
Состояние здоровья школьников 3-х классов.
Гипотеза:
Если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Методы исследования:
База исследования.
МБУ лицей №51
Практическая значимость.
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления школьников средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.
Оглавление:
Стр.
1.Введение. 3
2.Глава I Музыка и здоровье. 5
3.Глава II Сила воздействия классической музыки на человека. 7
4.Глава III Музыка во благо, музыка во вред. 9
5.Глава IV Сила воздействия классической музыки на детей 10
школьного возраста.
6.Заключение. 11
7.Используемая литература. 12
8.Приложение №1. Методика «Градусник». 13
9.Приложение №2. Результаты исследования. 14
10.Приложение№3. Рекомендации по использованию средств
музыкального искусства в оздоровлении организма. 15
11.Приложение№4. Репертуар произведений для сеансов 16
музыкальной терапии.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного…»
Платон
Введение.
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. В нашей стране, в том числе в нашем лицее с 2005 года действует программа «Здоровье нации», направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшении психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…»- гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы данного проекта.
Глава 1.
Музыка и здоровье.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён они окружали человека. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц
Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства - возникла музыка.
«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате
экспериментальных исследований. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.
Ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Когда в средние века города охватывала эпидемия чумы, что бы справиться с ней, народ, не переставая, звонил в колокола. И это действительно помогало. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.
В некоторых медицинских центрах музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, рокота океанских волн, пения птиц, шума дождя.
Глава 2.
Сила воздействия классической музыки на человека.
Классика обладает не только инновационными целебными свойствами. Научно доказано, что она значительно повышает и мозговую активность. Особенно чувствительно относятся к музыкотерапии маленькие дети, организм которых еще находится на стадии развития, и не сформирован oкончательно. В родильном отделении клиники городка Кошице-Сака в Словакии нашли способ, чтобы успокоить младенцев, оторванных от матери, при помощи классической музыки. Используя обычные наушники, которые на младенцах кажутся огромными, они дают им прослушивать музыку Моцарта или Вивальди. Как утверждает главный врач, воздействие музыки регулирует дыхание и поддерживает нормальный сердечный ритм. Музыкальная терапия помогает набирать ему вес, избавиться от стресса и преодолеть боль. Дети слушают музыку 5-6 раз в день от классической музыки до звуков леса. Медсестры используют этот метод для ухода за недоношенными детьми, поскольку это стабилизирует их дыхание.
Особое внимание уделяется воздействию различных музыкальных инструментов на живые организмы. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Арфа улучшает работу кровеносных сосудов, труба оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а орган эффективна при радикулитах и невритах. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Давно известно о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у школьников – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Глава 3.
Музыка во благо, музыка во вред.
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. В последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Глава 4.
Сила воздействия классической музыки на детей школьного возраста.
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если школьника духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Мы решили провести тестирование среди учащихся 3-х классов по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.
В своём исследовании мы использовали адаптированную методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см. Приложение № I).
Программа прослушивания длилась 9 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных учителем музыки Саратцевой О.И.:
1. П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» - 2 минуты.
2.В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» - 2 минуты.
3.В.А.Моцарт «»Турецкий марш»» - 2 минуты.
В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице (см. Приложение №II).
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН- самочувствия, активности, настроения) учащихся 3-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате у учащихся отмечено улучшение самочувствия, повышение степени активности, изменение настроения в лучшую сторону.
Таким образом, мы убедились и доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье школьника.
Заключение.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достичь, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. ( см. Приложения III,IV).
Во многих городах России, в том числе и в Тольятти, в школах используют звонки с классическими мелодиями. Мы предлагаем использовать в нашей школе такие звонки, так как музыка, звучащая перед началом урока способствует:
Мы рекомендуем использовать классическую музыку в школьном процессе - во время уроков и на переменах. Например, в нашем классе мы применяем музыкальное начало урока – это сразу настраивает учащихся на определенный лад. Наш классный руководитель Дымченко Г.В. использует во время проведения уроков дидактический материал из своего сборника «Правильные песенки». Это песни-задания направленные на последовательное усвоение и закрепление полученных знаний на уроках русского языка и математики. Пропеваются правила по математике и русскому языку, песенные задачи. Простые мелодии не «пугают» школьников, формируют эмоциональный фон. Ученики находится в позитивном эмоциональном состоянии. Ненавязчиво, с большим интересом к выполняемой работе, достигается эффект художественно-творческого развития детей.
Во время подвижных перемен Г.В. Дымченко также включает нам фрагменты музыкальных произведений, под которые мы делаем различные упражнения (Марш Е.Тиличеева, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев, польки И. Штрауса).
Также был проведен открытый урок по теме «Сказки Пушкина», во время которого звучали фрагменты музыки, написанной композиторами по сказкам великого писателя и поэта («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н. Римский-Корсаков, «Сказка о попе и работнике его Балде» Д.Шостакович, «Руслан и Людмила» М.Глинка). Эта музыка вызвала у детей ассоциативные образы и помогла полнее изучить материал. Урок был интересен как учащимся, так и присутствующим родителям.
