Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства: сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже - поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Пушкинское творчество стало неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые создавали музыкальные произведения на его стихи. А.С. Пушкин говорил: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия!»
«Музыкальные впечатления глубоко отразились в пушкинском творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы о Россини в «Евгении Онегине», пение Лауры в «Каменном госте» и Мери в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке», - читаем мы в одной из статей о Пушкине.
Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией
Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2011_utesheva_pushkin_v_muzyke.doc | 79.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.87 МБ |
VII городская научно-практическая конференция школьников
Возрастная категория: «Юный исследователь»
Секция: «Литература»
Название работы:
Автор работы:
Г.о. Тольятти, МОУ лицей № 51, 5 А класс
Научный руководитель:
Мамбетова Людмила Федоровна
учитель русского языка и литературы
высшей категории МОУ лицея №51
Саратцева Ольга Ивановна
учитель музыки
высшей категории МОУ лицея №51
Тольятти 2011
Список используемой литературы.
Творчество А.С. Пушкина идет с нами по жизни с раннего детства: сказки о золотом петушке, о царе Салтане, о глупой старухе и всемогущей рыбке, стихи, позже- поэмы, повести, романы.… Недавно я узнала, что ко многим произведениям А.С.Пушкина написана музыка, и уже много лет звучат музыкальные произведения, созданные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Пушкинское творчество стало неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые создавали музыкальные произведения на его стихи. А.С. Пушкин говорил: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь- мелодия!»
«Музыкальные впечатления глубоко отразились в пушкинском творчестве. «Моцарт и Сальери», строфы о Россини в «Евгении Онегине», пение Лауры в «Каменном госте» и Мери в «Пире во время чумы», русские народные песни в «Евгении Онегине», в «Борисе Годунове», в «Руслане и Людмиле», в «Капитанской дочке», - читаем мы в одной из статей о Пушкине.
Но, может быть, еще сильнее оказалось обратное влияние- влияние творчества поэта на музыку. Очень многие ранние русские романсы написаны композиторами на стихи своего великого современника. Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией
Мне показалось интересным узнать, какие произведения великого поэта положены на музыку, что за композиторы их написали. Для этого я обратилась к книгам.
Цель работы.
Познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика.
2. Изучить произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку.
3. Провести анкетирование среди людей разных возрастных групп с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина.
Актуальность темы
Не секрет, что в наше время люди стали меньше читать хорошей литературы слушать хорошей музыки, их заменило «краткое изложение» классического текста и «клубная музыка». Перед началом своей работы над этим проектом я провела опрос в своем классе, чтобы узнать, знают ли мои одноклассники о произведениях Пушкина, положенных на музыку. В опросе участвовали 22 учащихся 5 «А» класса МОУ лицея №51. Предлагаю вашему вниманию результаты данного опросо.
Вопрос 1. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С.Пушкина?
Часто – 7 из 22 (31,8 %)
Редко – 15 из 22 (68,2 %)
Вопрос 2. Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?
Да – 10 из 22 (45,5 %)
Нет – 12 из 22 (54,5 %)
Вопрос 3. Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку.
Не назвали – 20 из 22 (90,9 %)
Назвали – 2 из 22 (9,1 %) (назвали произведения «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Русалка»)
К сожалению, опрос показал, что очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии.
Мне показалось интересным и важным показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому мы находим так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается оно разными средствами, в разных формах, по- разному воздействуя на нас.
В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
«Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки», – писал А.Н.Серов. А замечательный русский композитор А.К.Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем я могу стоять на коленях!»
Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своему внутреннему миру, зажигаться его поэтическим вдохновением.
Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.
Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…» Пушкин – единственный из русских поэтов, который писал стихи на определенную мелодию. Так, услышав в Бессарабии цыганскую песню, он создает полную страстного огня и драматизма песню Земфиры, а под непосредственным воздействием восточной мелодии рождается стихотворение «Не пой, красавица, при мне».
Поэт часто обращается в своём творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабыни в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине» и многие другие.
Не одна только народная музыка завоёвывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно всё современное ему музыкальное искусство – будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка.
В лицейские годы в домашнем театре графа В.Толстого Пушкин знакомится с модными в то время операми Е.Фомина и Д.Поизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыке Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.
Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея и до момента ссылки на юг, богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым.
В этот период театр – трагедия, комедия, опера, балет – занимает весьма значительное место в жизни Пушкина. Часто в письмах Пушкин говорит о Россини. Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти». А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».
Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. Он завсегдатай на концертах в филармоническом зале. Весьма интересна программа этих концертов: Реквием Моцарта, «Сотворение мира» Гайдна, симфония Бетховена. Пушкин частый гость на музыкальных вечерах у Виельгорских, у Зинаиды Волконской, дом которой был, как писал Вяземский «волшебным замком музыкальной феи… Там стены пели: там мысли, чувства, разговор, движения – всё было пение».
Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском (теперь Большом) театре. В московских и петербургских шли в то время оперы: «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фенелла» Обера.
Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1837 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу.
Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Известно, что поэт часто встречался с Глинкой, слушал его у Дельвига «он (Глинка) часто услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением», - вспоминает А.Керн. Романс, написанный Глинкой на стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Ещё в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами. Н.Корсаковым и М.Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихи Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Многие романсы входят в постоянный светский репертуар («Черная шаль», «Старый муж» А.Верстовского, «Зимний вечер» М.Яковлева, «Погасло дневное светило» И.Геништы).
С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева - лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение « Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки.
Большое число стихотворение поэта в 20-е годы пелось как городская песня: « Чёрная шаль», « Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», « Буря Мглою», « Девицы, красавицы», « Старый муж», « Любви, надежды, тихой славы».
Гениальная опера « Руслан и Людмила» М. Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина.
Среди имён композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта.
Пушкин любил русские песни, он не только их записывал, но и старался в некоторых своих стихах подражать народному творчеству, черпая из песен образы своих героев или сюжеты произведений. На основе народной поэзии появились некоторые поэмы балладного склада поэта. Кроме того, народность произведений Пушкина звучит и в его повестях и романах, пьесах и поэмах. Многие стихи Александра перешли в число народных песен. К ним относится «Зимний вечер», ставший достаточно популярной в народе песней.
Стихотворение «Зимний вечер» написано Пушкиным в 1825 году в томительной ссылке в глухом Михайловском (Псковском имении отца поэта), где единственной собеседницей и утешительницей поэта была его няня Арина Родионовна; музыка принадлежит М.Яковлеву.
Очень скоро благодаря искренности и простоте это произведение стало распеваться как народная песня. Наивная, печальная мелодия поверяет слушателям грусть и тоску изгнанника – поэта.
Стихотворение Пушкина « Песня Земфиры» («Старый муж, грозный муж») было переложено на музыку при его жизни четырьмя композиторами (Верстовским, Виельгорским, Гурилевым, Ганнибалом-дядей Пушкина). Самым популярным из них как во время поэта, так и теперь является романс А. Верстовского «Цыганская песня». Произведение это привлекает необузданной энергией и огромной внутренней силой. В романсе слышатся отзвуки цыганской песни.
Над трагедией «Русалка» Пушкин начал работать в 1829 году. Русские народные сказки побудили поэта создать свое произведение.
Напечатана «Русалка» была после смерти автора.
Даргомыжский не раз в переписке отмечал свою особую любовь к творчеству Пушкина, и не раз говорил «… не могу шагу без него». Им написано на тексты Пушкина 17 романсов и 3 оперы («Торжество Вакха», «Русалка» и «Каменный гость»).
Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было делом трудным и ответственным. Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы. В одном из его писем читаем: «Что меня мучает – это либретто: вообрази, что я сам плету стихи. Поэты у нас все гении… и с ними ладу никакого нет; смотрят на тебя с высоты и презирают».
Либретто создано композитором, очень близко трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.
«По своей мелодической прелести, - писал Чайковский, - по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива «Русалка» в ряду русских опер занимает бесспорно первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки».
Каватина Князя – одна из любимейших арий – привлекает слушателей выразительной мелодией. Большую роль отводит композитор в сопровождении, усиливающему, дополняющему ее драматический характер.
В 30-х годах Пушкин создает ряд сказок. Знание русского фольклора поэт широко использовал в своем творчестве. По словам М. Горького, «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу, не искажая…».
В 1899 году к столетию со дня рождения Пушкина Н.А.Римский – Корсаков создает оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановича и о прекрасной царевне Лебеди». Либретто к этой опере написал В.Н.Бельский, сохранив по возможности пушкинский текст и сюжет.
Музыка Римского – Корсакова замечательно передает неторопливый стиль повествования, нарочитую медлительность, свойственной пушкинскому произведению. Очень живописны симфонические антракты: знаменитые «Три чуда», «Полет шмеля» и другие.
Мягкий, шутливый тон этого произведения подчеркивается близостью некоторых музыкальных эпизодов к частушке. В музыке часто звучат подлинно народные песни и песни, созданные композитором в духе народного фольклора.
