Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 4 лет я стала учиться пению, с 7 лет – игре на фортепиано, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Министерство образования Омской области
Детская областная общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Шербакульский лицей»
« Влияние музыки на человека»
Научно-практическая работа
Секция: естествознание и обществознание
Выполнила:
ученица 6-Б класса
Андрющенко Яна Юрьевна
Научный руководитель:
Дрожжина Вера Алексеевна
Учитель музыки
Шербакуль - 2013г.
Содержание
1.Введение.
3. Практическая часть
«Влияние музыки на поведение учащихся»…………………11
«Влияние классической музыки на умственные
способности учащихся»……………………………………..12
4. Заключение…………………………………………………14
6. Приложение…………………………………………………16
Выбор темы
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 4 лет я стала учиться пению, с 7 лет – игре на фортепиано, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека?
В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Цель исследования
Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
Задачи исследования
Объект исследования - музыка.
Предмет исследования - влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Гипотеза
Методы исследования
Музыка – посредница между жизнью ума и
жизнью чувств.
Л.Бетховен.
Сила музыки
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, о том, как создать песенное заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. (слайд 7)
Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. (слайд 8)
Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора,(слайд9) считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель (слайд 10 )также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращение человеку бодрости, энергии под действием чарующих звуков. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны также в древних папирусах и Библии. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XIX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и аромотерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Музыкотерапия
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Московский врач
Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.
«Эффект Моцарта»
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:
Польза пения
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решила провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в следующей главе.
Практическая часть
Эксперимент №1
«Влияние музыки на поведение учащихся»
В эксперименте я попросила участвовать ребят своего класса – 18 человек.
Эксперимент прошёл в два этапа:
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.
Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
Результаты анкетирования
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю |
1. | Нравится ли тебе слушать музыку? | 29 | - | - |
2. | Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 29 | - | - |
3. | Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 16 | 11 | 2 |
4. | Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 4 | 10 | 15 |
5. | Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 2 | 5 | 22 |
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни):
Классическая - 4
поп-музыка - 24
рок-музыка - 1
Музыкальный эксперимент
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.
На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.
Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.
Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.
На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.
Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.
Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.
Считаешь ли ты, что некоторые типы музыки могут отрицательно влиять на организм человека?
А. Скорее да, чем нет 60%
Б. Скорее нет, чем да 35%
В. Нет, музыка оказывает только положительное влияние на человека 5%
Вывод
Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.
Эксперимент № 2
«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Для эксперимента мы взяли 10 человек, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.
Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.
При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 затратили 4-5 минут.
Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.
Вывод
Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.
После изучения литературы и по итогам экспериментов я провела классный час для одноклассников, где рассказала о музыкотерапии, дала рекомендации «Как лечиться музыкой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Считаю, что гипотезы полностью подтверждены.
Литература
Приложении
Задания
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (тапочки)
2.Запиши правильно выражения:
а) Цыплят 6)не вырубишь топором
б) Не плюй в колодец 4)вылетит не поймаешь
в) Сила есть 2 пригодится воды напиться
г) Слово не воробей 3)ума не надо
д) Любишь кататься 7)дальше будешь
е) Что написано пером 1)по осени считают
ж) Тише едешь 5)люби и саночки возить
3. Одно яйцо может свариться за 4 минуты.
Какое наименьшее количество минут потребуется,
Чтобы сварить 3 таких же яйца.(4 минуты)
4. Два братца пошли купаться,
один купается, а другой у воды дожидается.
Что это? (ведра)
5. ко100чка (косточка) 7. и100рия (история)
6. 40а (сорока) 8. яяяяяяя (семья)
9. Кто лишний?
Матроскин, Пятачок, Чебурашка, Терминатор, Незнайка, Том и Джерри.
10.
68 11. 2*7 (297) 12. +*3*(237)
* (1) *6* (169) 3*3 (363)
** (68) 128 *00 (600)
Когда и какую музыку лучше слушать?
Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:
Чайковского ("Баркаролла", "Сентиментальный вальс"),
Бизе ("Пастораль"),
Леклера ("Соната до-мажор" (ч.3)),
Сен-Санса ("Лебедь"),
Глюка ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")).
Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"),
Бизе ("Старинная песенка"),
Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"),
Лей ("История любви"),
Леннон ("Вчера"),
Дебюсси ("Лунный вечер"),
Форэ ("Элегия").
Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:
Генделя (ария из кантаты "Те Деум"),
Шуберта ("Аве Мария"),
Шумана ("Грезы"),
Чайковского ("Осенняя песня"),
Дворжака ("Славянский танец 2"),
Форэ ("Колыбельная"),
Чаплина ("Это моя песня").
Программа тонизирующей музыки:
Монти ("Чардаш"),
Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"),
Огинский ("Полонез"),
Сарасете ("Наварра").
Колыбельные:
"Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),
"Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),
"За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),
"Колыбельная Светланы",
"Спи, дитя мое"
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Кантата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
Для общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия 1",
Хачатурян "Сюита Маскарад".
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эгмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия 2".
Слайд 1
Влияние музыки на человека Выполнил: Андрющенко Яна, учащаяся 6-б класса Руководитель: Дрожжина В.А., Учитель музыкиСлайд 2
«Наполним музыкой сердца» Ю. Визбор
Слайд 3
Цель работы: выяснить, как влияет музыка на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся. Задачи: Проанализировать научную информацию по теме. Установить, какие музыкальные стили привлекают детей. Выявить, как музыка влияет на физическую и умственную деятельность детей. Провести классный час «Музыкотерапия»
Слайд 4
Объект исследования - музыка. Предмет исследования - влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Слайд 5
Гипотеза Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка; Могу предположить, что классическая музыка благотворно влияет на выполнение заданий разной сложности.
Слайд 6
Происхождение музыки Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить.
Слайд 7
Происхождение музыки Орфей – прекрасный певец
Слайд 8
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку.
Слайд 9
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Слайд 10
Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины.
Слайд 11
Но вернёмся к более ранним временам. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни.
Слайд 12
Еще в XIX веке yченый И.Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музтыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpось.
Слайд 13
Исследования центра под pyководством Лазаpева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную стpyктypy, щитовидную железу, массиpyют внyтpенние оpганы, достигая глубоко лежащих тканей, стимyлиpyя в них кpовообpащение. Слyшая отдельные классические пpоизведения, беpеменные женщины излечиваются от сеpдечно-сосyдистых заболеваний, pазличных неpвных pасстpойств
Слайд 14
В нашем сложном земном миpе любое явление можно напpавить и в положительнyю и в отpицательнyю стоpоны. Мyзыка - не исключение. Действительно, множество мyзыкальных напpавлений действyют pазpyшительно на живые оpганизмы. Если классическая мyзыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка - наобоpот. Если под воздействием классической мyзыки yвеличивается количество молока y коpмящих матеpей и млекопитающих животных, то под воздействием pок-мyзыки оно pезко снижается. Вообще, pастения и животные пpедпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с yдовольствием слyшают классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют свои листья и лепестки.
Слайд 15
Специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что после пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектyальности" y стyдентов-yчастников экспеpимента на несколько баллов.
Слайд 19
Анкета для учащихся: Какую музыку ты предпочитаешь слушать: А. Рок-музыку 15% Б. Классическую музыку 2% В. Популярную (поп-музыку) 83% Сбор информации о музыкальных увлечениях учащихся
Слайд 20
Сбор информации о музыкальных увлечениях учащихся Считаешь ли ты, что некоторые типы музыки могут отрицательно влиять на организм человека? А. Скорее да, чем нет 60% Б. Скорее нет, чем да 35% В. Нет, музыка оказывает только положительное влияние на человека 5% Число анкетированных : 23человека Рок-музыка -8 человек Поп-музыка- 12 человек Классическая музыка -3 человека
Слайд 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
Слайд 22
Вывод: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». В.А. Сухомлинский
Мороз и заяц
Разлука
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Госпожа Метелица
Снежная книга