Делая выводы о пользе классической музыки мы хотели бы рекомендовать школьной администрации:
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
Литература:
Приложение № I
Методика «Градусник»
(экспресс-вариант методики САН)
Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения).
Функциональное состояние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
(С) Самочувствие | |||||
(А) Активность | |||||
(Н) Настроение |
Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.
Инструкция:
Сначала оцените своё самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).
Оценка результатов.
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле: САН= (С=А=Н) : 3.
Использовать экспресс-диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста (9-10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий.
Приложение № II
Таблица «Результаты исследования 3-х классов»
Приложение № III
Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма.
Если у вас угнетённое депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого состояния:
Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
Приложение №4.
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.
Желаемое действие. | Рекомендуемое музыкальное произведение. |
Снятие нервного напряжения | П.И.Чайковский «Июнь Баркарола» из цикла «Времена года»; «Сентиментальный вальс». Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14». |
Снятие депрессивного состояния. | Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида». |
Снятие головной боли и мигрени. | М.Огиньский «Полонез Ф. Мендельсон «Весенняя песня». |
Повышение общего тонуса. | П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». |
Расслабление, успокоение. | Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения. | П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; Ф.Лист Фортепианные концерты |
Стимулирование творческого мышления. | Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха. |
Слайд 1
Вводная презентация « Влияние классической музыки на здоровье школьника» Составили: ученик 3 « А» класса Ульянов Алексей Учитель музыки: Саратцева О.И. Лицей № 51Слайд 2
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного…» Платон
Слайд 3
Актуальность Во все времена классическая музыка оказывала и оказывает положительное влияние на человека вообще и на подрастающее поколение особенно, на его чувства, эмоции и даже имеет целительную силу; Вовлекая молодежь в мир классической музыки, мы надеемся, что это увлечение станет глубоким и окажет влияние на становление личности подростка, а мир искусства будет сопровождать его всю дальнейшую жизнь.
Слайд 4
А вы можете представить? С древности выделяли три направления влияния музыки на человека: 1. на духовную сущность человека; 2. на интеллект; 3. на физическое тело.
Слайд 5
Основополагающий вопрос А вы знаете? Силу воздействия классической музыки на человека? Музыка во благо, или музыка во вред? Силу воздействия классической музыки на детей школьного возраста? Как музыка влияет на здоровье?
Слайд 6
Гипотеза Если духовно развивать школьника средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Слайд 7
Практическая значимость. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления школьников средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и любит музыку.
Слайд 8
цель Доказать, что классическая музыка оказывает положительное влияние на школьника, его чувства, эмоции и даже способна исцелить.
Слайд 9
Что мы для этого сделаем?
Слайд 10
Объект исследования? Школьники 21 века Состояние здоровья школьников 3-х классов.
Слайд 11
Методы исследования • изучение и анализ литературы по данной теме проекта; • наблюдение, экспертный опрос, тестирование; • метод математической статистики;
Слайд 12
База исследования МБУ лицей №51
Слайд 13
Для этого нужно сделать И сследовать воздействие классической музыки на человека? Выяснить музыка во благо, или музыка во вред? Определить воздействия классической музыки на детей школьного возраста? рассмотреть как музыка влияет на здоровье.?
Слайд 14
Необходимо сделать Изучить 1. в лияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. в лияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 3. в оздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Слайд 15
Диагностика Мы решили провести тестирование среди учащихся 3-х классов по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.
Слайд 16
Что мы сделали? В своём исследовании мы использовали адаптированную методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов. Подобрали программу фрагментов музыкальных произведений, прослушивания длилось 9 минут и В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице
Слайд 17
Экспертная группа Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН- самочувствия, активности, настроения) учащихся 3-х классов, сделали выводы о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате у учащихся отмечено улучшение самочувствия, повышение степени активности, изменение настроения в лучшую сторону. Таким образом, мы убедились и доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье школьника.
Слайд 18
Рекомендации Делая выводы о пользе классической музыки мы хотели бы рекомендовать школьной администрации: 1. Приобрести звонок с записями классических мелодий 2. Утром включать запись гимна лицея (воспитывается дух коллективизма). 3. Применять музыкальное начало урока, чтобы настроить учащихся на определенный лад. 4. Использовать музыкальные фрагменты во время проведения подвижных перемен, а также во время подвижных игр на уроках физкультуры. 5. Использовать классическую музыку на уроке ИЗО и литературы, так как она способствует возникновению ассоциатавно - образного ряда у школьников. 6. Использовать классическую музыку в столовой, так как она помогает лучшему перевариванию пищи.
Слайд 19
Вывод Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение. Материалы данной исследовательской работы будут использованы в проекте: «Влияние классической музыки на здоровье школьника»
Слайд 20
http://www.za-partoi.ru/teatr.html http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=5293 http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906 http://www.google.ru/search?hl=ru http://festival.1september.ru/articles/414116/ http://www.roxy.com.ua/article/sex_and_sex/1928 http://www.xorosho.com/xoroshaya_muzika/klassika/ http://mousosh16.ru/index.php?option
Слайд 21
Спасибо за внимание
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Тигрёнок на подсолнухе
Зимовье зверей
Яблоко