Первая постановка оперы состоялась в октябре 1900 года в Москве и прошла с шумным успехом. Восторг зрителей был вызван как прекрасной музыкой, так и блестящим оформлением спектакля, которое принадлежало кисти замечательного русского художника М. А. Врубеля. С тех пор «Сказка о царе Салтане» прочно вошла в оперный репертуар русского театра.
В 1834 году Пушкин создает редкую по сатирической силе «Сказку о золотом петушке».
Сюжет этого произведения лег в основу последней оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», в котором композитор задался целью «Додона (у Пушкина – Дадон) осрамить окончательно».
Либретто, написанное В.Н.Бельским, во многом углубляет злой сатирический тон пушкинского произведения, вводит много новых ситуаций, раскрывающих главную идею оперы – высмеивание самодержавия.
Мир красоты, утонченности, мечтательности олицетворяет прекрасная Шемаханская царица, которая противопоставляется в опере грубому, неизменному царству Додона.
Опера появилась на частной сцене 14 сентября 1909 года в Москве, через год после смерти ее создателя, и была тепло принята слушателями.
С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки. Крупнейшим из них стала «Руслан и Людмила», созданная Глинкой и поставленная в 1840 г. в Петербурге. Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере.
Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.
Вывод.
Все самые гениальные композиторы XIX, XX веков с волнением «оживляли» в музыке творения поэта, привнося с музыкой свою гамму чувств, дополняя и углубляя содержание произведений. Только в дореволюционное время количество романсов на стихи А. С. Пушкина превышало 500, а в наше время уже более 1000: романсы Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рахманинова, Глазунова. Мясковского, Прокофьева, Свиридова и многих других. Высшие достижения русской оперной классики навеяны гением Пушкина: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Русалка», «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского
К сожалению, анкетирование показало, что современные молодые люди не очень хорошо знакомы с музыкальным наследием Александра Сергеевича. Я надеюсь, моя работа заинтересует моих одноклассников и они тоже с удовольствием будут изучать произведения Пушкина.
Заключение
Пушкин – наше всё. Я несколько раз слышала это выражение, но только сейчас поняла его значение. Наверное, нет другого такого поэта, так вдохновлявшего композиторов! Пушкинская тематика используется в огромном количестве музыкальных произведений - оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни … Наверное, целой жизни не хватит, чтобы изучить все произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку. Я рассказала лишь о нескольких из них. Стихи великого поэта привлекали и продолжают привлекать композиторов и сегодня. Бородин, Римский-Корсаков, Даргомыжский, Глинка оставили нам прекрасные образцы лирических интерпретаций поэзии Пушкина. Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
Список используемой литературы.
1. Овчинников М.А. “Творцы русского романса” – М.:Музыка,1992.
2. СмирноваЭ. “Русская музыкальная литература” - М.: Музыка, 2001.
3. Соболева Галина “Русский романс” - М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995.
4. В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.
5. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.
6. Материалы и статьи, опубликованные в Интернете.
http://pyshkin-literatyra.ru/index.html
http://create-daydream.narod2.ru/
Слайд 1
«Пушкин в музыке» Утешева Евгения 5»А» МОУ лицей №51 Тольятти 2011Слайд 2
Задачи: 1. Проследить, в каких произведениях русских музыкальных классиков используется пушкинская тематика. 2. Изучить произведения А.С. Пушкина, положенные на музыку. 3. Провести анкетирование среди людей разных возрастных групп с целью выявить знание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина .
Слайд 3
Цель работы: Познакомиться с музыкальными иллюстрациями произведений А.С. Пушкина.
Слайд 5
Я помню чудное мгновенье… .
Слайд 6
М.Глинка «Руслан и Людмила»
Слайд 8
П.И. Чайковский М.И. Глинка Н.А. Римский- Корсаков
Слайд 9
Н.А.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»
Слайд 10
Н.А. Римский-Корсаков опера
Слайд 11
Список используемой литературы. Овчинников М.А. “Творцы русского романса” – М.:Музыка,1992. 2. СмирноваЭ. “Русская музыкальная литература” – М.: Музыка, 2001. 3. Соболева Галина “Русский романс” – М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995. 4. В. Васина-Гроссман. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва. 5. С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва. 6. Материалы и статьи, опубликованные в Интернете. http :// pyshkin-literatyra.ru / index.html http://create-daydream.narod2.ru/
Слайд 12
Благодарю за внимание!
Ах эта снежная зима
Зимняя сказка
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рождественские подарки от Метелицы